«Развитие диалогической речи школьников посредством кружка «Основы журналистики». Введение. Данное обобщение представлено на основе опыта работы по программе «Основы журналистики»
Главная страница

«Развитие диалогической речи школьников посредством кружка «Основы журналистики». Введение. Данное обобщение представлено на основе опыта работы по программе «Основы журналистики»



Скачать 180.17 Kb.
Название«Развитие диалогической речи школьников посредством кружка «Основы журналистики». Введение. Данное обобщение представлено на основе опыта работы по программе «Основы журналистики»
Дата27.08.2016
Размер180.17 Kb.
ТипПрограмма

«Развитие диалогической речи школьников посредством кружка «Основы журналистики».

Введение.

Данное обобщение представлено на основе опыта работы по программе «Основы журналистики». Программа двух лет обучения, рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет, реализуется в течение 204 часов практических и теоретических занятий.

В примерной программе по русскому языку для 5-9 классов (Образовательные стандарты 2 поколения) сказано: «Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:… овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.) …».

Таким образом, развитие связной речи не только играет важную роль в процессе речевого и общего развития человека, но и является одним из важнейших общеучебных умений. «Обучение в школе предполагает всесторонне развитие ребенка, в том числе, немаловажно и развитие связной речи. К сожалению, этому виду деятельности уделяется мало внимания. Практически все время и все силы учителя затрачиваются на проведение работы по усвоению детьми определенной информации, а проблемы развития речи остаются незатронутыми…»[2,7]. Актуальность данного опыта обусловлена необходимостью речевой адаптации школьника в социуме, что впоследствии позволит ему безболезненно войти в коллектив по месту учебы, работы, чувствовать себя уверенным в умении налаживать общение с окружающими. Проблема коммуникации у современного школьника действительно существует. Общедоступные виды связи – ICQ, социальные сети – способствуют сокращению речевого запаса детей, неумению вести диалог при возможности обмениваться готовыми цитатами, картинками. Отсутствие навыка реального общения зачастую вызывает социальную дезадаптацию школьника, что может привести к ряду проблем: несформированность коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, соответствующей мотивации, что в итоге может вызвать асоциальное поведение. Этого можно избежать, сформировав у школьника уверенность в том, что он умеет общаться с окружающими, что он - хороший собеседник. Таким образом, в основе идеи обобщения лежит мысль о возможности развития речи учащихся при помощи обучения диалогическим жанрам журналистики в программе вышеназванного кружка. Программа кружка «Основы журналистики, помимо освоения монологической речи, обучения работе в газетных жанрах, расширения культурного и информационного кругозора, овладения программой Adobe Pagemaker (для вёрстки), призвана решать и задачу развития диалогической речи как одного из основных коммуникационных аспектов. В связи с этим мной была разработана технология некоторых приемов, которые даются в методической литературе лишь описательно, а также были разработаны собственные приемы развития диалогической речи.

Цель данной работы – обобщить и представить те формы и приемы работы в рамках программы кружка «Основы журналистики», которые способствуют развитию диалогической речи учащихся.
Теоретические основы.

Диалогическая речь.

Диалог (от греч. diálogos - разговор, беседа) – вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). [1,236] Следовательно, диалогическая речь — форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими л ицами. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (микродиалог), состоящее из двух и более реплик, связанных по содержанию и по форме.

Жанры журналистики, имеющие отношение к развитию диалогической речи.

Для работы над развитием диалогической речи предлагается взять три жанра – интервью, беседа и опрос.

«Интервью это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по заранее сформулированным вопросам с целью получения информации по интересующим фактам. Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Роль автора интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он направляет интервьюируемого. С этой целью вопросы формулируются таким образом, чтобы осветить узловые моменты какого-либо события, явления, процесса, ситуации, собрать наиболее полную информацию о герое интервью в заданном ключе».[5,17]

«Иногда жанр интервью отождествляется с жанром беседы. Однако это отождествление необоснованно, хотя у названных жанров есть общие черты. Тем не менее, между этими жанрами существует очень важное различие, и заключается оно в той роли, которая отводится интервьюеру и собеседнику. Этот фактор оказывает существенное влияние на содержание текстов интервью и беседы. Если в роли интервьюера журналист может только ставить вопросы, а отвечает на них опрашиваемый и именно он формирует основное содержание материала и его характер (в частности, позитивный или критический), то журналист-собеседник является равноправным создателем содержания будущего текста».[5,19 ].

