Главная страница


Развитие самостоятельности учащихся при подготовке к егэ по математике. Составила Еделькина С. Е



Скачать 74.02 Kb.
НазваниеРазвитие самостоятельности учащихся при подготовке к егэ по математике. Составила Еделькина С. Е
Дата29.03.2016
Размер74.02 Kb.
ТипДокументы

Развитие самостоятельности учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике.
Составила Еделькина С.Е.
Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Аристофен, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

В 20-х годах ХХ века определенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Итак, в современном понятии, самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Мои уроки и внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей старшеклассников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике. Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.


Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника

Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу.


1. СИСТЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на уроках и внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Он прослеживается у многих учеников в начале занятий, и задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень самостоятельности - вариативная самостоятельность. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.
Третий уровень самостоятельности - частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти "собственное правило", прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; и т. п. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности - умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.
Четвертый уровень самостоятельности - творческая самостоятельность.

На уроках я использую чаще всего след. виды сам и зачетных работ:

  • Тренировочные.

  • Закрепляющие.

  • Повторительные (зачетные).

  • Творческие.

  • Контрольные.

2. Тренировочные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить формулы, свойства тех или иных математических объектов.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Такой вид работы я обычно планирую и в домашних заданиях с использованием тематических тестов для полготовки к ЕГЭ .








Каждый тест содержит 10 вариантов, из которых 1-2 прорешиваются на уроке, а 2-4 теста по вариантам задаются на дом.

3. Закрепляющие работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и формул. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа я определяю количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале. Лично мне нравится пособие автора Ершовой А.П., где СР и КР предлагаются 3х уровневые.






4. Очень важны так называемые зачетные (обзорные или тематические) работы.

Большую часть таких работ я провожу на курсах по подготовке к ЕГЭ с использованием многочисленных пособий для подготовки к ЕГЭ.

Для этого я накопила и продолжаю копить большой дидактический и раздаточный материал, отпечатанный в формате А4.

Перед тем как проводить эти сам. работы, я даю ребятам задачи для подготовки.

После уроков или на переменах отвечаю на вопросы ребят по этим задачам и назначаю день для проведения повторительных или зачетных работ.







5. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.














Для успешного выполнения таких работ требуется большая подготовка на уроках, где приобретаются навыки решения сложных и нестандартных задач. Систематически (примерно 2 раза в месяц) я задаю ДРС на 4 варианта повышенного уровня сложности, и за 5-7 дней учащиеся, не торопясь, в спокойной обстановке могут продумать каждое задание, пролистать при необходимости нужную литературу, посоветоваться с одноклассниками по поводу решения и даже подойти ко мне с вопросом и я могу подсказать с чего начать.

7. Контрольные самостоятельные работы. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Моя педагогическая практика показала нецелесообразность письменных работ на 6 вариантов. Я разделила каждый 11 класс на 3 группы: «слабые», «средние» и «сильные». Причем, по моему усмотрению учащиеся могут переходить из одной группы в другую с учётом текущей успеваемости. Каждая группа делится на 2 варианта. Каждый ученик знает свой

вариант ( А1, А2, Б1, Б2, В1, В2 ). Т.о. я реализую две цели:
- предотвращаю списывание «слабыми» у «сильных»;
- даю возможность учащемуся реализоваться в меру своих способностей и подготовленности.
Заключение

Моя школа будет называться так «Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике».

На 1м занятии я планирую познакомить учителей со своими авторскими работами (показать их и рассказать кратко), а также рассказать подробно о том, как я готовлю дидактические и раздаточные материалы для учащихся и как использую их в своей работе при подготовке к ЕГЭ, какими учебными пособиями пользуюсь и где их покупаю. Если мои авторские работы вы захотите использовать в своей работе, я с удовольствием запишу их вам на флэшку.

На 2м и 3м занятиях я планирую провести открытые уроки в 10б классе, обязательно с элементами подготовки к экзамену.