|
Рабочая программа по предмету геометрия 8 класс кол-во часов 86 за год, 2ч в неделю в 1-м полугодии, 3ч во 2-м Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1 Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ГЕОМЕТРИЯ 8 класс
кол-во часов – 86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во 2-м Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике.// Вестник образования России, 2004, №12, стр.111-118.
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 5.03.2004г. №1089
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования Российской федерации от 17.12.2010 года № 1897.
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012\2013 учебный год». Приказ Министерства образования Российской федерации от 27.12.2011 года № 2885.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель – Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Закон «Об образовании» РФ.
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Цели обучения
в направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
2) в метапредметном направлении:
формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
развитие пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
развитие геометрической интуиции.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Место предмета в Базисном учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение 7 – 9 классов, всего 210 уроков. Во 2-м полугодии 8 класса добавлен 1 час за счёт вариативной части. Таким образом, в 8 классе изучается геометрия в течение 96 учебных часов: 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю – во втором.
СТРУКТУРА КУРСА
№
| Темы + содержание
| Количество
часов
| Контроль
| 1
| Четырёхугольники. Многоугольники. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Задачи на построение параллелограмма и трапеции. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Осевая и центральная симметрия.
| 20
| КР – 1
ЗР – 1
СР – 2
ТР – 1
ПР – 2
| 2
| Площади. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора и обратная ей теорема.
| 16
| КР – 1
ЗР – 1
СР – 2
ТР – 1
ПР – 1
| 3
| Подобные треугольники. Определение подобных треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. Теорема о средней линии треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Деление отрезка в данном отношении. Решение задач на построение методом подобия. Измерительные работы на местности. Подобие произвольных фигур. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
| 24
| КР – 2
ЗР – 1
СР – 3
ПР – 3
| 4
| Окружность. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки в треугольнике. Вписанная и описанная окружности.
| 20
| КР – 1
ЗР – 1
СР – 2
ТР – 1
ПР – 1
|
| Повторение. Решение задач.
| 6
| ТС – 1
КР – 1
|
| ИТОГО
| 86
| КР – 6
ЗР – 4
СР – 9
ТС – 4
ПР – 7
| КР – контрольная работа
ЗР – зачётная работа
СР – самостоятельная работа
ТС – тестирование
ПР – практическая работа
Темы контрольных работ
Четырёхугольники.
Площадь. Теорема Пифагора.
Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к решению задач.
Окружность.
Итоговая работа.
Темы практических работ
Задачи на построение параллелограмма и трапеции.
Осевая и центральная симметрия.
Площадь треугольника.
Деление отрезка в данном отношении.
Решение задач на построение методом подобия.
Измерительные работы на местности.
Вписанная и описанная окружности.
Требования к результатам освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить не- обходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса геометрии 8 класса ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
выполнять чертежи по условиям задач;
изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычислений площадей фигур при решении практических задач.
Учебно-методический комплект
№
| Авторы
| Название
| Год изд.
| Издат-во
| 1
| Л. С. Атанасян,
В. Ф Бутузов,
С. Б. Кадомцев и др.
| Геометрия.
Учебник для 7 – 9 классов средней школы.
|
2007
|
«Просвещение»
| 2
| Л. С. Атанасян,
В. Ф Бутузов,
С. Б. Кадомцев и др.
| Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомен-дации к учебнику.
|
2005
|
«Просвещение»
| 3
| Н. Мельникова,
Г. Лудина,
Н. Лепихова
| Геометрия. Дидактические материалы для 7-9 классов образовательных учреждений.
| 2007
|
«Мнемозина»
| 4
| Зив Б. Г., Мейлер В. М.
| Дидактические материалы по геометрии для 8 класса
| 2011
| «Просвещение»
|
Используемые медиаресурсы
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. (Виртуальная школа К и М).
Электронное учебное пособие. 8 класс. 2005г. (CD-ROM)
Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. Интерактивный
мультимедийный курс. (CD)
Интерактивная математика. Электронное учебное пособие. 5-9 кл. (CD-ROM)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1 Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании зам. дир. по УВР директор СОШ №1
ШМО учителей __________________ _________________ __________________ ___________________ Хаспекян А. Г.
Протокол № 1 « » ______________ приказ № ____от_____
от ________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету ГЕОМЕТРИЯ 8 «б» класс
кол-во часов –86 за год, 2ч. в неделю в 1-м полугодии, 3ч. – во втором Килафян Аракси Хевондовна
ФИО учителя
2012/13 уч.г.
