Главная страница

Прямое и переносное значение слова



Скачать 34.86 Kb.
НазваниеПрямое и переносное значение слова
Дата15.03.2016
Размер34.86 Kb.
ТипУрок

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.

Задачи:

- образовательные: развивать умение учащихся различать прямое и переносное значение слова;

- развивающие: содействовать развитию умения употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения;

- воспитательные: развивать умение организовывать , планировать работу в группах, организовывать рефлексию самостоятельной и групповой деятельности, содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной самореализации.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.

( Слайд 1).

- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объёмом знаний, чтобы считать себя умными?

- Тогда как пословица может быть связана с содержанием сегодняшнего урока? (Мы будем открывать новое знание)

- Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого запишем предложение.

Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». (у доски)

- Как вы понимаете это высказывание?

- Объясните написание безударной гласной в корне глагола (станет)

- В каком значении употребляется слово богаче ?

- Посмотрите на слайд, докажите, что слово богатый многозначное. (слайд)

- Как в толковых словарях обозначается многозначное слово?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что обозначает сокращённое «перен.» около четвёртого значения слова богатый? Кто из вас может ответить на этот вопрос? (Мы пока этого не знаем, а можем только догадываться)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? ( Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока).

- Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Прямое и переносное значение слов).

- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность)

- Постройте план проекта (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон). (слайд)

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.

Ледяная глыба – ледяной взгляд, море пшеницы – голубое море; копирует чертёж – копирует походку.

Сходство между:

  1. Предметами

  2. Действиями

  3. Качествами (слайд)

6. Первичное закрепление.

1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:

Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь.

2.) Сообщение учителя.

Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Вспомните и прочитайте известное вам стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает»

Сергей Есенин
«Поет зима - аукает»


Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
        Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
        Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
        И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
        И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
        У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
        Красавица весна.



3.) При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

Использование в стихотворении метафоры придаёт описанию природы особую выразительность, живость и яркость.

7. Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах):

Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

- У кого возникли затруднения? Где?

4.) Упр. 350.

8. Включение в систему знаний.

- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В чём у вас было затруднение?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Домашнее задание: §66, упр.348, 349.