Главная страница

«От природы музыкален каждый» Родительское собрание



Скачать 114.17 Kb.
Название«От природы музыкален каждый» Родительское собрание
Дата17.08.2016
Размер114.17 Kb.
ТипПояснительная записка

«От природы музыкален каждый» Родительское собрание в старшей возрастной группе (от 5 до 7 лет)
Шакирова Раушания Сагидиттиновна

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №75 «Лебедушка»,

г. Сургут
Пояснительная записка

Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

Родительское собрание состоит из трёх частей: вступительная (музыкальная разминка, дискуссия о книге Н.Сац «Новеллы моей жизни»), практической (освоение родителями конкретных приёмов и методов музыкального воспитания в семье) и заключительной (рефлексия полученного опыта организации взаимодействия родителей с детьми).

Проведения собрания требует использования активных методов (диалог, дискуссия), которые способны длительное время поддерживать живой разговор и дают возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

В ходе собрания используются: озадачивающие вопросы по обозначенной теме; минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком; работа с памятками, когда музыкальный руководитель передаёт свои знания родителям, не поучая их открыто; выполнение практических заданий всеми родителями; сюрпризные моменты с участием детей; слово-эстафета, дающая родителям возможность почувствовать друг друга.

На заключительном этапе родителям предлагается заполнить анкету, которая позволит музыкальному руководителю увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого родительского собрания.

Основная часть

Тема: «От природы музыкален каждый»

Цели: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и детском саду; вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.

Вид: собрание-практикум, направленное на освоение родителями конкретных приёмов и методов музыкального воспитания в семье.

Форма: диалог; практикум.
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Методы взаимодействия с родителями: совместные действия – выполнение задания родителями, детьми и музыкальным руководителем с дальнейшим самоанализом.

  1. Подготовительный этап. 1. Разработать сценарий. 2. Оформить приглашение для родителей (приложение №1) 3. Рекомендовать родителям прочитать рассказы «С папой на вербном базаре» и «Оркестр музыкальных игрушек» из книги Натальи Сац «Новеллы моей жизни» (источники: музыкальная библиотека в группе, интернет-ресурсы) 4. Организовать выставку музыкальных инструментов (игрушек), сделанных своими руками родителями и детьми (домашнее задание). 5. Подготовить оценочную анкету собрания для родителей (приложение №2). 6. Оформить музыкальный зал (плакаты, буклеты с цитатами (приложение №3).

II. Организационный этап. 1. Собрание проводится в музыкальном зале; стулья расположены полукругом с целью активизации общения родителей в процессе собрания. 2. Родители занимают свои места и знакомятся с содержанием буклетов, в которых представлен план проведения собрания и цитаты о музыке.

III. Ход мероприятия. Музыкальный руководитель: Уважаемые родители, вам сегодня очень повезло – вы сможете спеть, станцевать и поиграть в оркестре. Вас ждут интересные вопросы, творческие задания на музыкальную тему, а также информация для размышления. Надеемся, что мы весело и с пользой проведём время. А начнём мы с разминки. Я буду задавать вопросы. Время на обдумывание не даётся, отвечаем сразу.

«Разминка»

  1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен)

  2. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь).

  3. Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон, «Свадебный марш»)

  4. Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки)

  5. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп)

  6. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)

  7. Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии)

  8. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

  9. Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? (Марш)

  10. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? (Ноты)

  11. Талантливый музыкант-скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы»? (Владимир Спиваков)

  12. Как называется соловьиная песня? (Трель)

  13. О чём в словаре Владимира Даля сказано: «Собрание сельских девок и молодёжи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями, нередко с подражанием в движениях словам песни? (Хоровод)

  14. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

  15. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан)

  16. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано)

  17. Писатель Эдуард Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? (Владимир Шаинский)

  18. Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Леонида Утёсова? (Джаз)

