|
Преобразование иррациональных выражений Методическая разработка урока в 11 классе для подготовки к ЕГЭ на тему:
«Преобразование иррациональных выражений».
Обобщающее повторение.
Цели:
-обобщить и систематизировать знания по теме «Преобразование иррациональных выражений»
-учиться применять полученные знания в задачах ЕГЭ части В и как элемент задачи части С.
Оборудование: раздаточные материалы, настенные таблицы.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Проговаривание в парах свойств степени с действительным показателем и свойств корня n-ой степени, а так же формул сокращённого умножения. Оценивание друг друга и сравнение с шаблоном, представленным в таблице.
Выполнение заданий по планшетам для устного счета по одному заданию в произвольном порядке преимущественно те задания, которые вызвали затруднения при выполнении домашней работы. (Приложение №1)
Работа в малых группах (по 4 человека) над карточками-ошибками, на которых представлены математические софизмы, суть которых и требуется пояснить. (Приложение №2).
Решение упражнений.
При a>
Найдите целое число, равное разности
При условии, что a>242 f(x)=
при решении этого упражнения находим область определения функции и упрощаем выражение, задающее функцию, остальное доделываем дома
Рефлексия. Решение теста. (Приложение №3)
Итог урока.
Приложение №1
1 столбец. Представить в виде степени.
2 столбец. Представить в виде корня n-степени.
3 столбец. Разложить на множители.
4 столбец. Представить в виде степени. ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
КАРТОЧКИ – ОШИБКИ.
№1
Все числа равны между собой.
Возьмём два произвольных не равных между собой числа a и b
.
Слева и справа стоят полные квадраты, т.е. можем записать
Извлекая из обеих частей равенства квадратный корень, получим
a-b=b-a
или 2a=2b, или окончательно a=b.
№2
Половина любого числа равна половине ему противоположного.
Возьмём произвольное число a и положим
x=-
Тогда 2x+a=0 или после умножения на a получим 2ax + =0.
Прибавляя к обеим частям этого равенства , имеем
Так как ,то предыдущее равенство можно записать в виде
,
а после извлечения квадратного корня из обеих частей последнего равенства получаем
.
Поскольку по условию x=-, то из равенства имеем, и поэтому получаем окончательно .
№3
Квадратный корень из отрицательного числа существует.
Пусть a – произвольное положительное число, и положим x=-a. Тогда , а т.к. , то
.
Извлекая из обеих частей равенства корень четвертой степени, получаем
.
Но корень из произведения двух множителей равен произведению корней из этих множителей, т.е. ,
что, в свою очередь, может быть представлено в виде
x=.
Последнее равенство можно записать так:
x=.
Возвращаясь к исходному случаю x=-a, получаем, что , а разделив обе части равенства на , получим , т.е. квадратный корень из отрицательного числа (-a) и равен минус квадратному корню из числа a.
№4
Сумма любых двух одинаковых чисел равна нулю.
Возьмем произвольное неравное нулю число a и напишем уравнение x=a. Умножая обе его части на (-4а), получим -4ах=-4. Прибавляя к обеим частям этого равенства и перенеся член влево с противоположным знаком, получим
,
откуда, замечая, что слева стоит полный квадрат, имеем
,
или x-2a=x.
Заменяя в последнем равенстве х на равное ему число а, получим а-2а=а, или –а=а, откуда 0=а+а, т.е. сумма двух произвольных одинаковых чисел а равна нулю.
Приложение 3 Вариант 1
А1. Выполните действия:
.
А2. Найдите значение выражения
при k=5.
В1. Найдите значение выражения
, если
Вариант 2
А1. Упростите выражение:
А2. Найдите значение выражения
при а=2
В1. Найдите значение выражения
, если
|
|
|