|
" Пропорции" Конспект урока
Учитель: Цулина Людмила Викторовна
МОУ СОШ №10 г.Сердобска, Пензенской области.
Предмет : математика, 6 класс
Тема урока: " Пропорции"
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: обобщить знания по теме пропорции.
Задачи урока:
Образовательная:
-повторить основное свойство пропорции ;
-показать умения применять свои знания при решении практических задач;
Развивающая:
- развить воображение, математическую интуицию, память , мышление;
- формировать правильность математической речи;
Воспитательная:
- развить познавательный интерес учащихся , расширять их кругозор ;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Аннотация урока
Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Актуальным остаётся вопрос пропаганды здорового образа жизни. Применение этой информации я покажу на примере урока по теме «Пропорции»
Урок является обобщающим по теме «Пропорции» в 6 классе. Т.к. основной целью урока является показать практическую значимость пропорций в жизни человека, то я включила мультимедиа компоненты, обеспечивающие наглядность учебного материала.
На уроке были использованы:
интерактивная презентация урока – создана автором;
Оборудование:
Карточки с заданиями.
Компьютер, интерактивная доска.
Интерактивная презентация.
Листы настроения для каждого ученика.
Цветные карандаши.
Опорные схемы по теме для каждого учащегося.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку;
В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь (слайд 1)
Тема сегодняшнего урока : Пропорции (слайд 2)
Перед вами листок настроения. (Приложение 1) ( слайд 4) Вы моё настроение видите, оно зависит от вас, от ваших знаний. А какое ваше настроение? Покажите его, закрасив синим карандашом то личико, которое соответствует вашему настроению к началу урока.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем. Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Наш урок как раз и сконструирован таким образом, чтобы помочь вам приобщиться к здоровому образу жизни. Посмотрите на экран ( слайд 5)
Я хочу начать урок словами великого мыслителя:
«ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»
ГЕЙНЕ (слайд 6)
Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни». (слайд 7)
Устная работа.
Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив задания.
1) Найти отношение:
а)123 к 3 [41]; б) 6 к 20[0,3]. (слайд 8 -сердце)
2) Что такое пропорция? (равенство двух отношений) ( слайд 9- легкие)
Как называются члены этой пропорции? (средние члены и крайние члены)
3) Верна ли пропорция:
а) 6:8=9:12 [да]; б) 20:8=15:6[да]. (слайд 10- уши)
4) Решить пропорцию: (слайд 11-глаза)
а) 12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]
5) Можно ли найти отношение таких величин: (слайд 12- рот )
а) 2 м и 4 кг, б) 5 ч и 2 ч, в) 3 кг и 3 ц?
Если величины измерены разными единицами измерения (случай в)), то для нахождения их отношения надо перейти к одной единице измерения, а отношение разноименных величин (случай а)) найти нельзя.
6) Каким основным свойством обладают члены пропорции? (если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна) (слайд 13- кожа)
(Ученики решают устно, ответы заменяют слайдами, получают: «сердце», «лёгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?
Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Решение задач.
Что же поможет нам сохранить здоровье? Это – витамины, наши помощники.
№1. Первый мой помощник – витамин А.
Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача от витамина А. (слайд 14)
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких.
Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 900 человек.
Всего 900 чел. – 100%
Болеют х чел. – 80%
Решение:
Составим пропорцию
900:х= 100:80
Х=900*80:100=720(чел).
Ответ: 720 человек больных.
№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка.
Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.
Задача от витамина В1.( слайд 15)
Смертельная доза никотина для человека составляет 50 мг.
В сигарете содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие.
Сколько мг никотина попадает в лёгкие, после выкуривания 20 сигарет?
1 с. – 0,9 мг
20 с. – х мг
Решение:
Составим пропорцию:
1:20=0,9:х
Х=20*0,9:1=18 мг
Ответ: в 20 сигаретах 18 мг никотина.
Физминутка для глаз (слайд 16)
Напишите глазами свою фамилию, имя и рядом ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.
№3. Третий помощник – витамин С.
Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
Задача от витамина С.(слайд18)
Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг.
Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% (25мг) витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит 5 сигарет?
1с. – 25 мг
5с. – х мг
Решение:
Составим пропорцию:
1:5=25:х
Х=5*25:1=125 мг
Ответ: 125 мг витаминов ворует.
Физминутка.(слайд 19)
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь, И проживешь сто лет, а может быть, и боле. Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь. Природою лечись – в саду и в чистом поле.
(Авиценна)
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
№4. Четвёртый помощник – витамин Р.
Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.
Задача от витамина Р.( слайд 20)
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут.
В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %.
На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
100%-56 лет
15%- х лет
Решение:
Составим пропорцию:
100:15=56:х
Х=15*56:100=8,4 года
Ответ: на 8,4 года сократиться жизнь.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Приложение 2, слайд 21)
На каждой парте лежат карточки с заданиями. После решения ученики меняются решениями и проверяют по слайдам.
Составьте верные пропорции
5*12=15*4
5: 15=4 :12
5:4=15:12
12:15=4:5
15:5=12:4
Решите уравнение
2,8:3,2=2,1:х
Х= 3,2*2,1/2,8=6,72/2,8=2,4
Выразите неизвестные переменные а, в, с, d
а:в=с:d
а= в*с/d
в= а*d/с
с= а*d/в
d= в*с/а
Домашнее задание (слайд 22)
Составить задачу о здоровом образе жизни и проиллюстрировать её.
Перед вами листок настроения. (Приложение 1, слайд 23)
Вы моё настроение видите, оно зависит от вас, от ваших знаний. А какое ваше настроение? Покажите его, закрасив красным карандашом то личико, которое соответствует вашему настроению к концу урока.
Рефлексия:
Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …
ЗАПОМНИ! От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Ежегодно мы теряем 500 тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).
Урок заканчивается словами Авиценны:( слайд 24)
В ком воля есть и сильный дух, Тот победит любой недуг, - Болезнь отступит перед гордым, Перед бесстрашным, непокорным.
Спасибо за урок.( слайд 25)
Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.
Спасибо за урок.( слайд 25)
Использованная литература:
Учебники математики. 6 класс. Авторы: Виленкин Н. Я. И др., И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
Энциклопедия для детей Аванта +.
В. В. Деларю. Губительная сигарета. 1987 г.
Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико. 1983 г.
П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.
Л. Л. Генкова, Н. Б. Славков. Почему это опасно. 1989 г.
Приложение 1
Приложение 2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Составьте верные пропорции
5*12=15*4
Решите уравнение
2,8:3,2=2,1:х
Выразите неизвестные переменные а, в, с, d
а:в=с:d |
|
|