Главная страница

Слайд 1 Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями фгос на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования



Скачать 108.95 Kb.
НазваниеСлайд 1 Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями фгос на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования
Дата27.02.2016
Размер108.95 Kb.
ТипДокументы

Слайд - 1
Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования

(на примере предметной области «Математика»).

Рискова Татьяна Викторовна,

Почетный работник общего образования РФ,

учитель математики МБОУ «СШ №21»

г. Нижневартовск,

riskova.tatjana@yandex.ru
Слайд - 2

В статье 47, пункт 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ сказано:

«В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.»

Слайд - 3
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда».

Слайд - 4
К правам и свободам педагогических работников относится право на участие в разработке образовательных программ, учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ по учебным предметам, курсам, методических материалов. Можно сказать, что рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является базовым учебно-методическим документом учителя.

Слайд - 5
Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544 от 18 октября 2013 года), вступивший в силу с 01 января 2015 года, определяет характеристику педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

Согласно педагогическому стандарту работники должны выполнять трудовые действия по:

  • разработке и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

  • осуществлять профессиональную деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

Слайд - 6


  • планировать проведение учебных занятий;

  • организовывать и осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

  • формировать универсальные учебные действия;

  • формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями;

Слайд - 7


  • формировать мотивацию к обучению;

  • осуществлять объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;

  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);

  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Слайд - 8
При наличии такого высокого уровня требований к педагогическим работникам к основным затруднениям учителей на данном этапе введения ФГОС можно отнести следующие позиции:

  • отсутствие должного опыта разработки основной образовательной программы ОУ,

  • достаточного опыта работы по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),

  • Различная трактовка требований к разработке рабочих программ.

На данном этапе реализации стандартов второго поколения проблема по обучению педагогических работников составлению рабочих программ по предметам остается актуальной. Необходимо приобретение достаточного опыта разработки рабочих программ по предмету, получение возможности обмена накопленными знаниями.

МБОУ «СШ №21» четвертый год работает в статусе инновационной площадки по опережающему введению ФГОС основного общего образования. За это время мы прошли определенный период проб и ошибок, приобрели опыт разработки основной образовательной программы и рабочих программ по отдельным учебным предметам в соответствии с ФГОС.

Слайд - 9
В этом учебном году, приступая к разработке рабочей программы по математике, с целью получения дополнительного опыта мы приняли участие в онлайн конференции по проектированию рабочей программы, которую проводил Кучурин Владимир Владимирович, декан факультета менеджмента Ленинградского областного института развития образования.

Слайд - 10
Рабочая программа по учебному предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, порядок, содержание, результаты и условия изучения и преподавания предмета .

Примерные программы по математике не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Слайд – 11(тит лист)
Рабочая программа по математике является приложением к основной образовательной программе и составлена на уровень обучения с 5 по 9 класс.


Слайд - 12
Нормативной базой для составления рабочей программы является:

  • Закон «Об образовании в РФ»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта, входящие в государственный реестр примерных программ;

  • Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.-3-е изд., перерб.- М.: Просвещение, 2011. - 64 с.- (Стандарт второго поколения).

  • Авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна,  В.Ф. Бутузова и др. (Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7 – 9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А., М.: Просвещение, 2010)




  • Учебный план образовательной организации на 2015- 2016 год;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования.

Слайд - 13
При проектировании рабочей программы по математике мы придерживаемся следующей логики:

  • проводим отбора задач, ориентированных на достижение школьниками планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных);

  • планируем виды деятельности учащихся,

  • проводим отбор информации, изучение которой способствует достижению планируемых результатов.

Слайд - 14
Понимаем, что рабочая программа имеет:

  • четко обозначенные цели-результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников;

  • изучаемый материал, структурированный под процесс решения различных задач и проблем;

  • ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения задач в условиях реальных ситуаций;

  • применяемые средства обучения;

  • специальные требования к оценке уровней достижения конкретных результатов и вопросы-задания для диагностики, оценки.

