|
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)
Программа рассчитана на 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в коррекционной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(6 ч в неделю) Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
ПРИМЕЧАНИЯ Обязательно:
1. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
2. Знание таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путём использования таблицы умножения.
3. Определять время по часам одним способом.
4. Пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году. Необязательно:
1. Решать арифметические задачи в два действия, одно из которых – умножение или деление.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составитель В.В. Эк. Москва, «Просвещение», 2002 год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по математике в 3 классе 8 вида
всего 204 часа, 6 часов в неделю. 1 четверть-48 часов, 2 четверть-48 часов, 3 четверть-60 часов, 4 четверть-48 часов. (34 учебные недели).
Дата
| № п/п
| Наименование разделов и тем
| Кол. часов
|
|
1-2
3-4
5
6-7
8
9
10-11
12-13
14
15-16
17
18-19
20-21
22-23 24-25
26
27
28-29
30-31
32
33-34 35
36
37
38-40
41
42-43
44-46
47-48 49-50
51-53
54-55
56-57
58-60
61-62
63-65
66-67
68-69
70-73 74-76
77-78
79-80 81-82
83-85 86-87 88-90
91-92 93-94 95-97
98-99
100-101
102-103
104-105
106-107
108-109
110-111 112-113
114-115
116-117
118-119
120-121
122-123
124-125
126-127 128-129 130
131-132
133-134 135
136-137 138-139
140 141-142 143-144 145-146 147 148-149
150-151
152-153
154
155
156-157
158-159 160
161-162
163-164
165-166
167-168
169
170-172 173
174-175
176-177
178-179
180-181
182-184
185-186 187-188
189-190
191-192
193-194
195-196
197-198
199-200
201-203
204
| ВТОРОЙ ДЕСЯТОК Нумерация (повторение) (8ч)
Место числа в числовом ряду.
Числа чётные и нечётные.
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Состав чисел из десятков и единиц.
Сравнение чисел. Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение) (13ч)
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Нахождение суммы и разности.
Меры времени: 1час, 1 сутки.
Единицы стоимости.
Меры длины: см, дм. Измерение отрезков.
Угол: вершина, стороны.
Решение примеров и задач.
Контрольная работа.Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (22ч)
Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Состав числа.
Прибавление числа 9.
Прибавление числа 8.
Прибавление числа 7.
Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Составление и решение задач по краткой записи.
Мера ёмкости – 1 литр. Мера массы – 1 килограмм.
Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Состав числа.
Вычитание числа 9.
Вычитание числа 8.
Вычитание числа 7.
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Чертёжные треугольники. Построение прямых углов.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Умножение и деление (35ч)
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения.
Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Знак деления (:).
Таблица деления на 2.
Таблица умножения числа 3.
Таблица деления на 3.
Таблица умножения числа 4.
Таблица деления на 4.
Таблицы умножения чисел 5, 6.
Таблицы деления на 5, на 6.
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
СОТНЯ Нумерация (23ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков.
Сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1 – 100.
Присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, по 3, по 4, по 5.
Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.
Понятие разряда. Разрядная таблица.
Чётные и нечётные числа.
Контрольная работа. Работа над ошибками Единицы измерения (6ч)
Меры длины: 1 см, 1 дм, 1 м.
Меры времени: 1 ч, 1 сут.
Меры времени: 1 мес., 1 год. Календарь. Геометрический материал (6ч)
Окружность. Круг. Центр.
Циркуль. Построение окружности при помощи циркуля. Радиус.
Углы. Построение углов. Сложение и вычитание
без перехода через десяток (38ч)
Сложение и вычитание круглых десятков.
Скобки. Действия I и II ступени.
Нахождение неизвестного компонента.
Соотношение: 1р. = 100к.
Решение задач.
Контрольная работа. Работа над ошибками
Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.
Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел.
Сложение круглых десятков и однозначных чисел.
Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
Составные арифметические задачи в два действия.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.Закрепление.
Контрольная работа. Работа над ошибками
Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.
Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.
Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков.
Вычитание однозначных и двузначных чисел из сотни.
Нахождение суммы, разности путём составления и решения примеров.
Составные арифметические задачи в два действия.
Вычитание и складывание чисел в пределах 100 приёмами устных вычислений. Числа, полученные при счёте и при измерении (11ч)
Меры стоимости. Соотношение: 1 р. = 100 к.
Меры длины. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Соотношение: 1 м = 10 дм.
Соотношение: 1 м = 100 см.
Меры времени. Соотношение: 1 ч = 60 мин;
1 сут = 24 ч.
Соотношение: 1 год = 12 мес. Порядок месяцев.
Контрольная работа. Работа над ошибками Деление на равные части
Деление по содержанию (19ч)
Деление на 2, 3 равных частей.
Деление на 4, 5 равных частей.
Деление по 2, по 3. Деление по содержанию.
Деление по 4, по 5. Деление по содержанию.
Простые арифметические задачи на нахождение частного.
Дополнение двузначных чисел до круглых десятков.
Составные арифметические задачи в 2 действия.
Составление задач по краткой записи. Решение задач.
Взаимное положение линий на плоскости.
Контрольная работа. Работа над ошибками Порядок арифметических действий (7ч)
Порядок арифметических действий.
Числа, получаемые при счёте и при измерении двумя мерами.
Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 минут. Повторение (16ч)
Получение чисел из десятков и единиц.
Сравнение чисел.
Виды углов. Луч, отрезок.
Многоугольники.
Решение примеров и задач.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Упражнения для повторения.
Подведение итогов за год.
|
2
2
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
2
2 2
1
1
2
2
1
2 1
1
1
3
1
2 3 2 2
3
2
2
3
2
3
2
2 4
3
2
2 2
3 2 3
2 2 3
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
2 2 2
1
2 2
1 2
2 1 2 2 2 1
2
2
2
1
1
2
2 1
2
2
2
2
1
3 1
2
2
2
2
3
2 2
2
2
2
2
2
2
3
1
|
,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое
Конаковского района Тверской области.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ
методический совет Приказ от _____________ № ____
Протокол от _____________ № ____ Директор школы: _____________
(Леонюк КА.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по
математике в 3 классе
2013 – 2014 учебный год
Составитель программы: Карпенко В.В., учитель начальных классов. |
|
|