Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников
«Песни XX века»
Составила:
Учитель музыки Хуснутдинова Ямиля Ромелевна
«Песни нашего века» План:
1.Что такое «авторская песня»?
2.Из истории бардовской песни.
3.Современные барды - кто они?
4.Авторская песня сегодня и завтра.
5.На Грушинском фестивале авторской песни. / Звучит песня В. Высотского «Вершина»/ - Вы, конечно, узнали эту песню?
Ее сочинил замечательный поэт, актер, Владимир Высотский? Песни Владимира Высотского знают и поют люди разных возрастов и профессий, они живут вот уже несколько десятилетий, хотя их автора уже нет с нами 20 с лишним лет. Я говорю «автор», а не «композитор». Почему?
Владимир Высотский никогда не был «композитором», он всегда был «поющим поэтом», человеком талантливым, наблюдательным, думающим, песни которого дают верную картину определенного периода жизни общества, обозначают его проблемы, болевые точки и, конечно же, передают очень остро душевное состояние человека: его чувства и эмоции. Таких авторов песен мы называем Бардами.
Сегодня вы с вами поговорим о целой эпохе в песенном искусстве нашего времени – авторской, бардовской песне, о замечательных бардах и исполнителях бардовской песни. - Кого из исполнителей бардовских песен вы знаете?
(Булат Окуджава, Владимир Высотский, Виктор Берковский, Александр Городнитский, Юлий Ким, Юрий Визбор, Юрий Ким, Юрий Кунин, Александр Суханов, Галина Хомчик и т.д.) - Чем же отличается авторская, бардовская песня от эстрадной песни?
/ Дискуссия/
Как сказал один из бардов «Это не только песни – это размышления вслух о нашей жизни».
«Авторская» песня стала одним из видов современного, народного, художественного творчества, доступного многим, кто ценит живое поэтическое слово, кто умеет сопереживать радости и боли другого человека, готов по зову сердца идти неизведанными дорогами. Такие песни далеко не всегда требуют профессионального исполнительского мастерства. Достаточно любить песню, поэзию, чувствовать ее всем сердцем, чтобы она становилась частицей твоей души, твоей биографии. Возможно, здесь и вроется один из секретов большой популярности этого вида творчества.
Авторские песни, рожденные дорогами и путешествиями, экспедициями и грандиозными стройками, любимой работой, размышлениями о высоких чувствах, идеях и стремлениях, раздумьями о будущем и прошлом жителей нашей планеты, сочиняют не только профессиональные поэты, но также люди самых разных занятий и профессий. Одни пишут и стихи, и музыку, другие – только музыку к стихам близких по духу поэтов, третьи – только стихи, которые становятся песнями. Пишут, далеко не всегда задумываясь о дальнейшей судьбе своих произведений, не учитывая особенностей восприятия слушателей, сидящего в зале. Пишут просто из желания подарить песню своим друзьям. И песня однажды спетая, ее автором, - в походе или студенческом общежитии, на молодежном вечере или просто в компании, - затем нередко разносится по свету и живет собственной жизнью, многократно тиражируясь и видоизменяясь на магнитофонных лентах и человеческой памяти. Ясно одно, без этих песен, песенное творчество было бы беднее. / Звучит «Зеленая карета» муз. и стихи Александра Суханова (математик)/ - Как вы думаете? Кто был первым бардом в нашей отечественной музыкальной культуре? Когда появился этот жанр?
/Дискуссия/ Бардовская песня – это один из жанров современного искусства, окончательно сформировавшийся в 50-е – 60-е годы, но истоки его появились намного раньше. Это сравнительно новое для нашей поэзии явление, но это же и возвращение к самой природе поэзии, к ее истокам, ведь стихи сначала не читались, а пелись. Недаром классики прошлого века иначе, чем со струнным инструментом в руках, будь то лира или арфа, и представить себя не могли. У Пушкина – лира, у Лермонтова – арфа.