Опрос - метод социального исследования ( в журналистике), заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленный вопрос. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.
Практические формы работы.

Представленная ниже последовательность форм работы обусловлена логически по принципу - от простого к сложному. Стоит, однако, обратить внимание на то, что научить создавать материал, говорить в стиле газетного жанра – мало. Важно научить строить свою речь в соответствии со всеми нормами литературного языка, а это уже отдельный аспект программы кружка.

1.Домысливание диалога. Этот вид работы прост тем, что начало разговора уже дано. Нужно лишь его продолжить. На этом приеме отрабатывается навык включения в речевую ситуацию, адаптации в беседе. Работа строится следующим образом. Вся группа делится на пары. Каждой паре выдается лист с началом диалога, общим для всех. Работают письменно, дается время на обдумывание и запись. Затем этюды проговариваются вслух и обсуждаются. Прием интересен тем, что варианты продолжения у всех разные и дети с нетерпением ждут, что же придумали другие.

Примеры диалогов:

*- Медвежонок, почему ты сегодня такой хмурый?

- Понимаешь, я подумал, а если мне этой зимой не ложиться спать…

(здесь появляются не только разные варианты, но и разные собеседники : Волчонок, Лисенок, Муравей, что обусловливает разную суть получившихся диалогов).

*- Друзей должно быть много! Если с кем-то поссоришься, всегда есть с кем пообщаться!

- Но ведь друзей не может быть много…

2. Речевые этюды. Работа с этим приемом начинается с объяснения начинающим журналистам понятия «речевой этюд». Речевой этюд – особый вид работы, основанный на ролевой игре. Задача детей – составить короткий диалог на заданную тему. Причем важно, что заданная ситуация сначала решается в виде экспромта – без обсуждения, без подготовки, одной парой желающих. Затем после заслушивания этюд анализируется, разбираются возможные решения, и только после этого этюды на заданную тему составляются всеми участниками, присутствующими на занятиях. Подобная форма демократизирует отношения между детьми, учит не бояться критики, анализировать услышанную информацию.

Упражнение 1. Разнообразное и уместное использование формул приветствия. Ситуации общения. Разнообразные формы приветствия и уместное их использование в разных ситуациях. Этюд “Встреча”.

Упражнение 2. Разнообразное и уместное использование формул прощания. Разнообразные формы прощания и уместное их использование в разных ситуациях. Этюд “Прощание”.

Упражнение 3. Правила эффективной просьбы. Правила обращения с просьбой. Этюд “Просьба”.

Упражнение 4. Правила разговора по телефону. Диалог по телефону. Этюд “Разговор по телефону”.

Упражнение 5. Решение конфликтных ситуаций. Умение управлять эмоциями. Этюд «Улаживание конфликта».

3. Знакомство с жанрами.

Знакомство с жанрами – первый сложный прием, в котором от учащихся требуется умение анализировать и делать выводы. Работа строится следующим образом. Вся группа делится на маленькие подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдается один общий материал (т.е. одинаковый текст для всех), например, интервью. Сообщаю, что все получили одинаковый газетный или журнальный материал, интервью. Задача групп – проанализировать текст и дать определение интервью, попытаться указать его основные черты.

Пример интервью :

«Недавно мы на уроке смотрели фильм «Чучело». В классе по поводу фильма мнения существуют разные, осуждение продолжается до сих пор. Поэтому я решила выяснить, что же думает по поводу этого фильма наш классный руководитель.

С.И.: Марина Николаевна, вам понравился фильм «Чучело?»

М.Н.: Света, вопрос задаешь некорректный. Такой фильм не может нравиться, я думаю. А вот впечатление он на меня произвел неизгладимое еще в детстве.

