|
Урок по теме «Квадратные уравнения» Урок
по теме «Квадратные уравнения»
Цель урока:
Ход урока Организационный момент
Учитель. Сегодня мы завершаем изучение темы «Квадратные уравнения». Цель этого урока – вспомнить способы решения квадратных уравнений различных видов, систематизировать имеющиеся знания и самостоятельно получить некоторые дополнительные формулы, облегчающие решения квадратных уравнений в некоторых особых случаях. Блиц-опрос ( фронтальный устный опрос)
На доске таблица с предложенными уравнениями
3х2 +4х -5 =0
х2 -4х +3 =0
5х2 -10х =0
х2 = 0
2х2 -32 =0
х2 +4 =0
х2 - 2х -8 =0
2х2 -5х +3 =0
5х2 -1 =5х2 +х
234х2 +130х -364 =0
Какое уравнение называется квадратным? [ax2+bx+c = 0 при а = 0.]
Все ли, предложенные уравнения квадратные? ( все, кроме № 9)
Как называется выражение вида b2-4ac? [Дискриминант.]
Сколько корней имеет квадратное уравнение D = 0? [Один.]
Какое максимальное число корней может иметь квадратное уравнение? В каком случае?[Два; если D > 0.]
Какие уравнения будут приведенными? [У которого а = 1. (№ 2,4,6)]
Какие предложенные уравнения неполные (№ 3,4,5,6,).
Представлены все ли виды неполных квадратных уравнений? Назовите их.
Назовите математика, доказавшего, что сумма корней приведённого квадратного уравнения равно второму коэффициенту с положительным знаком, а произведение – свободному члену. [Франсуа Виет.]
Всегда ли модно применять теорему Виета? [Нет, только когда D >= 0.]
Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. [Если числа а и в таковы, что а + в = -p, а∙в = q, то они являются корнями уравнения x2+px+q = 0.]
Используя теорему Виета в уравнении 7) х2 - 2х -8 =0 найдите:
а) сумму корней : х1+х2; (2)
б) произведение корней: х1∙х2; (-8)
в) квадрат суммы корней: ( х1 +х2)2; (4)
г) удвоенное произведение корней: 2 х1∙х2; ( -16)
д) значения суммы 1/х1+1/х2 ; ( -0,25)
е) + ( 56)
Повторение
Учитель. Мы уже вспомнили имя Франсуа Виета – одного из математиком, занимавшихся изучением уравнений и их классификацией. Сейчас, вспоминая основные способы решения квадратных уравнений, мы узнаем имя другого математика, жившего в Древней Греции и посвятившего решению линейных и квадратных уравнений много времени.
На доске записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, вам нужно выбрать из предложенных такое уравнение. Которое проще решить указанным способом, назвать букву и составить слово.
А
| 3х2-2х-5 = 0
| Д
| х2 = 0
| И
| 7х2+14х = 0
| Н
| х2+5х+4 = 0
| О
| х2+4х+4 = 0
| Т
| х2-4 = 0
| Ф
| 2х2-11х+5 = 0
| Е
| х2+2х = х2+6
|
Какое уравнение удобнее решать:
- извлечением квадратных корней из обеих его частей? [Д]
- вынесением общего множителя за скобки? [И]
- представляя его в виде квадратного двучлена? [О]
- используя общую формулу корней? [Ф]
- по формуле, связанной с чётностью коэффициента? [А]
- по теореме, обратной теореме Виета? [Н]
- разложением на множители по формуле разности квадратов? [Т] Изучение нового материала
На доске записаны два уравнения:
3х2+4х-5 = 0 и 3х2-4х+5 = 0.
Выясните, имеют ли они корни. [1-е уравнение: да, D = 76; 2-е уравнение: нет, D = -44.]
В каком случае, не находя дискриминанта, можно утверждать, что уравнение имеет корни? [Если первый и третий коэффициенты имеют противоположные знаки.]
Как определить знаки корней квадратного уравнения? [С помощью теоремы Виета.]
С чего лучше начать решение следующих квадратных уравнений:
2х2+4х-10 = 0 и -3х2+7х-8 = 0?
[Разделить обе части на одно и то же число.]
Решите квадратные уравнения и заполните предложенную таблицу (частично заполненные бланки выдаются учащимся, они заполняют колонки, выделенные фоном).