Первым кто задумался о возможностях этого жанра и его необходимости в нашей поэзии был А.С.Пушкин. Известно даже, что порой он, пел свои только что сочиненные стихи. Анна Керн (возлюбленная Пушкина та, которой он посветил стихи «Я помню чуткое мгновение») сообщает, что свои «Приметы» Пушкин тут же спел ей «звучным голосом»:
Я ухал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой.
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый… Да, это была именно «бардовская песня», пусть прозвучавшая лишь для одной слушательницы, а не романс, хотя в то время господствовал этот песенный жанр. В «Приметах» сильнее, чем в романсе, ощущается личное, авторское начало: Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты… Жанр, предсказанный Пушкиным, расцвел на наших глазах xx веке (50-е – 60-е годы.)
Одним из первых настоящих бардов был Александр Вертинский – поющий поэт, а не эстрадный артист, как это полагали многие. Это и была авторская песня. /Звучит голос Александра Вертинского, песня «Доченьки»/ Эта песня посвящена дочерям А.Вертинского – Анастасии и Марианне, известным киноактрисам!
А в студенческой сфере, особенно в экспедициях, первые песни, близкие бардовским, возникали еще для более привычного нам тогда хорового пения под баян, но это уже были не привычные тогдашние массовые песни, сочиненные композиторами. В этих песнях, возникавших то тут, то там, крепла внутренняя свобода, усиливалось личное начало, духовное раскрепощение. Это было время пробуждение личности.
/Звучит голос Булата Окуджавы, песня «До свидания, мальчики»/ Авторская песня между тем становилась заметным явлением, если не в искусстве, то в самой жизни. Песни В. Высотского или «Атланты» Гордницкого буквально помогали оставаться самим собой в эпоху застоя. В лучших песнях бардов главным оставалось духовная свобода, отзывчивость, человечность.
В эпоху перестройки появилась гласность. Какой бы не была свобода слова, а авторская песня не перестала противостоять стандартным влиянием, групповым предрассудкам, другому вкусу, пошлости, халтуре, духовной слепоте, наркомании.
Меняется время на дворе, меняются темы и их раскрытие в авторской песне. Остаются главные достоинства произведений поющих поэтов – честность и правдивость, созвучие авторской интонации здоровым ритмом эпохи.
- Вам приходилось хоть раз бывать на концертах бардовской песни? Если нет, то поверьте – зрелище незабываемое!
Поражает атмосфера духовности, озаренности – здесь есть Люди. Как они слушают! В озверевшей массе несчастных наших современников проясняются лица, и это вселяет надежду. Во все времена людей высокой духовности было меньшинство, но именно они оставляли след, двигали душу и время. Многое забудется, но думаю, что лучшее из привычного нам авторских песен переживут века и их будут петь наши потомки. Пять лет назад был осуществлен грандиозный музыкальный проект, в котором приняли участие ведущие барды страны – В.Берковский, Д.Багданов, Г.Хомчик, Г.Васильев, А.Иващенко, О.Митяев, Вадим и Валерий Мищуки, К. Тарасов, Л.Чебоксарова – выпуск компакт – диска, аудио – видеокассет, а так же и книг «ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА»
Вот что написали участника проекта на предисловии:
«Мы никогда не пели вместе, хотя у каждого из нас за плечами сотни концертов. Мы очень разные люди. Каждый из нас сочиняет и поет в своей манере. У каждого важные дела и не простой характер. Но мы, все-таки, собрались и спели хором «Песни нашего века» - авторские песни, ставшие народным достоянием.
Это простые гитарные песни объединяют не только нас, они сроднили многих и многих людей разных возрастов и профессий. Они возникли на наших глазах и распространялись в народе сами собой, минуя эстраду и средства массовой информации.
Произошло это потому, что всем им свойственна одна уникальная черта – их хочется не только слушать, но и петь вместе. Они не стареют и не надоедают. Их по- прежнему редко крутят в эфире, но с удовольствием поют хором под гитару.
Проект «Песни нашего века» принципиально не космический. Все авторы и их наследники, а так же мы, участники проекта, отказались от гонораров и отчислений. Средства, полученные от продажи дисков, кассет, книг пойдут на популяризацию самих песен и не благотворительные цели.