С.И.:И каким же было это неизгладимое впечатление?

М.Н.:Я ужаснулась той ситуации, которая показана в фильме. Дети, может, и не были такими жестокими, но эта стая, которая диктует всем закон поведения!

С.И.: Как вы считаете, надо ли этот фильм показывать в школе?

М.Н.: Разумеется. Ситуация не изменилась со времен моего детства. До сих пор, к сожалению, рядом с нами живут ребята, которые вне «стаи», которым больно.

С.И. Спасибо большое за интервью, Марина Николаевна.

Как видите, уважаемые одноклассники, Марина Николаевна очень точно, на мой взгляд, озвучила свое отношение к фильму. К её мнению стоит прислушаться!

Света Иванова».
Дети, как правило, отмечают, что интервью – это беседа, диалог, в котором один человек задает вопросы, а второй на них отвечает.

Далее: в интервью присутствует начало, проблема (лит), где написано кратко, о чем пойдет речь. Есть вывод.

Как вариант – можно после этой работы выдать текст беседы. Дать время на обдумывание вопроса: чем беседа отличается от интервью. Обязательно в таком случае подвести к выводу: в интервью наполнение материала зависит от отвечающего. Журналист лишь задает подготовленные вопросы. В беседе журналист является полноправным участником и создателем текста.
В качестве закрепления предлагается создать интервью самим, разбившись на пары и руководствуясь сформулированными выводами.

4. Деловая игра. Это один из интереснейших приемов. Деловая игра отрабатывает навыки коммуникации в группе, умение мобилизоваться в заданном направлении, быть готовым к экспромту.

Как правило, создаем страницу школьной газеты, «молнию», которая носит название «Особое мнение». Тематика страницы может быть разная:

«Бросай курить - вставай на лыжи!», «Как избавиться от прозвищ?», «Школьная форма: мнение нашего коллектива», «Дежурство по классу: за и против» и т.д.

Алгоритм работы.

Постановка цели. Прием - мозговой штурм.

Работа в группах.

1.Актуализация знаний.

2.Создание текстов в газетных жанрах.

3.Анализ получившихся материалов.

А теперь-описание работы. Первый прием - мозговой штурм. Каждый предлагает свою тему. Мало того, он должен убедить всех, что именно эта тема должна быть взята в «страничку». Здесь отрабатываются начальные навыки полемического диалога (более углубленная работа ведется на втором году обучения).

Тема выбрана. Делимся на три группы. Всем группам раздаются одинаковые наборы: тексты интервью, беседы, опроса и критерии этих жанров (опознавательные признаки). Задача групп - сопоставить тексты и критерии и определить, к какому жанру относятся выданные тексты. Затем 1 группа доказывает, к примеру, что жанр текста №1- опрос, вторая - что текст №2 - интервью, а третья - что текст №3-беседа. После того, как все выяснили и со всем согласились, предлагаю группам создать уже свои тексты, причем, в тех жанрах, с которыми они работали. Тема- та самая, которая была выбрана в результате полемики. В группах журналистом может быть любой, можно назначить. Остальные – либо участвуют в опросе, либо в интервью, либо в беседе. По завершению работы группы по очереди представляют свои материалы. Остальные анализируют получившееся с точки зрения признаков жанра, смыслового наполнения, по возможности, пытаются редактировать.

5. Круглый стол.

Это серьезная, хоть и игровая форма. Она очень нравится юным журналистам, так как здесь присутствует право свободного высказывания, правда, с последующим обоснованием своей точки зрения. «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем. После круглого стола появляется, как правило, качественный продуманный материал в газету. Именно поэтому тема круглого стола заранее очень тщательно обсуждается, её можно взять также из результатов мозгового штурма в деловой игре. Например, тема «Отцы и дети: о чем спорят поколения?» Очень интересную дискуссию вызвала тема, взятая из заповедей Билла Гейтса: «Вы считаете, что учитель с вас много спрашивает? Подождите, когда начальником станете вы!» Обратите внимание, в теме круглого стола должна обязательно содержаться проблема, к которой среди участников круглого стола должно быть неоднозначное отношение. Также перед началом обсуждения следует оговорить, что все журналисты должны соблюдать правило тактичности и уважения к мнению других. Начинать дискуссию должен педагог, причем лучше будет, если он своей первой фразой, с позиции старшего поколения, сразу вызовет реакцию учащихся.

