|
Прямое и переносное значение слова Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Прямое и переносное значение слова.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.
Задачи:
- образовательные: развивать умение учащихся различать прямое и переносное значение слова;
- развивающие: содействовать развитию умения употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения;
- воспитательные: развивать умение организовывать , планировать работу в группах, организовывать рефлексию самостоятельной и групповой деятельности, содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной самореализации.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.
( Слайд 1).
- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?
- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объёмом знаний, чтобы считать себя умными?
- Тогда как пословица может быть связана с содержанием сегодняшнего урока? (Мы будем открывать новое знание)
- Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого запишем предложение.
Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». (у доски)
- Как вы понимаете это высказывание?
- Объясните написание безударной гласной в корне глагола (станет)
- В каком значении употребляется слово богаче ?
- Посмотрите на слайд, докажите, что слово богатый многозначное. (слайд)
- Как в толковых словарях обозначается многозначное слово?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что обозначает сокращённое «перен.» около четвёртого значения слова богатый? Кто из вас может ответить на этот вопрос? (Мы пока этого не знаем, а можем только догадываться)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? ( Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока).
- Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Прямое и переносное значение слов).
- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность)
- Постройте план проекта (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон). (слайд)
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.
Ледяная глыба – ледяной взгляд, море пшеницы – голубое море; копирует чертёж – копирует походку.
Сходство между:
Предметами
Действиями
Качествами (слайд)
6. Первичное закрепление.
1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь.
2.) Сообщение учителя.
Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Вспомните и прочитайте известное вам стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает»
Сергей Есенин «Поет зима - аукает» Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
| 3.) При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.
Использование в стихотворении метафоры придаёт описанию природы особую выразительность, живость и яркость.
7. Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах):
Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
- У кого возникли затруднения? Где?
4.) Упр. 350.
8. Включение в систему знаний.
- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В чём у вас было затруднение?
- За что бы вы похвалили себя на уроке?
Домашнее задание: §66, упр.348, 349. |
|
|