|
Современные урок СОВРЕМЕННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ. КАК СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ?
Современные школьники…Какие они? Это те дети, которые абсолютно другие по сравнению с ровесниками, которые жили 10-15 лет назад. Сейчас ребенок не представляет себя без компьютера, плеера и наушников. Наши ребята даже общаются с друзьями совсем иначе – виртуально, в основном в социальных сетях. Воспитывая успешную личность, востребованную в современном обществе, важно быть «на одной волне» с учеником, создать все условия на своих уроках для гармоничного развития личности, обеспечить индивидуализацию обучения, помочь ученикам развить самостоятельность, научить пользоваться новыми источниками информации, а также развить творческие способности учащихся.
Известно, что максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творчества, а мотивационной стороной учебной деятельности должен быть интерес.
Основной движущей силой успешного изучения любого предмета, включая математику, является интерес к предмету, его прикладная значимость, т.к. все объекты, изучаемые в школе, заимствованы из реального мира.
На уроке очень важно заинтересовать учащихся, показать, что математика – это не только полезная, но еще и интересная, увлекательная наука! Наивысшую радость и удовлетворение наши дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. Их глаза загораются в тот момент, когда их учишь чему-то значительному, важному для их жизни вообще. Даже самая неинтересная тема способна увлечь учеников, если связать с ней такие факты, которые вызовут светлое чувство. Так, например, обращаясь к историческим событиям на уроке, в классе можно создать эмоциональный подъем, заинтересованность
Чтобы заинтересовать ученика, показать красоту геометрии, развить творческую активность учащихся, создать для ребенка ситуацию успеха, я применяю методический прием использования на уроках геометрии познавательной информации из истории города. Геометрия постепенно раскрывается ученику совершенно с неожиданной стороны. Уже с первых уроков появляется заинтересованность. Учащимся кажется странным, что можно связать эти два предмета. Использование познавательной информации из истории города дает возможность воспитывать у детей любознательность, чувство национальной гордости.
При изучении геометрии и истории города, ученики рассматривают один и тот же местный материал с разных позиций, что способствует развитию интереса к геометрии, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного города Санкт-Петербурга.
На уроках ребята не «отсиживаются», а принимают активное участие в процессе обучения. Интерес к предмету поддерживается за счет того, что изучая новое, ребята много рисуют, занимаются конструированием, создают модели фигур, их развертки, занимаются исследовательской деятельностью.
Во время урока все учащиеся привлекаются к обсуждению сложных и интересных проблем, поиску решений. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и осознанные знания могут получить все школьники, если предмет, который они изучают, действительно интересен, а уроки проходят «на одном дыхании».
Начиная с пятого класса, мы с детьми выезжаем на геометрические экскурсии по Санкт-Петербургу. Во время экскурсий учащиеся выполняют специальные задания, делают зарисовки, фотографируют отдельные детали и здания в целом в разных ракурсах.
Такие уроки позволяют:
расширить представления учащихся о применении геометрии в различных гуманитарных областях;
расширить общекультурный кругозор учащихся;
сформировать у детей устойчивого желания продолжить знакомство с геометрией в дальнейшем;
развивать мыслительную деятельность формирования нестандартного мышления, развития образного мышления;
развивать познавательную активность учащихся;
развивать коммуникативную культуру посредством работы в едином коллективе;
развивать эмоциональную сферу (чувства прекрасного);
формировать навыки общения и коммуникативной культуры;
воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Изучая тему «Линии», мы с учениками выезжаем на экскурсию на набережную Канала Грибоедова. Во время экскурсии делаем две остановки: на набережной канала Грибоедова перед храмом Воскресения Христова и перед Михайловским садом.
Прогуливаясь по набережной, мы вспоминаем, что канал Грибоедова ведет свою историю от существующей здесь Глухой речки, или Кривуши. Ребята рассказывают как застраивалась территория, начиная с 1735 года, как изменялось все вокруг, постепенно перестраиваясь.
Подойдя к храму, мы обсуждаем почему его называют по-разному: Храм Воскресения Христова и Храм Спас-на-крови. Говорим о том, почему именно на этом месте он воздвигнут, вспоминаем, что возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имеет давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов. Храм Воскресения Христова был построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков.
Экскурс в историю позволяют расширять общекультурный кругозор ребят, развивать их познавательную активность, воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Обсудив исторические особенности, мы с ребятами рассматриваем здание храма с другой точки зрения – геометрической. Вспоминаем, что на уроках изучали различные линии. Рассматривая купол храма, школьники зарисовывают линии, которые они увидели, классифицируя их. Таким же образом строится беседа и у входа в Михайловский сад. Рассматривая решетку Михайловского сада, мои ученики рисуют те линии, которые они увидели при внимательном рассмотрении решетки. Одно из заданий включает в себя создание своей решетки, которая могла бы вписаться в архитектурный ансамбль.
Совершая геометрическую экскурсию, ребята увидели, что примеры тех линий, которые изучались на уроке, можно найти в окружающем нас мире, например, в облике архитектурных памятников. Для них открывается другой мир, где «все вокруг – геометрия».
Такие экскурсии я провожу для учащихся разных возрастов.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается воспитание высоконравственной успешной личности. Эразм Роттердамский говорил: «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются». И в этом смысле любой учитель-предметник может и должен помочь развить личностный потенциал каждого ученика.
Литература
Овсянников Ю. Три века Санкт-Петербурга. -М.: АСТ - Пресс Книга, 2003.
Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. -М. :Изд. Института психологии РАН, 1988.
Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. -М.:ТЦ Сфера, 2003
|
|
|