|
Урока по форме проведения: Урок «дублёр начинает действовать» «вертикальный» Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор».
Тип урока по форме проведения: Урок – «дублёр начинает действовать»
( «вертикальный» практикум).
Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты». Т. к. микрокалькулятор можно использовать и для нахождения процентов от числа, то данную тему можно изучит после изучения темы «Проценты».
К моменту изучения темы многие учащиеся умеют выполнять вычисления с помощью микрокалькулятора, поэтому для проведения урока можно привлечь, например, учащихся 8 класса, предложив им роль дублёра.
Цели урока отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Цели урока
| 5 класс
| 8 класс
| Образовательные Развивающие
Воспитательные
| формирование (воспроизведение) знаний об устройстве микрокалькулятора, умение выполнять с его помощью арифметические действия
развитие представлений учащихся о средствах вычислений воспитание уважительного отношения к старшим товарищам
| Воспроизведение знаний об устройстве микрокалькулятора, умений выполнять с его помощью арифметические действия Развитие устной речи, развитие умения выделять главное, развитие коммуникативных способностей Воспитание ответственности, обязательности, расширение представлений о профессии учителя, воспитание уважительного отношения к младшим.
|
Деятельности учителя и учащихся 8 класса на подготовительном этапе приведены в таблице 2.
Таблица 2.
деятельность
| учителя
| Учащихся 8 класса
| 1я группа
| 2я группа
| Руководит распределением класса на группы с учётом умения выделять главное, способности составлять связный ответ
| Оценивают свои возможности, делятся на группы
| Постановка целей и предъявление плана предстоящей работы
| Ознакомление и фиксирование ( по желанию) плана
| Фиксирование плана
| Консультирование по возникающим вопросам
| Самостоятельно составляют конспект
|
| Предъявляет конспект урока
| Сверяют свои конспекты, корректируют.
| Фиксируют конспект
| Осуществляет контроль за подготовкой к предстоящей деятельности.
| Индивидуальный устный ответ. При необходимости письменный (устный) повторный отчёт
| Закрепляет за каждым учащимся 5г класса учащегося 8г класса с учётом пожеланий и уровня подготовленности
| Высказывают пожелания по формированию пар
|
Структура урока:
организационный момент (несколько минут до начала урока).
Сообщение темы, цели и формы проведения урока.
Инструктаж по работе на уроке.
Работа в парах (группах): объяснение нового материала 15 мин.
решение упражнений 20 мин
Подведение итогов урока.
Постановка домашнего задания.
Резервные задания или исторические материалы.
Ход урока: (см. таблицу 3)
Таблица 3
Основное содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 5 класса
| 8 класса
| 1. организационный момент
|
| Руководит распределением детей по парам (при необходимости корректирует распределение)
| Помогают готовить классное помещение к уроку
| Знакомятся с учащимися 5 класса
| 2. Сообщение темы, целей и формы проведения урока
| Тема урока «Микрокалькулятор»
| После проверки класса к уроку сообщает, что проводится урок по знакомству с калькулятором. Обобщает ответы учащихся и ставит цель: познакомиться с устройством микрокалькулятора, научиться выполнять с его помощью арифметические действия, сообщает, что сегодня на уроке дети будут работать в парах.
|
Исходя из темы урока, стараются поставить цель урока
|
| 3. Инструктаж по работе на уроке.
| Бумажный свиток с клятвой «ученика» и клятвой «учителя»
| Зачитывает клятвы «ученика» и «учителя»
| Участвуют в принесении клятвы
| 4. Работа в парах (или группах)
| Объяснение нового материала
| 1.Устройство микрокалькулятора (дисплей (индикатор), панель с кнопками), 2.включение – выключение микрокалькулятора, 3.введение натуральных чисел, десятичных дробей, 4.сброс;
5.№ 1507,1508
6.сложение, умножение, вычитание, деление натуральных чисел, десятичных дробей
7. нахождение процентов
| Управляет работой учащихся в парах (группах)
| Слушают разъяснения учащихся 8 класса, записывают в тетрадях основные моменты, по возможности сопровождают рассказ учащихся 8 класса демонстрацией на микрокалькуляторе
| Объясняют материал, сопровождая свой рассказ примерами и демонстрацией на микрокалькуляторе, в некоторых случаях предоставляя возможность демонстрации учащимся 5 класса
| Решение упражнений
| №1509 (а, б, в, г), 1511 (б, г, ж, з, ), 1513 (а – д), 1606 (а, б)
|
| Выполняют задания на микрокалькуляторе, фиксируют результат выполнения в тетради
| Предъявляют задания, контролируют их выполнение, результаты заносят в таблицу 4
| 5. Подведение итогов урока
| Вопросы для обсуждения:
-Удалось ли добиться поставленной в начале урока цели? (5 кл.)
- Оцените свою работу и работу вашего «учителя»(5 кл).
-Оцените работу вашего «ученика»(5 кл).
-Что нового узнали на уроке?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Какие пожелания?
| Задаёт вопросы, заслушивает ответы, высказывает своё мнение
| Отвечают на вопросы учителя
| Отвечают на вопросы учителя, сдают таблицы с результатами деятельности учащихся 5 класса
| 6. Постановка домашнего задания
| Стр. 321 п. 39, №1527, 1531
| Даёт пояснения по домашнему заданию, сообщает, что на следующем уроке будет дано контрольное задание и выставлена итоговая оценка
| Записывают домашнее задание
|
| 7. Резервные задания, исторические материалы
| карточки с заданиями
исторические сведения о развитии вычислительной техники
| При наличии времени использует карточки для организации соревнования
| Участвуют в соревновании
| При наличии времени делают подготовленные ранее сообщения
| Оборудование:
- карточки с дополнительными заданиями;
- бумажный свиток с клятвами;
- таблица результатов деятельности пятиклассников (у каждого учащегося 8 класса) (см. таблицу 4)
-сообщения о развитии вычислительной техники (8 кл. по желанию)
-микрокалькуляторы ( у каждого ученика 5 кл).
результаты работы учащихся 5 класса могут быть зафиксированы в следующей форме.
Таблица 4.
Фамилия, имя
| №1509
| №1511
| №1513
| №1606
| Оценка за работу
| Оценка за контр. задание.
| Итоговая оценка
|
| а
| б
| в
| г
| б
| г
| ж
| з
| а
| б
| в
| г
| д
| а
| б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клятва «ученика» и «учителя» Одни только знания и деловые успехи, ориентация лишь на практические достижения или на обязательный верх в словесном споре не делают человека человеком в подлинном смысле слова. Главное в жизни – научиться уважать друг друга.
Мы, ученики 5г класса, клянёмся:
- на протяжении всего урока быть вежливыми;
-не начинать в защиту своего мнения горячий спор;
-во время работы беседовать только со своим «учителем»;
-не заниматься посторонними делами.
Мы, учащиеся 8г класса, вступая в должность учителей, клянёмся:
-проявлять чувство товарищества к своим ученикам;
- соблюдать спокойный и корректный тон разговора. |
|
|