|
Решение задач по теме «Обыкновенные дроби» Урок математики в 5 классе Решение задач по теме «Обыкновенные дроби» Тип урока: комбинированный
Цели (СЛАЙД 2):
Образовательные цели
1) познакомить учащихся с задачами на нахождение части; дроби от числа и нахождение числа по дроби;
2) сформировать навык читать, записывать и понимать обыкновенные дроби;
3) повторить ранее изученный материал;
4) формировать умение решать задачи разных типов.
Развивающие цели
1) развивать вычислительные навыки учащихся;
2) уметь применять знания на практике;
3) развивать память, речь, любознательность, познавательный интереса;
4) развивать умственные операции (создание образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, синтез);
5) учить работать в группах, взаимопомощь.
Воспитательные цели
1) воспитывать аккуратности;
2) воспитывать настойчивость в достижении цели. Оборудование: учебник математика 5 авторы Н. Я. Виленкин и др.; проектор, компьютер; раздаточный материал – карточки для индивидуальной работы; карточки для работы в группах, , фотографии московского метро Эпиграф к уроку: Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику. Цицерон (СЛАЙД 3) ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Готовность класса к работе. Сосредоточить внимание на уроке. II. Сообщение темы и целей урока
Тема нашего сегодняшнего урока решение «Обыкновенные дроби». Мы с вами повторим все что, знаем про обыкновенные дроби и будем учиться решать задачи разных типов по теме. Мы познакомимся с историей и современностью московского метро самого большого (12 линий 182 станции), самого быстрого (скорость движения поездов до 120 км/ч) в мире, второе в мире по пассажиропотоку. Из 182 станций 44 являются объектами культурного наследия. Примеры станций метрополитена с фото. III. Проверка домашнего задания
1. Какую часть поезда, состоящего из 8 вагонов составляет один вагон (два, три, пять вагонов)?
2. Что показывает знаменатель каждой дроби?
3. Что показывает числитель каждой дроби?
4. Приведите пример двух равных дробей с различными числителями. IV. Устный счет
индивидуальная работа по карточкам(для слабых учащихся)
Карточка 1.
учебник № 886 стр. 140
Какой доле килограмма равен 1 грамм?
Карточка 2.
учебник № 886 стр. 140
Какой доле метра равен 1 сантиметр?
Карточка 3.
учебник № 895(а, б, в) стр. 141
Какой доле километра равен 1 метр?
Карточка 4.
учебник № 895 (г, д, е)стр. 141
Какой доле сантиметра равен 1 милиметр?
(СЛАЙДЫ 4 и 5)
Выполните цепочку вычислений. Запишите в тетради только ответы. Каждый промежуточный ответ сопоставьте с соответствующей буквой, назовите получившееся словосочетание (СЛАЙД
О
| К
| Т
| Е
| С
| М
| Р
| В
| 12
| 84
| 23
| 68
| 108
| 72
| 60
| 5
| ответ: московское метро
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи, узнавая больше об истории и современности московского метрополитена. V. Работа по теме урока.
1. Начнем узнавать новое с разминки.
Выполните вычисления и вы узнаете год, когда началось регулярное движение поездов на Московском метрополитене (СЛАЙД 6) :
(45678 - 12783) : 17 = 1935 (год) . Результат разделите на 129 и вы найдете дату начала регулярного движения поездов (15). Затем результат разделите на 3 и вы узнаете месяц начала движения поездов (5 – май)
Итак, 15 мая 1935 года началось регулярное движение поездов на московском Метрополитене. Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя
Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В. И. Ленина. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен».
2. Сравнение двух видов задач (СЛАЙД 7)
Задача 1. В 1935 году в Московском метро было всего две линии, что составляет 1/6 часть линий, которые насчитывает Московский метрополитен в 2011 году. Назовите количество линий московского метрополитена сейчас (2011 год)?
Задача 2. В 2011 году в Московском метрополитене действует 12 линий, а в 1935 году – 1/6
этого количества. Сколько линий было в московском метро в 1935 году?
- Прочитайте задачи.
- Чем задачи похожи и чем отличаются друг от друга? (в задачах одинаковые значения частей, разные смысловые 2 связи между данными, также в задачах разные вопросы)
работа над первой задачей:
- что известно в задаче? (в 1935 году было 2 линии)
- что нужно узнать в задаче? (сколько линий сейчас? целое)
- сколько шестых долей в целом? (шесть)
- как решить задачу? (2 ∙ 6 = 12 линий)
работа над второй задачей:
- сколько линий метро действует сейчас? (12 линий)
- какая часть действовала в 1935 году? (1/6 часть)
- как вы это понимаете?
