|
Боу г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №63" "Реализация фгос ноо средствами учебно методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения, перспективы." БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63"
"Реализация ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения, перспективы."
(Из опыта работы)
Учитель 3 Г класса: Кучковская
Светлана Михайловна
г. Омск
27.10.2013 г.
Содержание:
1). Главная цель, новые задачи российского образования и проблемы реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России".
2). Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России".
Создание:
а). "Портфеля достижений" - системы оценки достижения планируемых результатов;
б). Рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 1, 2 классов по программе "Школа России".
в). Презентаций:
*учителем начальных классов по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения;
** учащимися начальной школы в проектной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1, 2 классах по программе "Школа России".
г). Программ внеурочной деятельности по математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, здоровьесбережению и духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в 1, 2, 3, 4 классах.
3). "Наша новая школа" и перспективы реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России".
4). Источники.
***
1). Главная цель, новые задачи российского образования и проблемы реализации ФГОС НОО средствами учебно - методи-ческого комплекта "Школа России".
Образование:
Важнейшая социальная деятельность общества.
Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества.
Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества:
Консолидация общества в условиях роста его разнообразия.
Социальное выравнивание общества.
Формирование российской гражданской идентичности личности.
Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур.
Конкурентоспособность личности, общества и государства.
***
Основная цель российского образования:
* Проблемы России.
*Стратегия 2020.
+
* Общественный договор: Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
+
* Новые технологии:
Широкое внедрение ИКТ - технологий во все сферы жизни.
=
Новая цель образования:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
***
Проблемы России.
Неэффективная экономика.
Полусоветская социальная сфера.
Неокрепшая демократия.
Негативная демографическая ситуация.
Стратегия 2020 Главная цель - "Новое качество жизни":
Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без:
модернизации демократии;
формирования новой экономики.
Стратегия 2020 Новые задачи образования. Образование должно обеспечить:
Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.
Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан.
***
Информационная революция:
Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы.
Дистанционность, мобильность и интерактивность.
Формирование социальных образовательных сетей и сообществ.
Человек ХХI века (Харакеристика)
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное стремление расширить жизненный горизонт.
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
***
Основы школьного стандарта:
*Стратегия 2020
+
*Идеологическая и методологическая
основа:
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России
+
*Научная основа
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно - деятельностный
подход
=
Федеральный государственный
образовательный стандарт общего
образования.
======
Общественный договор –
социальный запрос семьи, общества и государства.
***
Базовые национальные ценности российского общества:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России:
*высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
*осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
*укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
***
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
Формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Семейной культуры
Социальной культуры
***
Требования стандарта:
Фундаментальное Концепция
ядро содержания + ДН развития
общего образования и воспитания
=
Требования
стандарта:
* Базисный учебный план
+
*Программа ДН развития и воспитания
+
*Программа формирования УУД
=
Примерные учебные программы (*Планируемые результаты)
Рабочие (авторские) программы и УМК
=
Образовательный процесс:
1. Система оценки: модель обеспечения качества образования.
2. Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность.
3. Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода.
***
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
*Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
*Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания».
*Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
*Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
*Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.
*Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-
символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
3. ПРЕДМЕТНЫЕ:*Основы системы научных знаний.
*Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
*Предметные и метапредметные действия с учебным материалом .
***
2). Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России".
Создание:
а). "Портфеля достижений" через систему оценки достижения планируемых результатов.
***
Cистема оценки: основные особенности:
критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование
стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.
***
б). рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии для 1, 2 классов по программе "Школа России".
***
Требования к структуре основной образовательной программе:
* Планируемые результаты.
* Учебный план.
* Программа духовно-нравственного воспитания.
* Программа здорового образа жизни.
* Программа Развития УУД.
* Программы по предметам.
* Программа коррекционной работы.
* Система оценки.
Примерная основная образовательная программа:
Учебный план начального общего образования
Базисный учебный план состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Примерные программы (назначение и особенности):
Примерная программа по учебному предмету:
1. 1. Пояснительная записка.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
3. Общая характеристика предмета.
