|
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа
Тема: «Развитие познавательной активности учащихся
на уроках математики и во внеурочное время»
Авторы опыта: Монгуш Чаш-Уруг Досумааевна,
Ондар Розалия Александровна,
Ондар Алимаа Александровна,
Ондар Аянмаа Чан-ооловна,
Ондар Ада Комбуй-ооловна,
Ондар Чечек Маржымаловна,
Ондар Аржаана Кан-ооловна,
Ооржак Олча Николаевна –
учителя начальных классов,
Ооржак Билзек Чудур-ооловна –
учитель информатики
МБОУ Суг-Аксынской СОШ. Содержание:
Описание опыта. Условия возникновения и становления опыта. Стр. 3
Актуальность опыта. Стр. 5
Теоретическая обоснованность опыта Стр. 6
Пути развития познавательных интересов младших школьников
на уроках математики Стр.
Результативность опыта Стр.
Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Целостное описание опыта. Условия возникновения и становления опыта.
Предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, популяризируются в связи с внедрение ФГОС второго поколения развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, обучение идёт на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, снижение духовно-нравственной культуры, экономические трудности, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят ослабленные, педагогически запущенные дети; дети, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Как следствие - у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, нами была выбрана тема работы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».
Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков. И от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.
Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:
- недостаточное овладение учащимися методами и приёмами;
- необходимость развития познавательных процессов при обучении математики;
- творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;
- желание учащихся узнать новое в математике;
- коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.
Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.
Актуальность опыта.
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди, владеющие основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и умеющие сами добывать и анализировать свои знания. Именно таких учеников должна выпускать школа.
Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от нашей работы. Учительский труд - это вечный поиск, не успокоенность, это любовь к своему делу, к своим ученикам.
Наша деятельность на уроке должна быть чётко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества. Мы прилагаем немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.
Развитие мышления повышает интерес к знаниям, воспитывает пытливость мысли и увлеченность детей.
Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся предполагает учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно яснее объяснять материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. будут формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:
между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников, и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.
Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных способностей. И при помощи специальной системы творческих задач у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.
Теоретическое обоснование опыта.
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Он является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.
Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему, во многом зависит от учителя и классного коллектива. К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.
Сознательная жизнь каждого человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя начальных классов. Изучая общие положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, мы внимание на то, что сегодня начальное образование призвано решать главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Ведущая педагогическая идея опыта.
Современное образование, на взгляд педагога, должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста учитель должен формировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл.
Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение; активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Ведущая педагогическая идея состоит в создании учителем условий, способствующих повышению уровня мотивации, как одного из критериев эффективного педагогического процесса. Уроки математики, а также занятия в кружке «Занимательная математика» не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению математики. Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.
Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей. Технология опыта.
Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. И математика, на наш взгляд, как ни какой другой предмет способна выполнить эту задачу. Вот почему основной задачей в своей педагогической деятельности педагог считает - учить школьников думать, рассуждать, делать выводы. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Следствие чего является высокая активность учащихся при обучении.
На уроках учитель дает возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать в учащихся смелость быть не согласным с учителем. Но учить школьника высказывать свои мысли можно, когда на уроке царит атмосфера дружелюбия, увлечённости, понимания.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом данного опыта является познавательный интерес.
Предмет опыта: роль творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников по математике во внеурочное время.
Цель опыта: разработать систему творческих заданий формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики во внеурочной деятельности.
Задачи опыта:
Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
Изучить условия развития творческого потенциала младших школьников.
Личная концепция педагога:
поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;
расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения.
Педагог исходит из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов младших школьников по математике и во внеурочной деятельности достигается через использование творческих заданий:
направленных на закрепление материала;
используемых при обучении умениям и навыкам;
направленных на формирование понятий;
репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов;
задания интегративные и частично – поисковые (Приложения № 9-10) .