- Как решить задачу? (12 : 6 ∙ 1 = 2 линии)
Сделайте вывод. (В первой задаче мы находим целое, а во второй – часть)
- Чем задачи отличаются по смыслу?
- Как решать эти задачи?
VI. Повторение ранее изученного материала (СЛАЙД 8)
Посмотрите и назовите, какая часть каждого «поезда» закрашена. Как вы думаете, какие две дроби равны?
Два ученика с обратной стороны доски. Все остальные в тетради нарисуйте прямоугольник – поезд. Работа по вариантам.
1 вариант заштрихуйте 3/6 «поезда» - 1 ученик у доски
2 вариант заштрихуйте 2/8 «поезда» - 2 ученик у доски
Сверка с доской.
Какой вывод вы можете сделать? VII. Физкультминутка (гимнастика для глаз СЛАЙД 8)
Все дети под руководством учителя выполняют упражнения. VIII. Решение задач (работа в группах) класс делится на 3 группы по 6-7 человек (по рядам) (СЛАЙД 10)
Задачи для 1 группы
Из 182 станций Московского метро 130 оснащены эскалатором. Какая часть всех станций оснащены эскалатором?
Самый короткий перегон между станциями «Выставочная» и «Международная» 498 метров, что составляет 3/40 от самого длинного перегона. Какова протяженность самого длинного перегона между станциями «Крылатское» и «Строгино»?
Коля спустился в метро и ждал поезд 2 мин 15 сек. Каков минимальный интервал между поездами, если он составляет 2/3 времени, которое Коля ждал свой поезд?
За сутки Московский метрополитен перевозит в среднем 9000 тыс. пассажиров. В 1935 году пассажироперевозки составляли в среднем 1/50 часть этого количества. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозил Московский метрополитен в 1935 году?
Задачи для 2 группы
Из 182 станций Московского метрополитена 64 пересадочные. Какая часть всех станций пересадочные?
Коля ехал к бабушке, заблудился и проехал в метро 270 км. Найдите среднюю дальность поездки пассажира в метро, если она составляет 2 /45 от расстояния, которое проехал Коля.
В 1935 году в Московском метрополитене было всего 58 вагонов, что составляет примерно 1/75 часть их нынешнего количества. Сколько вагонов в московском метрополитене в настоящее время?
В настоящее время стоимость проезда в Московском метрополитене оставляет 28 руб. за одну поездку. Какова была стоимость проезда в 1935 году, если она составляла 1/56 часть от сегодняшней цены?
Задачи для 3 группы
Из 182 станций Московского метрополитена 26 узловых. Какая часть всех станций узловые?
В метро за год в среднем ездит 215 млн. студентов и школьников, что составляет 5/56 от общего числа всех пассажиров, перевозимых метрополитеном за год. Чему равен годовой объем переводки пассажиров Московским метрополитеном?
Всего в метро 64 пересадочные станции, крупнейший пересадочный узел составляет 1/16 пересадочных станций. Сколько станций составляют крупнейший пересадочный узел Московского метрополитена?
Минимальный интервал между поездами Московского метрополитена сейчас – около 90 с, что составляет 1/5 времени, которое затрачивали на ожидание пассажиры 1935 года. Сколько времени ожидали поезда в Московском метро в 1935 году?
Подготовка сообщений каждой группой: Мы научились… Мы узнали… По очереди для каждой группы – сверка ответов с готовым результатом (СЛАЙД).
1 группа (№1 130/182 = 65/91; №2 6640 метров; №3 90 минут; №4 180 пассажиров)
2 группа (№1 64/182 = 32/91; №2 12 км; №3 4350 вагонов; №4 50 копеек)
3 группа (№1 130/182 = 65/91; №2 2408 млн. пассажиров; №3 4 станции; №4 7 мин 30 сек) X. Итог урока
- Какие типы задач научились решать на уроке?
- Сообщение каждой группы Мы научились… Мы узнали… XI. Домашнее задание
- найти информацию об истории или о современности Московского метрополитена;
- составить каждой группе по 2 – 3 задачи разных типов;
- красочно оформить задачи на листах А4.
- оформить решения тоже на листах А4.
Сдать материалы каждой группе через неделю.
на следующий урок по учебнику № 928, 931. Выставление оценок
Спасибо за урок!!! |
|
|