4. Описание ценностных ориентиров содержания предмета.
2. 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета.
2. Содержание основного общего образования по учебному предмету.
3. Содержание основного общего образования по учебному предмету.
4. Рекомендации по материально- техническому обеспечению.
в). презентаций:
*учителем начальных классов по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения;
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания:
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
** учащимися начальной школы в проектной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1, 2 классах по программе "Школа России".
Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников:
Социальная и духовная консолидация российского народа.
Приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества.
Укрепление и совершенствование правового государства.
Укрепление национальной безопасности.
г). программ внеурочной деятельности по математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, здоровьесбережению и духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в 1, 2, 3, 4 классах.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
* Создание здоровье - сберегающей инфраструктуры.
* Реализация модульных образовательных программ.
* Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
* Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся.
* Просветительская работа с родителями.
***
Последние мои курсы повышения квалификации проходили
в 2011 г. - г. Омск, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ Ом ГПУ .
По программе "Технологии реализации ФГОС в начальных классах". 72 ч. (06.06.2011 г. - 11.06.2011 г.). Поэтому, получив большой объём информации и знаний на курсах, я ещё летом начала подготовку к новому 2011 -2012 г.г.
В своей методической работе, составляя индивидуальный план самообразования на 2011 -2015 г.г. , я взяла следующие темы:
2011 г - 2013 г. - Активно участвовать в инновационной деятельности, реализуя ФГОС второго поколения, через создание:
а). рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии" в 1, 2 классе (По программе "Школа России");
б). "Портфеля достижений" в 1, 2 классах (По программе "Школа России").
2012 г. - 2015 г - Активно участвовать в инновационной деятельности, реализуя ФГОС второго поколения, через создание презентаций учащихся начальной школы в проектной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии" в 1, 2, 3, 4 классах (По программе "Школа России").
2012 г. - 2015 г - Активно участвовать в инновационной деятельности по воспитательной работе, реализуя ФГОС второго поколения, через создание программ внеурочной деятельности по: математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, физической культуре" в 1, 2, 3, 4 классах.
Для изучения вышеуказанных тем, я наметила следующие основные вопросы, для проработки материала:
а). Продолжить изучение материалов курсовой подготовки, необходимых для создания:
*). рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1 - 4 классах (По программе "Школа России");
**). "Портфеля достижений" в 1, 2 классе (По программе "Школа России").
б). Продолжить самостоятельное обучение по работе на персональном компьютере (ПК).
в). Продолжить изучение материалов из серии: Стандарты второго поколения. ФГОС. "Примерные программы внеурочной деятельности". Начальное и основное образование. Под. редакцией В. А. Горского. - Москва: "Просвещение", 2011 г.
В процессе своей методической работы я использовала следующие источники информации и дополнительную литературу:
а). 1. Материалы с последних курсов повышения квалификации (на электронном носителе: на диске, флешкарте);
2. ООП НОО МОУ, с января 2012 г. БОУ г. Омска "СОШ № 63"
(Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №63»).
3. Сборник рабочих программ "Школа России" (ФГОС). Москва: "Просвещение", 2011 г.
4. Примерные программы по учебным предметам (Начальная школа. "Стандарты второго поколения"). Часть 1, 2. Москва: "Просвещение", 2011 г.
б). Сборник рабочих программ "Школа России"(ФГОС).- Москва: "Просвещение", 2011 г.
в). * Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. редакцией В. А. Горского. - Москва: "Просвещение", 2011 г. * Л. А. Кучегура, Е. И. Кривопаленко, Н. В. Васильева. "Школа здоровья". Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием " Дневника здоровья". / 2-ое изд., стереотипное. - Омск: БОУДПО "ИРООО", 2012 г. * Компакт - диск - издательство "Учитель", 2009 г. . И. В. Блинова, Г.Т. Дьячкова, С. В. Ракитина и др.. "Начальная школа Наука без скуки". Внеклассная работа в школе. (Математика, русский язык, чтение, окружающий мир.)
