Главная страница

«Слова и предложения»



Скачать 45.21 Kb.
Название«Слова и предложения»
Дата13.03.2016
Размер45.21 Kb.
ТипДокументы

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие №11

Тема: «Слова и предложения»
Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

Задачи:

Обучающая задача: Продолжать формирование представления о простых ребусах. Учить их разгадывать, сливая слоги и буквы в слова. Продолжать учить составлять из слов простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающая задача: Развивать умение разгадывать ребусы разного вида.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», мультимедийное оборудование, презентационный материал, алфавит, разрезная азбука для детей, полоски из картона (для составления схем предложения), фонограмма песни про алфавит, музыкальный центр, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребусы в подарок, магниты для рефлексии.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в город АБВГДейка. Жителям этого города нужна наша помощь. Дочка злодейки Опечатки Путаница навела в городе беспорядок. Перемешала буквы, числа, картинки, знаки. Жители АБВГДейки хотят, чтобы мы в этом беспорядке нашли слова. (Слайд 2) Вы видите здесь слова? (нет) Хотите научиться их находить, чтобы навести порядок? (да). Тогда в путь! Из чего составляются слова? (из букв). Давайте вспомним наши буквы, споём песенку «Алфавит».

Разминка.

(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Воспитатель: А теперь я предлагаю найти спрятанное словечко: «7 я» (Слайд 3). У каждого из вас есть такое задание на столах. (Слайд 4) В пустые клеточки вам нужно напечатать буквы зашифрованного слова. (дети пытаются выполнить работу, кто как сможет). Принесите свои работы на доску.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как вы думаете, почему результаты получились разные? (или вообще не получились) – (ответы детей: мы не умеем расшифровывать слова).

Воспитатель: Что вы заметили в этих заданиях, кроме букв? (цифры, картинки, знаки). Как вы думаете, они могут нам помочь составить слово? (да)

Значит, что мы с вами сегодня будем учиться делать? (будем учиться составлять слова, используя картинки, числа, знаки)

Воспитатель: Вспомните, как называются зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков (Слайд 5), они называются ребусы. Значит, сегодня мы вновь с вами будем учиться разгадывать ребусы. Эти ребусы немного сложнее, чем те, которые мы уже с вами разгадывали. но их разгадывать очень интересно. Давайте рассмотрим эти ребусы ещё раз (Слайд 6):

  • Из чего состоит 1-ый ребус? (число и буква)

  • 2-ой ребус? (картинка и буква)

  • 3-ий ребус? (стрелочка и буква)

  • Какое число указано в 1-ом ребусе? (40)

Превратим это число в слово “сорок” (Слайд 7)

  • Что ещё есть в нашем ребусе? (буква А)

Добавим букву “А”. Запишем. Прочитаем новое слово: СОРОКА.

Прежде чем разгадывать следующие ребусы проговаривается план расшифровки:

  • Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус)

  • Далее? (превращаем)

  • Затем? (записываем)

  • В-четвертых? (читаем полученное слово)

Используя план, разгадывается 2-ой ребус (Слайд 8), затем 3-ий ребусы (Слайд 9) (с хоровым проговариванием).

Воспитатель: Давайте разгадаем ребус 100л (Слайд 10). Разгадывается вместе с детьми по плану с проговариванием. 2-ой ребус (Слайд 10) разгадайте сами, проговаривая друг другу. 3-ий ребус (Слайд 10) разгадайте сами, проговаривая друг другу.

Воспитатель: Попробуйте самостоятельно разгадать 2 ребуса (Слайд 11)

Сравните свои ответы с ответами на доске (Слайд 12)

  • У кого получилось отгадать оба слова?

  • У кого получилось отгадать одно слово?

  • У кого вообще не получилось задание?

  • Как вы думаете, почему не получилось?

(Слайд 13). Что нужно сделать, чтобы прочитать эти предложения? (разгадать ребусы) Прочитайте. Составьте схему второго предложения.

  • Сколько в нем слов?

  • С какой буквы пишется первое слово в предложении?

  • Какой знак нужно поставить в конце предложения?

Молодцы, ребята!

Воспитатель:

  • Что такое ребус? (зашифрованное слово)

  • Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус? (повторение плана расшифровки)

  • Как вы считаете, вы научились разгадывать ребусы? (да)

Молодцы! Мы помогли жителям города АБВГДейка навести порядок после шалостей Путаницы. Они говорят вам спасибо и дарят карточки с ребусами, чтобы вы и дальше учились разгадывать ребусы. И в детском саду, и дома с родителями.

А наше путешествие по АБВГДейки подошло к концу. Кому понравилось разгадывать ребусы возьмите зеленые магнитики и прикрепите их на карту, где находится город АБВГДейка, а кому это занятие показалось скучным и неинтересным, возьмите красный магнитик и прикрепите туда же.