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение;
анкетирование, диагностирование;
изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
Что же такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых
Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:
- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
- организует самостоятельную работу на уроке;
- создает ситуацию успеха, т.е. предлагает задания, посильные каждому ученику;
- создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.
Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
Первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.
Обучение учащихся элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов. Когда материал урока или внеклассного занятия не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.учителя смогут самостоятельно выполнить опред
Обратим внимание на основные познавательные процессы, реализуемые на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Внимание
Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”... Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе педагог придаёт особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания проводит устный счет с элементами игры (Приложение № 3).
С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием “Лабиринты”, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу. Восприятие
Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий автор опыта направляет на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагает использовать цветные карандаши (Приложение № 3). “Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся. Воображение
С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.
К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.
Учитель использует задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.
Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре. Память
Большое место в системе заданий отводится также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей, которая применяется не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях (Приложение №7). В задания на развитие произвольной памяти учитель включает такие игры, как: “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”.
Для развития зрительной и слуховой памяти используются диктанты, например, “Запомни фигуру”. Мышление
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
В ходе опыта автор убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведем примеры заданий на развитие мышления, которые успешно выполняют на уроках и во внеурочное время учащиеся (Приложение № 10).
Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака.
У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.
В своей работе при обучении учащихся, педагог уделяет внимание нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника. Пути развития познавательного интереса младших школьников
на уроках математики Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Учителем глубоко продумывается отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, педагог развивает потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе школьников подводит к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.
Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своем опыте автор сделала попытку систематизировать и реализовать на практике упражнения творческого характера, карточки с дифференцированными заданиями, тщательно продумана последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.
Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении. Учитель твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.
Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Мы считаем, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Наиболее эффективной формой развития познавательных процессов являются творческие работы учащихся, которые связаны с деятельностью воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке - одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Основная задача учителя – лишь помочь ему.
Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Учитель включает сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использует на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки-праздники.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
В заключение хочется сказать, что дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Автор опыта стремится в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Длительность работы над опытом.
В течение четырёх лет работы по данной теме, автор опыта убедилась, что задача педагога: постоянно обновлять свой педагогический арсенал, используя разнообразные методы, формы, средства обучения. Систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Диапазон опыта.
Диапазон опыта – это система проведения математики и внеурочной деятельности “Занимательная математика”.
3. Результативность опыта
Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, а также качество знаний по предмету. В результате ученики меньше устают на уроках и с большим желанием ждут следующего урока. Работая с учебно-методическим пособием О.А.Холодовой “Юным умникам и умницам” можно решить все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Занятия начинаются с мозговой гимнастики с предлагаемыми упражнениями (2 мин) и разминки (3-4) минуты, которые делают работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Вся работа позволила детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применить свои знания при проведении конкурсов, викторин, олимпиад.
В ходе анализа результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:
1. Результаты олимпиад по математике муниципального, зонального уровней:
Ф И О
| 2008-2009
| 2009-2010
| 2010-2012
| 2012-2013
| Монгуш Чойган
| 2 место
| 1 место
|
| 1 место
| Ондар Валериан
|
| 2 место
| 1 место
| 1 место
| Сат Чаяна
| 1 место
| 1 место
|
|
| Ондар Алдын
|
| 2 место
| 1 место
| 1 место
|
2. Участник и призёры во Всероссийских конкурсах по математике: «Интеллект – потенциал» (2009-2010 уч.год).
| Фамилия, имя
ученика
| Участник, призёр
| баллы
| место
|
| Монгуш Аюна
Проект «videourok»
| призёр
| 21б
| 1 место
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Юным умникам и умницам. Курс по развитию познавательных способностей. Методическое пособие для 1 – 4 классов. Москва: Издательство РОСТ, 2012 год
2. Рабочая тетрадь “Юным умникам и умницам” Пособие для детей с 1 – 4 классов. Москва: Издательство РОСТ, 2012 год.
3. Волина В. В. Занимательная математика для детей. Санкт – Петербург, 1996
|
|
|