По темам предполагалось изучить опыт:
а), б). Преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ Ом ГПУ . По программе "Технологии реализации ФГОС в начальных классах". 72 ч. (06.06.2011 г. - 11.06.2011 г.): * преподавателя курсов повышения квалификации - Н . П. Мурзиной; * преподавателя курсов повышения квалификации - Е. С. Кац; * преподавателя курсов повышения квалификации, учителя математики 7 класса (из среднего звена школы) - Л. Н. Черкасовой; * преподавателя курсов повышения квалификации, учителя начальных классов (особенно русского языка, 1 класса по программе 2100 (из начальной школы) - Т. И. Чеховской. в). Опыт учителей г. Омска, БОУ дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" : Л. А. Кучегура, Е. И. Кривопаленко, Н. В. Васильева. "Школа здоровья". ( Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием " Дневника здоровья", 2012г.).
По теме самообразования были использованы:
а). Материалы и опыт преподавателей курсов повышения квалификации:
Н . П. Мурзиной;
Е. С. Кац (учителя математики из среднего звена школы);
Л. Н. Черкасовой (русского языка, из начальной школы, по программе 2100);
Т. И. Чеховской.
а так же создано тесное творческое сотрудничество:
б). * С учителем - логопедом школы № 63 - Юлиной Викторией Владимировной (2012 - 2013 уч. г.) и
* * с моими сыновьями, дома, (через моё обучение, получение знаний и применение появившихся навыков в работе на компьютере).
в). С завучем начальной школы № 63 - Мельшиной Натальей Владимировной.
Все мои работы имели практическое применение, а именно:
а). *). Составила, провела диагностику и сдала в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной "Портфель достижений" в 1 классе (за год) и во 2 классе (за 1, 2 полугодие по программе "Школа России", с цветными диаграммами).
**). Составила и сдала в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной и руководителю МО учителей начальных классов И. А. Поздеевой, рабочие программы и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии" в 1, 2 классе (По программе "Школа России").
***). Представила разработки рабочих программ и КТП , по 6-ти предметам в 1, 2 классах (По программе "Школа России"), в интернет сообщество: Социальная сеть работников образования nsportal.ru "Начальная школа", я эти работы разместила на своём мини - сайте: " Кучковская Светлана Михайловна";
б). * Выступления учащихся с презентациями во 2 Г классе на уроках по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии" во 2 классе (По программе "Школа России") были представлены на общешкольных конференциях в начальной школе: в первом и во втором полугодии 2012 - 2013 учебного года.
**Представила сначала свою первую презентацию " Душа солдата"(по духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения) и презентации учащихся в интернет сообществах: А). Социальная сеть работников образования nsportal.ru "Начальная школа", на своём мини - сайте: " Кучковская Светлана Михайловна"; Б). "Алые паруса" - проект для одарённых детей социальной сети nsportal.
в). **). Составила и сдала по воспитательной работе в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной и руководителю МО учителей начальных классов И. А. Поздеевой, программы по внеурочной деятельности по математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, здоровьесбережению и духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников " для 1, 2, 3, 4 классов:
1. Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки"(31 ч). ФГОС. 1 класс (для 1 -4 классов).
2. Планирование внеурочной деятельности "Весёлые каникулы с мячом"(37 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.
3. Планирование внеурочной деятельности "Логика"(31 ч). ФГОС. 2 класс.
4. Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки"(68 ч). ФГОС. 2 класс.
5. Планирование внеурочной деятельности "Школа здоровья"(32 ч). ФГОС. 1, 2 класс.
6. Планирование внеурочной деятельности "Этот разноцветный мир"(12 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.
**). Представила эти разработки 6 -ти программ по внеурочной деятельности и в интернет сообщество: Социальная сеть работников образования nsportal.ru "Начальная школа" на своём мини - сайте: " Кучковская Светлана Михайловна":
1. Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки"(31 ч). ФГОС. 1 класс (для 1 -4 классов).
2. Планирование внеурочной деятельности "Весёлые каникулы с мячом"(37 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.