Нам просто хочется, чтобы эти песни пелись и объединяли все больше людей. Этот альбом мы составили на свой риск и страх, опираясь на собственное чутье, мнение своих друзей, экспертов и просто незнакомых людей, принявших участия в опросах. Многие любимые песни не попали в альбом, но нельзя не объять необъятное.
«Песни нашего века» - громкое название. Но эти песни действительно много значат для нас и для нашего времени. Мы, собрались, чтобы спеть их хором и будем счастливы, если ваши голоса присоединится к нашим». - Давайте вместе послушаем и споем несколько песен из этого альбома.
1. «За туманом» (Юрий Кунин)
Юрий Кунин окончил институт физкультуры имени Лесгафта, с отличием. Работал тренером по фигурному катанию в детской спортивной школе и с песнями выступать не собирался. «Работа моя сезонная, лето оставалось свободным»,- рассказывает автор,- «и однажды по приглашению приятеля, я согласился поехать с геологами в тайгу. Случайно попав в экспедицию… неожиданно столкнулся с миром иной литературы. Это были песни Б. Окуджавы, Н.Матвеевой, А.Городницкого, Ю. Визбора. Песни пели геологи, и я сразу же потерял интерес к тому, что слышал по радио, со сцены, с экрана, с пластинок. Мне тогда шел 32- ой год – возраст взрослый. Выучив все песни, какие знали геологи и перепев все, что выучил, понял, что не могу остаться в стороне от такого важного занятия – и сам начал сочинять песни. В той поездке я соприкоснулся с новым для меня музыкальным инструментом – гитарой.
Позже, в городе, друзья научили меня играть на гитаре несколько аккордов.
В следующем, 1964 году, я снова поехал в экспедицию. На этот раз знал, зачем я ехал на платформе товарного вагона, сопровождал трактор для рудника. А ехал я в далекую таежную страну за Алтаем. Под стук колес сочинил песню, которую так и назвал «За туманом». С нею-то и начались мои приключения.
Песня прежде меня собралась до Ленинграда, и когда я вернулся, в дверь постучали, поздравили со званием лауреата Ленинградского конкурса туристической песни и пригласили на концерт лауреатов. С тех пор я пою больше тридцати лет». 2. «Александра» (м.С.Никитина, с. Ю.Визбора, Д.Сухарева) «Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях нашем кинематографе, о его прозе.…Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство – авторская песня, движение, одним из зачинателей, которым он по праву является».
Булат Окуджава Жизнь его оказалась недолгой. Всего 50 лет. Он успел многое. Написал несколько сценариев, издал пару книжек-рассказов, сыграл несколько киноролей. Оставил ворох акварельных, гуашевых пейзажей.
Его песни бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках, в кубриках и кают-компаниях.
Он – поэт товарищества, поэт тесных человеческих связей. Герой Визбора всегда в связке, в цепочке. Он – певец мужской доблести. Его герой – человек с рюкзаком и ледорубом. Человек на крутом склоне. На накренившейся палубе. За рулем мчащейся машины. За штурвалом взмывающего самолета.
Ю. Визбор из тех самых детей войны, что выжили в страшные годы, выросли на «горбатых улицах», а потом, освоив книжные премудрости, закинули на спины рюкзаки и пошли осваивать эту землю. Визбор с его не хитрыми мелодиями, с его душевностью – романтик этого поколения, не утратившего юношеской мечтательности. Он – поэт эпохи, которая завещает свою мечту сильным людям будущего.