Музыкальный руководитель: Итак, тема нашего собрания «От природы музыкален каждый». Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке – всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Дмитрий Борисович Кабалевский говорил, что «Музыке надо учить всех, как учат математике и географии», т.к. практика показывает – немузыкальных детей практически нет. Ведь никому и в голову не придёт задуматься, какие такие глубокомысленные цели преследует ребёнок, который в бессознательной радости кружится под весёлую музыку? Почему он так безотчётно стремится ко всему, из чего можно самостоятельно извлечь звуки? И для этого ему с одинаковым успехом подходит и концертный рояль, и незатейливая дудочка. Почему мы, взрослые часто напеваем себе что-нибудь «под нос»? Потому что эта уникальная особенность – потребность выражать себя в звуках, дарована каждому человеку от рождения. И только от нас, от взрослых зависит, каким станет в дальнейшем ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности. Поэтому, уважаемые родители, не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальности, чем детство, трудно представить. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь.

Перед нашей встречей я рекомендовала вам прочесть рассказы «На вербном базаре» и «Оркестр музыкальных игрушек» замечательного педагога, музыканта, создателя первого в стране детского музыкального театра Натальи Сац, в которых она делится своими детскими музыкальными впечатлениями. Я тоже предлагаю вам, уважаемые родители, поделиться своими детскими воспоминаниями и впечатлениями, связанными с музыкой, театром, семейными традициями.
(Рассказы родителей). Замечательно, что память хранит воспоминания о самых счастливых для детей минутах, когда взрослые вместе с ними играли и творили. Сегодня мы попробуем вновь окунуться в яркие, разноцветные краски детства. В рассказах Натальи Сац папа разучивал с детьми «Лесную польку» на детских музыкальных инструментах (игрушках), купленных на вербном базаре. А мы с вами и детьми сегодня разучим «Вальс петушков» композитора И. Стрибогга на инструментах, которые вы изготовили дома со своими детьми.

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, проходят к выставке, рассматривают и выбирают понравившийся музыкальный инструмент. Музыкальный руководитель приглашает несколько родителей принять участие в оркестре. Распределяет участников на три группы по видам музыкальных инструментов (древозвучные - Лягушки, металлозвучные – Петушки, маракасы – Собачки).

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами слушали «Вальс петушков» композитора И. Стрибогга, танцевали под эту музыку и играли на воображаемых музыкальных инструментах. А сегодня мы сыграем это музыкальное произведение на инструментах, которые вы изготовили со своими родителями. (Приложение №4)

1 часть. Представьте себе, что мы находимся в деревне на птичьем дворе.

Раннее утро, запели Петушки: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! (показываю на металлозвучном инструменте)

Проснулись Собачки (маракасы) и залаяли: Гав-гав-гав!

Петушки (металлозвучные) сердито отвечают: Ку-ка-ре-ку!

А Собачки не успокаиваются (маракасы), лают ещё громче: Гав-гав-гав!

Тут Петушки совсем раззадорились: Ку-ка-ре-ку!

Прискакали взволнованные Лягушки (древозвучные) и удивлённо заквакали: Ква-…

Петушки (металлозвучные) им отвечают: Ку-ка-ре-ку!

А Лягушки (древозвучные) продолжают удивлённо квакать: Ква-ква-ква-ква-ква-…

Но Петушки (металлозвучные) настойчиво: Ку-ка-ре-ку!

Сыграем и споём как Петушки, Собачки и Лягушки.

2 часть. На птичий двор пришла Хозяйка (музыкальный руководитель), увидела веселье и запела красивым голосом. Хозяйка: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

А все, кто был на птичьем дворе, ей радостно ответили. Хор: Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку!

3-я часть. Накормила всех хозяйка и обитатели птичьего двора совсем развеселились. (Повторение 1 части)

Разучивание пьесы.

Музыкальный руководитель: Теперь – самое интересное!!! Мы исполним «Вальс петушков» от начала до конца. Вы – мой весёлый оркестр, я – ваш дирижёр. Будьте внимательны, смотрите на меня и слушайте музыку и друг друга. (Исполнение пьесы).

Музыкальный руководитель: Каждый родитель у нас – творческая личность, и сейчас вам предоставляется шанс это продемонстрировать. Ребята, становитесь в
хоровод. А родители, девять человек, вставайте за кругом. Будем инсценировать русскую народную шуточную песню «Долговязый журавель». Вы, родители, будете изображать персонажей, о которых поётся в песне (раздать родителям элементы костюмов). Вы, ребята, поведёте хоровод с пением. А на проигрыш в круг выходит персонаж, о ком поётся в куплете и выполняет движения, соответствующие тексту. А зрители тоже не будут скучать, они будут подыгрывать на музыкальных инструментах (самодельных).