3. Планирование внеурочной деятельности "Логика"(31 ч). ФГОС. 2 класс.
4. Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки"(68 ч). ФГОС. 2 класс.
5. Планирование внеурочной деятельности "Школа здоровья"(32 ч). ФГОС. 1, 2 класс.
6. Планирование внеурочной деятельности "Этот разноцветный мир"(12 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.
По изучению передового опыта посетила уроки и внеклассные мероприятия лучших учителей - педагогов БОУ г. Омска "Средней общеобразовательной школы № 63":
а). * учителя начальных классов школы № 63: Понкратовой Ирины Сергеевны (2011 - 2012 уч. г.),
*учителя начальных классов школы № 63: Нагибиной Ирины Николаевны (2011 - 2012 уч. г.),
*учителя - логопеда школы № 63: Юлиной Виктории Владимировны (2010 - 2013 уч. г.),
*завуча по воспитательной работе школы № 63: Погосской Татьяны Геннадьевны (2011 - 2013 уч. г.).
б). Изучила и продолжаю изучать материалы и опыт преподавателей курсов повышения квалификации:
Н . П. Мурзиной;
Е. С. Кац;
Л. Н. Черкасовой;
Т. И. Чеховской.
в). Посетила (по изучению опыта в 2011 - 2012 уч. г.):
* у учителя начальных классов школы № 63, Шипихиной Ирины Михайловны, кружок "Умелые ручки" (внеурочную деятельность);
** у библиотекаря школы № 63, Соколовой Людмилы Анатольевны, кружок Любителей чтения(внеурочную деятельность).
***
3). "Наша новая школа" и перспективы реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России".
По окончании первых двух (из четырёх) этапов (с 2011 - по 2015 г.г.) своей методической работы в 1,2,3,4 классах (по программе "Школа России") я сделала выводы:
1). Продолжать реализацию ФГОС в начальных классах через:
а). создание "Портфеля достижений" (УУД) учащихся в 1, 2, 3, 4 классах;
б). построение рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1, 2, 3, 4 классах..
2). Продолжать реализацию ФГОС в начальных классах через создание презентаций учащихся начальной школы в проектной деятельности по всем предметам (русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии) в 1, 2, 3, 4 классах (По программе "Школа России").
3). Продолжать целенаправленное, по программе "Школа России, активное участие в инновационной деятельности по воспитательной работе, реализуя ФГОС второго поколения, через создание программ внеурочной деятельности и ведение предметных кружков в 1 - 4 классах начальной школы, основываясь на программы духовно - нравственного развития, воспитания и здоровьесбережения человека ХХI века, в эпоху информационной революции.
***
Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
Выпускник начальной школы:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
"Наша новая школа"
Школа формирования идентичности гражданина России
Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта
Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России
Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности
Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду
Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современном обществе
Школа предупреждения и профилактики социальных рисков
Школа формирования здорового и безопасного образа жизни
***
Исполнение стандарта:
1. Примерная основная образовательная.
2. Программа начального общего образования:
а). Основная образовательная программа начального общего образования ОУ.
б). Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ.
***
Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта:
Книги - пособия издательства: Москва. "Просвещение":
Книги - пособия из серии: " Стандарты второго поколения" ФГОС:
Концентрация ФГОС общего образования.
Фундаментальное ядро общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
Примерные программы начального общего образования. Часть 1.
Примерные программы начального общего образования. Часть2.
Планируемые результаты начального общего образования.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.
Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
Поливанова К. Н. "Проектная деятельность школьников".
4). Источники:
1). Книги - пособия из серии: " Стандарты второго поколения" ФГОС:
Концентрация ФГОС общего образования.
Фундаментальное ядро общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
Примерные программы начального общего образования. Часть 1.
Примерные программы начального общего образования. Часть 2.
Планируемые результаты начального общего образования.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.
Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
2). Поливанова К. Н. "Проектная деятельность школьников"
3). Кондаков Александр. Презентация: "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования" . Стандарты второго поколения. Москва. 2010 г. |
|
|