Алгоритм работы.

Выбор темы.

Обсуждение проблемы.

Дискуссия. За и против.

Подведение итогов.

6. Приемы рефлексии.

Рефлексия должна быть обязательно после каждого занятия. Я всегда руководствуюсь правилом, о котором знают все мои ученики – с каждого урока, с каждого занятия ученик должен унести что-то новое для себя, то, что ему пригодится. Без подведения итогов это не всегда получается.

Цель введения в занятия рефлексивных приемов: научить юных журналистов анализировать свою деятельность на занятии, уметь сравнивать заданную цель и получившиеся результаты, задавать для себя перспективу развития.

Прием «ПМИ» - плюс, минус, интересно. Это может быть или фронтальная, или групповая работа (если дети работали в группах). «Плюс»- что узнали нового, «минус»- какие минусы в занятии обнаружили, «интересно»- что было интересно, что увлекло. Причем, остальные могут задавать вопросы, почему именно это было интересно, это получилось неважно.

Прием «Круг». Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке. Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Заключение. К концу обучения в рамках программы подростки владеют основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой.

В диалогической речи виден явный прогресс: как правило, дети не видят проблемы в завязывании беседы с другим человеком, могут включиться в беседу, поддержать разговор, вступить в полемику, отстоять свое мнение, доказательно обосновать его. Юные журналисты не только обучаются способам сбора информации, но и получают навыки создания различных жанров журналистики, знакомятся с типами стилистических ошибок и способами их исправления. И конечно, данные упражнения помогают развить творческую и познавательную активность учащихся. Данный опыт могут применять учителя русского языка в своей деятельности по предмету и педагоги дополнительного образования, используя данные приемы как упражнения на сплочение группы, на развитие речевых навыков своих воспитанников.

Список литературы.

1.Большая советская энциклопедия. Том 8. Москва,1972.

2.Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов. «Панорама»,2006.

3.Дополнительные образовательные программы. №1-2010.

4.Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом. Учебное пособие. «Дрофа»,2009.

5.Лицейское гимназическое образование. Жанры журналистики. Теория и практика.2003.

Развернутое тематическое планирование

программы дополнительного образования

«Основы журналистики»



Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1 год обучения

1

Краткое введение в историю журналистики




Вводное занятие

2

1

1




Газетный мир

1




1




Как и почему возникла журналистика

2




2




Из истории детской прессы

2




2




Знакомство с детскими и подростковыми СМИ

1




1




Знакомство с законами СМИ

2

1

1

2

Основы журналистики




Энакомство с жанрами

5

2

3




Информация

3




3




Заметка

3




3




Отчет

3




3




Репортаж

4

1

3




Интервью

3




3




Пресс-релиз. Опрос

4

1

3




Обозрение. Комментарий

3




3




Рецензия, корреспонденция

4

1

3




Статья

3




3




Очерк

4

1

3




Беседа

3




3




Фельетон

4

1

3




Памфлет

2




2




Эссе

4

1

3




Культура речи

7

2

5




Итоговое занятие

1




1

3

Верстка




Знакомство с программой «Пейджмейкер»

4

1

3




Верстка

28

1

27

Всего




102

14

88
















2 год обучения

1

Художественно-техническое оформление издания




Структура издания

10

3

7




Делаем газету

60

5

55




Заголовки и иллюстрации

10

4

6




Типы и виды школьных газет

10




10




Итоговое занятие

2




2

2

Редакционно-издательская деятельность




Особенности журналистского труда, редакция

3




3




Редактирование материалов разных форм и жанров

3

1

2




Реклама в издательской деятельности

3

1

2







1




1

всего




104

14

88