Главная страница


Построение графиков функций



Скачать 37.61 Kb.
НазваниеПостроение графиков функций
Дата28.02.2016
Размер37.61 Kb.
ТипУрок

Тема урока: Построение графиков функций

с помощью табличного процессора Excel.
Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

Знать способы построения графиков нескольких функций на одной координатной плоскости с помощью табличного процессора Excel.

Уметь вводить необходимые данные для построения графиков нескольких функций.

Понимать взаимосвязь математики и информатики, применять знания, полученные на уроке математики, при решении задач по информатике.

Развивать теоретическое, творческое мышление.
Задачи урока:

  1. Воспитательнаяразвивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, умение работать в группе;

развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.

  1. Учебная — закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

  2. Развивающая — развивать логическое мышление, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.

Тип урока: Комбинированный.

Метод: Проблемно – поисковый метод при решении задач по информатике.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка проблемы перед учащимися.

  3. Выполнение индивидуальных заданий. Нахождение собственного решения проблемы.

  4. Обсуждение решений поставленной задачи (и демонстрация результатов решения?).

  5. Подведение итогов.


Ход урока:

1. Актуализация знаний. Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по теме: «Построение графиков функций с помощью табличного процессора Excel».

На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.

  • Вспомним, для чего нужна программа Excel?

Ответ: для создания таблиц, графиков и диаграмм.

  • При помощи какой команды меню можно построить графики в Excel?

Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм

  • Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле и где можно проконтролировать ввод формулы?

Ответ: ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно по строке формул.

  • Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т. е. скопировать ее?

Ответ: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного плюсика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

  • Что означает табулирование функции?

Ответ: посчитать значение функции при всех значениях Х на заданном отрезке с учетом шага изменения аргумента и заполнить таблицу.

Ответ: выделить построенную таблицу, затем следовать указаниям Мастера диаграмм.
2. Постановка проблемы перед учащимися. Мы с вами научились строить график одной функции с помощью табличного процессора Excel. На уроках математики вы научились строить графики нескольких функций на одной координатной плоскости. Сегодня я предлагаю вам поострить графики двух функций на одной плоскости с помощью табличного процессора Excel.

Итак, проблема: «Как совместить два графика функций на одной координатной плоскости, имеют ли точки пересечения графики функций?»

Ваша задача самостоятельно найти решение на поставленный вопрос.

(Возможные вопросы учащихся:

  • Как это сделать?

  • С чего начинать?

  • Сколько строить таблиц, если у нас две функции?..)

Ответ: Попробуйте найти решение данной проблемы самостоятельно. Затем мы сравним ваши решения и выберем оптимальный способ.
3. Выполнение индивидуальных заданий. Нахождение собственного решения проблемы. Учащиеся работают по карточкам самостоятельно.
4. Обсуждение решений поставленной задачи (и демонстрация результатов решения?). Итак, все закончили построение графиков.

  • Кто расскажет о том, как справились с данной проблемой?

(Выслушали два-три ответа).
Возможные варианты.

  1. Построение двух таблиц значений функции. Создание графика функции по одной таблице и затем добавление значений функции по другой.

  2. Построение общей таблицы значений функций (один столбец — аргумент функции и два столбца для значений функций у1 и у2).

  • Скажите, пожалуйста, чей способ является оптимальным?

Ответ: учащиеся называют оптимальный способ решения проблемы.

  • Наше предположение подтвердилось или нет?

Ответ: Да, предположение, что в табличном процессоре Excel построить графики двух функций в одной плоскости можно.
5. Подведение итогов. Итак, вы все сегодня успешно справились с заданием. Мы научились строить графики двух функций на одной плоскости. Причем вы нашли самостоятельно несколько способов построения.

На следующем мы будем учиться решать системы уравнений графическим способом, где вы сможете применить полученные сегодня знания.

Большое всем спасибо за работу.
*** Дополнительное задание.

(В случае, если учащиеся справятся быстро с поставленной задачей, то можно усложнить задание: Построить график функции на отрезке с отрицательными значениями аргумента).

Изменить входные данные для функций, например, отрезок [-1; 1] с шагом 0,2

Проблема: при построении необходимо переносить ось Y в соответствующую категорию.