№
| Уравнение
ах2+bх+с = 0
| а
| b
| с
| х1
| х2
| 1
| х2+4х+3 = 0
| 1
| 4
| 3
| -3
| -1
| 2
| х2-4х+3 = 0
| 1
| -4
| 3
| 3
| 1
| 3
| х2+4х-5 = 0
| 1
| 4
| -5
| -5
| 1
| 4
| х2-4х-5 = 0
| 1
| -4
| -5
| 5
| -1
| 5
| 3х2-2х-5 = 0
| 3
| -2
| -5
|
| -1
| 6
| 2х2-5х+3 = 0
| 2
| -5
| 3
|
| 1
| 7
| 3х2-5х+2 = 0
| 3
| -5
| 2
|
| 1
| 8
| 2х2-11х+5 = 0
| 2
| -11
| 5
| 5
|
| 9
| 3х2-х-4 = 0
| 3
| -1
| -4
|
| -1
| 10
| 12х2+13х+1 = 0
| 12
| 13
| 1
| -
| -1
| Проанализируйте полученные результаты. Какие закономерности прослеживаются в составленной таблице? Есть ли среди представленных уравнений те, которые не удовлетворяют этим закономерностям?
Возможные результаты анализа
Наблюдение 1. Все уравнения, кроме одного (№ 8), имеют корень 1 или -1.
Наблюдение 2. Есть уравнения, имеющие одинаковые по модулю соответствующие коэффициенты и обладающие свойством 1.
Гипотеза 1. Возможно, наличие у уравнения корня 1 или -1 зависит от его коэффициента.
Гипотеза 2. Пусть дано квадратное уравнение вида ах2+bх+с = 0. Если
а+b+с = 0, то х1= 1 и х2 = .
Гипотеза 3. Пусть дано квадратное уравнение вида а+b+с = 0. Если
а-b+с = 0, то х1= -1 и х2 = - .
Гипотезы 2 и 3 доказываются под руководством учителя. Самостоятельная работа
Учащимся раздаются чистые листы формата А4.
А. (1 мин) На лежащих перед вами листах в правом верхнем углу запишите свою фамилию и составьте 5 уравнений (не более чем с трёхзначными коэффициентами), для решения которых применяются доказанные гипотезы. Поменяйтесь листами с соседом по парте.
Б. (2 мин) На полученных листах запишите в нижнем правом углу свою фамилию и решите предложенные уравнения, используя гипотезу. Сдайте листы учителю.
Решение нестандартных задач
При каких значениях р отношение корней уравнения 4х2 +рх -27 =0 равно -3. ( Ответ: при р=12; р=-12)
Решите уравнение: х2+/IхI -10=0 (2; -2 )
Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2+ и 2 - .
[х2-4х+1 = 0].
Задание на дом
Решите каждое из квадратных уравнений не менее чем двумя способами:
а) х2+х = 90 в) х2+х-10 = 0
б) -4х = 7х2 г) х2+4х-5 = 0
2. Разность корней уравнения равна 1,5:
2х2-5х+с = 0. Найдите с.
3*. Решите уравнение двумя способами:
(х+3)2-2(х+3)-8 = 0.
Подведение итогов
-сегодня на уроке я узнал…
-сегодня на уроке я научился…
-сегодня на уроке я познакомился…
-сегодня на уроке я повторил…
-сегодня на уроке я закрепил.
Раздаточный материал
А
| 3х2-2х-5 = 0
| Д
| х2 = 0
| И
| 5х2-15х = 0
| Н
| х2+5х+4 = 0
| О
| х2+6х+9 = 0
| Т
| х2-9 = 0
| Ф
| 2х2-11х+5 = 0
| Е
| 5х2+2х =5х2+6
|
А
| 3х2-2х-5 = 0
| Д
| х2 = 0
| И
| 5х2-15х = 0
| Н
| х2+5х+4 = 0
| О
| х2+6х+9 = 0
| Т
| х2-9 = 0
| Ф
| 2х2-11х+5 = 0
| Е
| 5х2+2х =5х2+6
|
А
| 3х2-2х-5 = 0
| Д
| х2 = 0
| И
| 5х2-15х = 0
| Н
| х2+5х+4 = 0
| О
| х2+6х+9 = 0
| Т
| х2-9 = 0
| Ф
| 2х2-11х+5 = 0
| Е
| 5х2+2х =5х2+6
| |
|
|