Рабочая программа составляется нами не под конкретный учебник, а под планируемые результаты обучения (базовое содержание), закреплённое в основной образовательной программе.
Слайд-15

Рабочая программа «Математика» соответствует:

    • УМК по математике для 5–6 классов авторов И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович,

    • УМК по алгебре для 7-9 классов авторов А.Г. Мордкович и др.

    • УМК по геометрии для 7-9 классов автор Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев.


Слайд-16

Рабочая программа по математике за курс основного общего образования имеет следующую структуру.

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета математика,

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета, курса.

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

  7. Описание учебно-методического и материально, технического обеспечения образовательного процесса.

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


В пояснительной записке дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для основного общего образования, определяются цели и задачи изучения курса математика.

Слайд-17
К специфике преподавания предмета математика в нашей школе мы относим следующее. Реализация на протяжении 10 лет на уровне среднего общего образования двух профилей обучения: социально-экономического и информационно-технологического определила особенности изучения курса математики на уровне основного общего образования. Это нашло отражение в увеличении количества учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета математика, в расширении содержания учебного предмета, разнообразии форм организации образовательной деятельности по математике.
Поэтому в пояснительной записке мы даем четкую картину использования части учебного плана для основной школы, формируемой участниками образовательного процесса.

Школьный компонент учебного плана, обеспечивающий реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательной организации, учредителя, направлен в том числе на:

-на увеличение числа часов для изучения учебного предмета «Математика», «Алгебра» и «Геометрия»: с 5 по 8 класс - 1 час в неделю (35 часов в год);


  • для организации проведения курсов по выбору в 9 классах – 1 час в неделю (35 часов в год);


- организацию индивидуальных и групповых занятий по математике: в 5 - 8 классах - 1 час в неделю (35 часов в год);
Решение обусловлено профилизацией школы 3 ступени, социальным запросом родителей и учащихся, направлено на подготовку учащихся к обучению на информационно-технологическом и социально-экономическом профиле.
Слайд -18

Учебный план школы дает возможность для широкого маневра при проектировании содержания образования по предмету, выборе форм организации образовательной деятельности,
обеспечивает образовательному учреждению возможность иметь собственную изюминку при проектировании рабочих программ.


В разделе «Общая характеристика учебного предмета» дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, раскрывается связь с другими предметами. Конкретизируется роль учебного предмета математика в образовании молодого поколения, определяется вклад, вносимый учебным предметом в образование и развитие личности.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» определяет количество часов, отведенное на изучение предмета. Также мы фиксируем, что школьный компонент учебного плана увеличивает на 140 часов (5-8 класс) количество часов инвариантной части.
В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты» дается общая характеристика трех видов планируемых результатов.

Слайд -19

В разделе «Основное содержание» представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки с учетом реализации школьного компонента. Содержание строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. Мы опираемся на содержание в примерной программе и используем следующую последовательность изложения: название раздела с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; содержание учебного материала (дидактические единицы).

Темы, изучаемые за счет часов школьного компонента выделяем курсивом.

В разделе «Тематическое планирование» дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика. Рабочая программа не включает календарно-тематическое планирование, которое является приложением к рабочей программе, а состоит из : «Основное содержание по темам», «Характеристика основных видов деятельности ученика».

В разделе «Планируемые результаты» дается характеристика предметных результатов по учебным годам и уровням достижения. Этот раздел представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента, обозначающего определенный уровень достижений. При планировании результатов обучения используются следующие формулировки «ученик научится», «ученик получит возможность научиться».

В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета математика. Отражается библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно, популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя), печатные пособия (таблицы по математике), информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и другое), технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска).

Слайд -20

Отличительные особенности рабочей программы по математике

  • создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей школьников;

  • расширение и углубление знаний по предмету «математика»;

  • создание благоприятных условий для самоопределения в выборе профиля дальнейшего обучения;

  • создание благоприятных условий для самовыражения школьников во внеурочной деятельности.


Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается директором.

24.11.2015.