Инсценирование русской народной шуточной песни «Долговязый журавель» (Приложение №5).

Музыкальный руководитель благодарит детей за участие, и они с воспитателем уходят в группу.

Музыкальный руководитель: Уважаемые родители, предлагаю вам принять участие в игре «Слово-эстафета». Вам следует продолжить начатое мной предложение «Мой ребёнок станет более музыкальным, если я…». (Родители высказываются, передавая друг другу мячик).

Музыкальный руководитель: Если всё, что мы с вами сейчас озвучили, воплотить в действительность, то ваш ребёнок, как и та девочка из рассказа Натальи Сац, будет мечтать: «Я ложусь в кровать и мечтаю, как в следующий раз соберу ещё больше ребят, сама придумаю музыку и буду дирижировать оркестром музыкальных игрушек. А потом вырасту, выучусь играть на рояле, а когда ещё больше вырасту, буду, как мой папа, заступаться за детей, которые хотят понимать музыку, хотят, когда ещё маленькие, участвовать… Но после такого денёчка и заснуть недолго!»

Приложение№1

Письменное приглашение на родительское собрание

Родителям воспитанников группы № 5 «Пчёлка»

Уважаемые родители (мамы и папы), приглашаем вас на собрание, которое состоится « » ______________ в музыкальном зале.

Тема собрания: «От природы музыкален каждый»

Программа родительского собрания:

1. Музыкальная разминка.

2. Обсуждение рассказов Натальи Сац «С папой на вербном базаре» и «Оркестр музыкальных игрушек». 3. Выставка самодельных музыкальных инструментов. 4. Игра в оркестре детских музыкальных инструментов. 5. Игра-драматизация. 6.Подведение итогов родительского собрания.

В конце встречи вы получите буклеты (памятки и рекомендации).

По окончании родительского собрания у вас будет возможность обсудить интересующие вас вопросы.

С наилучшими пожеланиями: музыкальный руководитель Шакирова Р.С.

Приложение№2

Оценочная анкета собрания для родителей

Подчеркните нужное или напишите разъяснения.

Ваше мнение о проведённой встрече?

  • Бесполезная

  • Едва ли полезная

  • Полезная

  • Очень полезная Разъяснения: __________________________________________________

Ваше мнение о предоставленной информации?

  • Бесполезная

  • Едва ли полезная

  • Полезная

  • Очень полезная Разъяснения: __________________________________________________

Как вы оцениваете деятельность музыкального руководителя в этом направлении?

  • Бесполезная

  • Едва ли полезная

  • Полезная

  • Очень полезная Разъяснения: __________________________________________________

Как вы оцениваете групповую и другие формы дискуссий, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и другими идеями с другими родителями?

  • Бесполезная

  • Едва ли полезная

  • Полезная

  • Очень полезная Разъяснения: __________________________________________________

Спасибо за то, что вы заполнили эту анкету?

Приложение№3

Высказывания о музыке и музыкальном воспитании детей

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»

(Себастьян Брант)

«Музыке нужно учить всех детей, как учат математике и географии»

(Дмитрий Кабалевский)

«Людям нужны все виды музыки, от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»

(Дмитрий Шостакович)

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой… И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость»

(Михаил Казиник)

g:\шакирова р.с- задание\аттестация8 001.jpg
g:\шакирова р.с- задание\аттетсация9 001.jpg
Список источников

Конвенция о правах ребёнка (принятие резолюций 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года). Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (Приказ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). Семейный кодекс Р.Ф. (ст.12).

Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду» старшая группа – Москва, «ВАКО» 2014.

Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» – Ярославль «Академия развития» 1997.

Метенова М. Н. «Родительское собрание» – Ярославль 1999.

Буренина А. А., Тютюнникова Т. Э. «Тутти», программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста – «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург 2012.

Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – Москва, «Мозаика-синтез» 2010.