|
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «правописание не- с прилагательными» Барыева Энзе Башировна
МБОУ «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»
Цель урока:
знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;
уметь правильно писать не с прилагательными;
группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
употреблять не с прилагательными в речи;
познакомить с творчеством наших земляков.
Методы контроля:
Оборудование урока: рабочая программа (7 класс), словари, учебник, слайды, карточки, альбом «Геройлар ягы ул - Актаныш», дидактические игры Планируемые результаты:
Предметные
знать правило написания слитного или раздельного написания не с прилагательными; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написания; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
Метапредметные
соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения; употреблять не с прилагательными в речи Личностные
пополнить словарный запас для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения План урока
Организационный момент
Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
| - Здравствуйте, дети! У нас урок русского языка. Все ли готовы к уроку? У всех ли есть книги, тетради? Хорошо, молодцы!
- Ребята, давайте мы сначала послушаем рапорт дежурного.
- Кто сегодня дежурный?
- Алия, давай слушаем твой рапорт (Рапорт дежурного)
- Хорошо, Алия.
- Ребята, сейчас готовим сообщение о своих наблюдениях о погоде, где вы должны употребить прилагательные. Если у вас много прилагательных, то речь становится более выразительной, эмоциональной (спрашиваю учащихся)
| Домашнее задание. Проверка. Актуализация опорных знаний.
| Упражнение 134 (п). Устная проверка правильности выполнений упражнения.
- Все ли справились с заданием? Давайте проверим домашнее задание.
Ребята, что мы с вами изучали на том уроке?
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Когда два н пишется?
Ответ
Одно н пишется?
Ответ
Так давайте, ребята, я хочу выяснить, все ли усвоили эту тему.
Выборочный диктант.
Учащиеся делятся по вариантам. Учитель диктует имена прилагательные, ученики первого варианта должны записывать только те, в которых пишется одна буква н, а ученики второго варианта должны записывать имена прилагательные с двумя н в суффиксе.
Петушиный, волосяной, роскошный, искусственный, песчаной, грустный, ценный, авиационный, весенний, зимний, осенний, летний, земляной, конституционный, государственный, стеклянный, ветряной, ветреный, кожаный, деревянный, лимонный, коренной, ремесленный, совиный, ржаной, ледяной, сезонный, пенсионный, травяной, честный, длинный, воинственный, комариный, пчелиный, временный, пустынный, вагонный, странный, платяной, безвременный, каменный, экзаменационный.
Далее учащиеся первого варианта меняются тетрадями с учащимися второго варианта и проверяют правильность выполнения задания.
Дается задание выделить во всех словах суффиксы.
- Ребята, если вы будете выполнять все задания правильно, то получите хорошие оценки. Такие работы встречаются и в ГИА, и в ЕГЭ.
| Изучение нового материала
| - Ребята, каких знаменитых людей нашего района вы знаете?
- Ответ
- Да, в нашем районе очень много знаменитых людей (показываю альбом «Геройлар ягы син - Актаныш»). Например: Васил Маликов. Он художник-скульптор. Васил Маликов родился в 1924 году в деревне Старое Курмашево Актанышского района. С 1968 года он член союза художников СССР.
И у польского народа есть такой человек, как Ян Матейко.
Сейчас мы будем читать текст об этом человеке.
Работа с учебником.
Упражнение 135.
Работа над текстом.
- читается учителем
- словарная работа
Палитра - …
- читает текст 2 ученика
- ответы на вопросы (после упражнения)
- Ребята, найдите из текста все имена прилагательные, которые использовал автор для описания портрета художника
- Невысокий, в неярком, небольшие
- Данные прилагательные с не как пишутся?
- Слитно
- Почему? Как вы думаете?
- Потому что, слова с не можно заменить близким по значению словом без не.
Невысокий – низкий
Неяркий – темный
Небольшой – маленький
- Да, ребята, прилагательные с не пишутся слитно в двух случаях.
Раздельно пишутся тоже в двух случаях
(Правило проецируется на экране)
СЛИТНО
| РАЗДЕЛЬНО
| Если слово не употребляется без не.
Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением
| Если в предложении есть противопостав-ление с союзом а.
Если к прилагатель-ным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
| - Ребята, будем выполнять упражнение 136.
- задание читает один ученик
- ведется словарная работа
Камин - …
(Звучит музыка «Января» П.Чайковского, а на экране проецируется портрет композитора и текст упражнения)
Ученики выполняют задание. Выписывают прилагательные, образованные при помощи приставки не-, подбирают к ним синонимы без не. Один ученик выполняет у доски.
Неторопливая – медленная
Негромкий – тихий
2.Объяснительный диктант.
Учитель диктует словосочетания, учащиеся должны записать их и объяснить, почему в конкретном случае имя прилагательное пишется слитно с не или раздельно.
Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; не красна изба углами, а красна пирогами.
- Ребята, изучение данной темы нам поможет в дальнейшем нашей учебной деятельности. Такие задания на правописание не с прилагательными часто встречается в заданиях ГИА, ЕГЭ.
| Закрепление изученного материала
| Конструирование предложений.
На доске записаны слова: не хороший, нехороший, недешевый, не дешевый, нежаркий, вовсе не жаркий
- С этими словами нужно придумать предложения. Задание выполняется письменно самостоятельно. Если правильно придуманы вами предложения, вы усвоили тему (затем осуществляется коллективная проверка).
2. Вариативная работа по карточкам.
Карточка 1.
Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.
Неграмотный человек подобен слепому. 2.Осенние листья ложатся лицом вверх – зима будет не теплая, а холодная. 3.Сидит Пахом на коне верхом, а сам не грамотный, а читать помогает. 4.Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, а в ненастный – не поймешь. 5.Неверный друг опаснее врага. 6.Старость забывчива, юность неопытна.
Карточка 2.
Найдите в предложениях прилагательные с не, выпишите их. Графически объясните условия выбора слитного и раздельного написания не.
1.Смелому человеку горох хлебать, а не смелому и пустых щей не видать. 2.Без масла и каша невкусна. 3. Без хвоста и ворона не красна. 4. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места – зима будет не длинная, а короткая. 5. Не живые, а пищат. 6. Бумагу производили в небольшой мастерской.
Учащиеся проверяют свои работы (САМОКОНТРОЛЬ) и сдают их учителю на проверку.
Просматривая записи в тетради и вспоминая материал урока, учитель ставит отметку учащимся.
После выставления отметок учитель спрашивает учащихся о том, что для них было наиболее трудным на этом уроке, и как они справились с трудностями, что они считают наиболее полезным для себя, что наиболее запомнилось.
Выставление отметок в журнал и дневники.
| Задание на дом
| - Ребята, сейчас я вам задам домашнее задание. Вы должны повторить, закрепить изученный материал и правильно употребить не с прилагательными в устной и письменной речи.
Задание 1 группе. Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.
Задание 2 группе. а) Выпишите из повести А.С.Пушкина «Дубровский» 3-4 предложения, в которых встречаются прилагательные с не- и объясните их правописание.
б) Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.
в) Определите род, число, падеж прилагательных, в выписанных вами предложениях.
- Спасибо за урок!
| Список литературы
Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф .Юсупова Русский язык: учебник для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. Казань: Издательство «Магариф», 2007
Скиргайло Т.О., Ахбарова Т.Х., Волкова О.В. Материалы к проверке качества знаний по русскому языку учащихся 6-х классов. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Руский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; науч.ред.Н.М. Шанский].- 29 изд. – М.:Просвещение, 2007. – 354с.
Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352с.
Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2001. – 302с.
Литература. 6 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.
|
|
|