Сергей Никитин – по профессии физик, кандидат физических наук. Автор замечательных мелодий на стихи близких ему по духу поэтов. Великолепно владеет гитарой и прекрасно исполняет свои песни. Многие поэты совершенно по –новому открыли для себя свои стихи в исполнении С. Никитина, и теперь не представляют их без музыки «На далекой амазонке».(муз .В.Берковского и М. Синельникова стихи Киплинга в переводе С. Маршака)
Виктор Берковский. Родился в 1932 году в Запорожье. Его мать-врач, отец- бухгалтер - не занимались специально его музыкальным образованием, но видя у мальчика интерес к музыке ,брали его с собой на все взрослые концерты и спектакли .Таким образом, к 18 годам Виктор довольно прилично разбирался в музыке: в эстрадной, в джазовой, любил оперетту. Во время войны он с матерью оказался в Сибири в эвакуации, где обрел привычку к труду, к ответственности за любое дело. Десятилетку закончил в Запорожье, уже после войны. В школьные годы занимался спортом: гимнастикой и плаванием. Был в 1950 году в Москве, поступил в институт стали и сплавов, который закончил в 1955 году. Работать захотел в родном Запорожье, но отказался от должности инженера и стал рабочим, т. к считал, что настоящий инженер должен иметь делать все сам. Доработал до зам. начальника технического отдела, защитил диссертацию в Москве в родном институте. С тех пор работает в этом же институте доцентом. Песни писал со студенческой скамьи. «Каждый раз, когда меня затрагивает какое- либо стихотворение, я пытаюсь уловить в нем гармонию звуков, те самые аккорды, которые уже затем обрастают мелодией»- пишет Берковский - «чтобы их запомнить беру в руки гитару или, реже, сажусь за фортепиано.
В песнях Берковского подкупает серьезность. Автор не торопится, не делает их просто так. Виктор тщательно подбирает текст, и всем другим стихам предпочитает такие, в которых звучит гражданская тема. Но Берковский пишет и веселые песни, и песни о любви; в таких песнях он тоже верен правде чувств.
4. «Вечер бродит» (муз. и ст. А.Якушевой-радиожурналистике) 5.« Городок» (муз. В.Красновского, стихи Н. Заболотского - актер (1933-1982) 6. «Милая моя» (муз. и ст. Ю. Визбора )
Из 38 песен альбома «Песни нашего века» сегодня прозвучали лишь8 из них. Но и они прекрасно характеризуют бардовскую песню.
Любители авторской песни раз в году стремятся попасть на «Песенную» пристань, имя которой - « Грушинский фестиваль».
1-2 июля 2000 г. дружная семья Грушинского фестиваля собралась на ХХ VII фестиваль авторской песни. Кто-то пришел сюда в этом году впервые, кто-то в десятый раз, а кто-то уже в 27-ой.
Этот фестиваль носит имя Валерия Грушина - обязательно и отважного человека, страстного туриста, прекрасного исполнителя бардовских песен.
В туристическом походе в Саянах на реке Уде в августе 1967, спасая детей с перевернувшейся лодки. Валера погиб, не раздумывая, отдав свою, еще молодую жизнь за жизнь совершенно незнакомых ему людей.
В 1968 году друзья Валеры Грушина собрались в Каменно Чаще – в центре Жигулей, чтобы вспомнить его песнями у костра. Собралось около 500 человек. Несмотря на проливной дождь (Что сразу же стало приметой Грушинских фестивалей), песни не смолкали всю ночь, те самые песни, которые пелись раньше с Валеркой…
Эта встреча и стала потом называться Первый Грушинский фестиваль, положив начало традиции. С тех пор и горит этот самый песенный в мире огонь.
И сегодня нет ни одного города в России, откуда бы ни приезжали люди к тому фестивальному огню. И уже ни кто не удивится, встретив на Грушинской поляне друзей, знакомых или просто гостей из Америки и Германии, Голландии и Австралии, Франции и Аргентины… Песня и дружба не знают границ! Многое изменилось со времен первых фестивалей. Но неизменной осталась радость встречи с друзьями – старыми и новыми, неизменным остался дух братства и бескорыстия, который делает нас счастливыми.
/Видеофильм «Песенная пристань»/»
Литература
1. Журнал «Муз. жизнь» №2. 1991г.
2.Журнал «Муз. жизнь» № 9-10. 1992г.
3.Журнал «Муз. жизнь» № 13 -14. 1992 г.
4.Журнал «Музыкальная эстрада» №2 1986г.
5.Журнал «Музыкальная эстрада» №4. 1987г.
6.Журнал «Музыкальная эстрада» №1 1987г.
7.Журнал «Музыкальная эстрада» №1.1990г.
8.Журнал «Календарь школьника» 1990г. |