|
Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения Доклад на тему: «Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения».
Изучая многие предметы в школе, учащиеся в основном имеют дело с изображением плоских фигур. Многие ученики к 8, 9 классу плохо ориентируются в понятиях - плоские и пространственные фигуры, так как в основном в процессе обучения им приходится работать на плоскости, строя, на геометрии или на уроках труда простейшие фигуры, схемы, таблицы. Нередко при ответах на вопросы старшеклассники не могут отличить такие понятия, как треугольник и конус, круг и цилиндр. Это говорит о том, что в школе мало отводится внимания развитию пространственного мышления учащихся. Например, в процессе овладения математикой учащиеся имеют дело в основном с изображением отдельных геометрических форм, проекциями тел на плоскость, но способы их получения не раскрываются, что затрудняет переход к пониманию законов проецирования.
Основной задачей черчения в школе, я считаю, является развитие пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, необходимо научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображение, читать и выполнять чертежи деталей, читать несложные сборочные и строительные чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
Формирование пространственного мышления это сложный процесс - это можно увидеть на рисунке (1.4).
На протяжении всего курса черчения учащиеся решают задачи на преобразование формы трёхмерных объектов, именно это позволяет развить пространственное мышление.
Особенно этому способствует изучение таких тем как:
Анализ геометрической формы предмета.
Развертки поверхностей геометрической тел.
Чтение чертежей деталей.
Разрезы и сечения.
Вырезы на аксонометрических проекциях.
Чтение сборочных чертежей и другие!
Большое значение имеет решение творческих задач, например, с преобразованием формы предмета, изменением его положения в пространстве. Задачи с элементами конструирования позволяют применять полученные навыки на практике, учиться творчески, мыслить.
Самое главное, что должны понять учащиеся при изучении курса черчения, это то, чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, мастером, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам, знакам и цифрам представлять пространственный объект.
Черчение имеет огромное значение в развитии творческого мышления учащихся, работая в 3-х - мерном пространстве учащиеся начинают мыслить по-другому, объёмно, у них меняется представление о мире, это позволяет развивать творческие способности.
Технически грамотный человек лучше ориентируется в современном мире, мире новейших технологий.
Я считаю, что было бы полезно продолжить изучение черчения в 10-м и 11-м классах, ввести например «Основы инженерной графики», сейчас это стало возможным при переходе на профильное обучение, за счёт часов отведённых на элективные курсы.
Это позволит познакомить учащихся с основами производства, ориентировать их на выбор профессий связанных с техникой, это особенно актуально в современном мире, когда необходимо развивать производство, строительство.
В университетах, студенты начинают изучать черчение в 18-20 лет, когда ^же безнадёжно поздно развивать пространственное мышление и воображение, они не могут представить то, что, играючи делают 12-летние дети. Черчение, единственный школьный предмет, который может до 12, максимум до 14 лет развить у человека пространственное восприятие окружающего мира, только тогда возможно раскрыть в себе инженерный талант. И совсем не понятно, почему именно сейчас, когда необходимо возрождать производство, когда стране нужны грамотные рабочие, талантливые инженеры, черчение в школе практически отменили. Остался всего один час в 9-м классе, за это время необходимо чрезмерно сжато, дать знания, умения и навыки начального курса черчения в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем учащимися, особенно при продолжении обучении в технических вузах или в профессиональной деятельности.
|
|
|