№№ уроков
| Темы уроков
| Кол. часов
| Даты
| Характеристика основных видов учебной деятельности
| Контроль
| Примечания
| Четырёхугольники
| 20
|
| Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показы-вать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распо-знавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёху-гольника называются противополож-ными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобед-ренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изо-бражать и распознавать эти четырёх-угольники; формулировать и доказы-вать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычис-ление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёх-угольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относи-тельно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной от-носительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладаю-щих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.
|
|
| 1-2
| Многоугольники
| 2
|
| ТР
|
| 3-5
| Параллелограмм и его свойства
| 3
|
| СР
|
| 6-8
| Признаки параллелограмма
| 3
|
|
|
| 9-11
| Трапеция.
| 3
|
| СР
|
| 12-13
| Задачи на построение параллелограмма и трапеции
| 2
|
| ПР
|
| 14
| Прямоугольник.
| 1
|
|
|
| 15-16
| Ромб.
| 2
|
|
|
| 17
| Квадрат.
| 1
|
|
|
| 18
| Осевая и центральная симметрия.
| 1
|
| ПР
|
| 19
| Решение задач по теме
«Четырёхугольники»
| 1
|
| ЗР
|
| 20
| Контрольная работа по теме
«Четырёхугольники»
| 1
|
| КР
|
| Площади
| 16
|
| Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольни-ков, имеющих по равному углу; форму- лировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычис-ление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора
|
|
| 21-22
| Площадь многоугольника.
| 2
|
|
|
| 23-24
| Площадь параллелограмма.
| 2
|
| СР
|
| 25-26
| Площадь треугольника.
| 2
|
| ПР
|
| 27-28
| Площадь трапеции.
| 2
|
|
|
| 29-30
| Решение задач по теме «Площади».
| 2
|
| СР
|
| 31-34
| Теорема Пифагора и обратная ей теорема.
| 4
|
| ТР
|
| 35
| Решение задач по темам всей главы.
| 1
|
| ЗР
|
| 36
| Контрольная работа по теме «Площади. Теорема Пифагора»
| 1
|
| КР
|
| Подобные треугольники
| 24
|
|
|
|
| 37-38
| Определение подобных треугольников.
| 2
|
| формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия;
формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пере-сечении медиан треугольника, о про-порциональных отрезках в прямоуголь-ном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синусов, косинусов и тангенсов углов 30°, 45° и 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
|
|
| 39-40
| Первый признак подобия треугольников.
| 2
|
|
|
| 41
| Второй признак подобия треугольников.
| 1
|
|
|
| 42
| Третий признак подобия треугольников.
| 1
|
|
|
| 43-44
| Решение задач с использованием признаков подобия треугольников.
| 2
|
| СР
|
| 45
| Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»
| 1
|
| КР
|
| 46-47
| Теорема о средней линии треугольника.
| 2
|
| СР
|
| 48
| Свойство медиан треугольника.
| 1
|
|
|
| 49-50
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
| 2
|
|
|
| 51
| Деление отрезка в данном отношении.
| 1
|
| ПР
|
| 52-53
| Решение задач на построение методом подобия.
| 2
|
| ПР
|
| 54
| Измерительные работы на местности.
| 1
|
| ПР
|
| 55
| Подобие произвольных фигур.
| 1
|
|
|
| 56-57
| Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
| 2
|
| СР
|
| 58-59
| Решение задач
| 2
|
| ЗР
|
| 60
| Контрольная работа по теме «Применение подобия к решению задач»
| 1
|
|
КР
|
| Окружность
| 20
|
|
|
|
| 61-64
|
Касательная к окружности.
|
|
| Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружнос-ти; формулировать и доказывать тео-ремы: о свойстве касательной, о приз-наке касательной, об отрезках касатель-ных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружнос-ти; формулировать и доказывать теоре-мы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; фор-мулировать и доказывать теоремы, свя-занные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпенди-куляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендику-ляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; фор-мулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описан-ной около многоуг-ка; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружно-сти, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёх-угольника; о свойстве углов вписан-ного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью
| СР
|
| 65-68
|
Центральные и вписанные углы
|
|
| ТР
|
| 69-71
|
Четыре замечательные точки в треугольнике.
|
|
|
СР
|
| 72-78
|
Вписанная и описанная окружности.
|
|
| ПР
|
| 79
|
Решение задач по теме «Окружность»
|
|
| ЗР
|
| 80
|
Контрольная работа по теме «Окружность»
|
|
|
КР
|
| 81-86
| Повторение
| 6
|
|
| КР, СР, ТР
|
|
|
|
|