Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы. Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Формы представления образовательных результатов:
табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
портфолио;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Итак, исходя из всего сказанного, в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, могут (должны) входить:
подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
дневники читателя;
выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково - символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Итак, учитель, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях Листы наблюдений, отражающие динамику следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
приобретение знаний,
понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
диалектичность мышления,
метазнание
| наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
инициативной творческой работы;
| сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
| наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
| сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
говорения(ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
чтения(способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
| наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях
совместного обсуждения;
групповой и индивидуальной презентации;
«авторского собеседования»;
«ученик как инструктор»;
неформального общения в связи и по поводу прочитанного; они дополняются само-взаимооценками учащихся навыков работы в группе
| сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
формулировать вопрос, ставить проблему;
вести наблюдение;
планировать работу,
планировать время;
собрать данные;
зафиксировать данные;
упорядочить и организовать данные;
интерпретировать данные;
представить результаты или подготовленный продукт
| наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях
направляемого учителем мини-исследования
группового мини-исследования
самостоятельного мини-исследования
они дополняются самооценкой учащихся
|
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные
достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).
Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
| Другие формы учета достижений
| текущая аттестация
| итоговая (четверть, год) аттестация
| урочная деятельность
| внеурочная деятельность
| устный опрос
письменная
самостоятельная работа
диктанты
контрольное списывание
тестовые задания
графическая работа
изложение
доклад
творческая работа
посещение уроков по программам наблюдения
| диагностическаяконтрольная работа
диктанты
изложение
контроль техники чтения
| анализ динамики текущей успеваемости
| участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
активность в проектах и программах внеурочной деятельности
творческий отчет
|
|
| портфолио
анализ психолого-педагогических исследований
|
4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;
коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно- практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Школа информируют управление общего образования в установленной регламентом форме:
о результатах выполнения итоговых работ по русскому, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.
Для проведения итоговых работ используется единый, централизованно разработанный инструментарий, поэтому формой оценки деятельности школы является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ: по русскому, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
|