№
| Раздел
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности
|
1
| Введение - 1 ч
| Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
| знать:
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой,
- структуру учебника;
уметь:
- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.
|
2.
| Из устного народного творчества. - 2 ч
| Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).
| Уметь:
-выразительно читать поэтический текст,
-определять жанр произведения, -находить средства выразительности в исторических песнях,
-формулировать проблему, затронутую в произведении.
|
3
| Из древнерусской литературы - 3 ч
| «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского».
| Владеть различными видами чтения и пересказа.
Уметь:
- наблюдать над лексическим составом произведения .
-находить средства выразительности в художественном произведении.
- формулировать проблемы, затронутые в произведении.
|
4
| Из литературы 18 в е к а - 4 ч
| Г.Р.Державин. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа».
Основные вехи биографии Н.М.Карамзина. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
| Владеть различными видами чтения и пересказа.
Уметь:
- выразительно читать лирический текст.
-анализировать лирическое произведение.
-находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
-различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
|
5.
| Из л и т е р а т у р ы 19 в е к а. – 32 ч.
| В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка».
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри».
Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор».
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. «Внимая ужасам войны», «Тройка».
Краткие сведения о А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».
Краткие сведения о А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка».
Основные вехи биографии Л.Н.Толстого. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».
| Владеть:
- анализом лирического произведения.
- навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.
Уметь:
- составлять цитатный или тезисный план,
-выразительно читать лирическое произведение.
- находить признаки думы в лирическом произведении.
- выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
- выражать и обосновывать свое мнение о герое.
- пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.
- определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
- работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.
- выразительно читать стихотворения, анализировать их.
|
6.
| И з л и т е р а т у р ы 20 в е к а - 5 ч.
| Основные вехи биографии М. Горького. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
| Уметь:
- наблюдать над композицией произведения.
- выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
- определять художественные средства, которые использованы в рассказе.
- находить черты романтизма в описании природы.
- находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .
|
| О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) – 18 ч.
| Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык».
Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору.
Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату», «Катюша»;
Основные вехи биографии А.Т.Твардовского. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы).
Основные вехи биографии В.Г.Распутина. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского».
| Уметь:
- тличать юмор от сатиры,
- выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
- выразительно читать стихотворения,
- выполнять сравнительный анализ стихотворений.
- выражать свое мнение по поводу прочитанного,
- рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
- приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.
- пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа.
- описывать литературного героя.
- анализировать литературную ситуацию конца 20 века.
|
7.
| И з зарубе ж ной литературы – 5 ч.
| Краткие сведения о У. Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта».
Краткие сведения о М.Сервантесе. Роман «Дон Кихот»
| Знать:
- жанры драматургии.
- сценическую историю пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Понимать:
- термин «донкихотство».
Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.
- какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.
Уметь:
- находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.
|