|
«Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации и саморазвития личности» Отчет о работе
учителя математики
за 2014-2015 учебный год Тема: «Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации и саморазвития личности».
Цели работы:
Развитие математических способностей учащихся путем осуществления дифференцированного обучения и применения, современных педтехнологий на уроках математики и во внеурочное время.
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.
Задачи:
1. Внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике.
2. Использование развитие формы мониторинга для учета качества обученности учащихся.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Повышение интереса к изучению предмета.
5. Создание системы тестирования определения уровня математической подготовки учащихся на разных этапах обучения.
Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является «интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности необходимых человеку для полноценной жизни в обществе» .
Математика в 5-6-х классах, алгебра и геометрия в 7-11-х классах – это те предметы, на материалах которых можно проводить целенаправленную работу по развитию познавательных процессов учащихся.
Моя работа за этот учебный год осуществлялась по трём направлениям:
- преподавание предмета в соответствии с современными требованиями к уроку;
- внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике;
- внеурочная работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предмета.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые познания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
В этом учебном году учащиеся 11 класса выступали в роли учителя и самостоятельно готовили доклады и презентации по новым темам.
Активно участвовали в школьных и всероссийских олимпиадах.
За 2014 – 2015 год я представляла свой опыт на районном МО в виде открытого интегрированного урока в 11 классе «Решение задач на растворы и сплавы».
Приняли активное участие с учащимися в различных дистанционных конкурсах.
Применяю в своей работе современные информационные технологии: эффективно использую цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов:
Анализ ОГЭ по математике в 2014-2015 учебном году Экзамен по математике в этом году в форме ОГЭ сдавали 20 человек.
Работа состояла из трех частей: алгебра, геометрия и реальная математика.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей экзаменационной работы – 38 баллов. Из них – за модуль «Алгебра» – 17 баллов, за модуль «Геометрия» – 14 баллов, за модуль «Реальная математика» – 7 баллов.
Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей.
№
| Ф И ученика
| Кол-во баллов (38б)
| Часть А
4б
| Часть
В
16б
| Часть
С
18б
| Балл по алгебре
| Балл по геометрии
| Итоговая по алгебре
| Итоговая по геометрии
| 1.
| Агозян Светлана
| 13(34%)
| 3(75%)
| 10(63%)
| 0
| 3
| 3
| 3
| 3
| 2.
| Агозян Сергей
| 11(29%)
| 3(75%)
| 8(50%)
| 0
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3.
| Бастричева А.
| 34(89%)
| 4(100%)
| 16(100%)
| 0
| 5
| 5
| 5
| 5
| 4.
| Галызина Д.
| 10(26%)
| 3(75%)
| 7(44%)
| 0
| 3
| 2
| 4
| 3
| 5.
| Дмитрова О.
| 20(53%)
| 4(100%)
| 16(100%)
| 5(83%)
| 4
| 4
| 3
| 4
| 6.
| Жуков А.
| 19(50%)
| 4(100%)
| 15(94%)
| 0
| 4
| 4
| 3
| 3
| 7.
| Зубенко В.
| 17(45%)
| 4(100%)
| 13(81%)
| 0
| 4
| 4
| 3
| 3
| 8.
| Исаев И.
| 13(34%)
| 3(75%)
| 10(88%)
| 0
| 3
| 4
| 3
| 3
| 9.
| Кобелев П.
| 15(39%)
| 3(75%)
| 12(75%)
| 0
| 3
| 4
| 3
| 3
| 10.
| Кондратенко О.
| 16(42%)
| 3(75%)
| 13(81%)
| 0
| 4
| 3
| 3
| 3
| 11.
| Кривенко А.
| 19(50%)
| 4(100%)
| 15(94%)
| 0
| 4
| 4
| 4
| 4
| 12.
| Тарасова В.
| 16(42%)
| 4(100%)
| 12(75%)
| 0
| 4
| 3
| 4
| 3
| 13.
| Тарасова Ю.
| 15(39%)
| 4(100%)
| 11(69%)
| 0
| 3
| 3
| 3
| 3
| 14.
| Теняков Р.
| 20(53%)
| 4(100%)
| 16(100%)
| 0
| 4
| 4
| 4
| 4
| 15.
| Усенок В.
| 20(53%)
| 4(100%)
| 16(100%)
| 0
| 4
| 4
| 4
| 4
| 16.
| Фролов Е.
| 16(42%)
| 3(75%)
| 13(56%)
| 0
| 3
| 4
| 3
| 3
| 17.
| Чернова В.
| 18(47%)
| 4(100%)
| 14(88%)
| 0
| 4
| 4
| 3
| 3
| 18.
| Чернова К.
| 20(53%)
| 4(100%)
| 16(100%)
| 0
| 4
| 4
| 4
| 4
| 19.
| Чужданов М.
| 16(42%)
| 3(75%)
| 13(81%)
| 0
| 3
| 4
| 3
| 3
| 20.
| Шатверов А.
| 15(39%)
| 3(75%)
| 12(75%)
| 0
| 3
| 3
| 3
| 3
|
| Средний балл
| 17
| 3,6
| 13
| 0,3
| 3,6
| 3,7
| 3,4
| 3,4
|
Результаты выполнения работы:
Алгебра Геометрия
«5» - 1 «5» -1
«4»-10 «4»-12
«3» - 9 «3» - 6
«2» - 0 «2»-1
Уровень обученности - 100 % Уровеньобученности - 95%
Качество обученности - 55 % Качество обученности-65%
Подтвердили свои отметки на экзамене по алгебре - 12 человек (60%)
Повысили – 8 человек 40% Подтвердили свои отметки по геометрии - 11человек (55%).
Повысили - 8 человек 40%
Понизили – 1 человек 5% ( Галызина Д.)
Во второй части работы:
С1 (умение выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения и неравенства) выполнили правильно- 1 чел 5% (Бастричева А.)
С2(умение решать текстовые задачи) – 1человек 5% (Бастричева А.)
С3(построение графика сложной функции) - 5% (Бастричева А.)
С4(умение решать геометрические задачи на доказательство) – 1 человек 5% (Бастричева А.)
С5 (умение выполнять действия с геометрическими фигурами) - 1 человек 5% (Бастричева А.)
К заданию С6 никто не приступал.
Анализ результатов ЕГЭ по математике
учащихся 11 класса МБОУ ЖСОШ №22 за 2014-2015 уч. г.
ЕГЭ по математике (профильный уровень) 4 июня 2015 года сдавали 12 учеников. Все учащиеся успешно преодолели порог.
Задания состояли из двух частей 1 –14 и задания высокого уровня сложности 15 – 21.
Результаты аттестации на ЕГЭ (профильный уровень).
№
| В1
| В2
| В3
| В4
| В5
| В6
| В7
| В8
| В9
| В10
| В11
| В12
| В13
| В14
| Число учащихся
| 11
| 11
| 7
| 12
| 10
| 12
| 9
| 8
| 12
| 8
| 8
| 8
| 9
| 8
| %
| 92%
| 92%
| 58%
| 100%
| 83%
| 100%
| 75%
| 67%
| 100%
| 67%
| 67%
| 67%
| 75%
| 67%
|
№
| С1
| С2
| С3
| С4
| С5
| С6
| Число учащихся набравших 1 балл
| 3 (25%)
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| Число учащихся набравших 2 балла
| 2(17%)
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| Число учащихся набравших 3 балла
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| |
|
|