|
Урок в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Урок в 5 классе
по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока:
1) формирование предметных умений
− работать с математическим текстом;
− формулировать, записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
− выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
3) формирование универсальных учебных действий Ход урока.
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно перерабатывать и добывать знания.
В курсе начальной школы вы осваивали действия с натуральными числами, решали различные задачи с применением натуральных чисел. На последних уроках математики мы изучали новый вид чисел, эти числа в дальнейшем мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Как называются эти числа? /дроби/
− Покажите на модели числа: , , , .
− Назовите числитель, знаменатель дробей.
− Что показывает числитель, знаменатель?
− Решите задачи:
№1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?
№2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?
№3. За обедом съели часть арбуза, за ужином части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?
− Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?
/На доске запись + /
№4.За два часа турист прошёл намеченного маршрута. За первый час он прошёл маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?
− Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?
/На доске запись − /
III этап. Выявление места и причины затруднения.
− Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? /Нет/
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения
− Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? /Складывать и вычитать дроби/
− Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? /Правило/
Цель:
1) Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
2) Научиться применять эти правила в практических примерах.
Итак, какую тему мы будем изучать?
Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?
1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.
2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.
3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.
V этап. Реализация построенного проекта.
Давно замечено, что Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Вам хныкать и скучать некогда.
Сейчас, работая в группах, вы постараетесь реализовать те задачи, которые поставили перед собой. (Раздать карточки для работы)
Группа, выполнившая задание раньше, получает дополнительное задание:
Подумать, как можно выполнить действие: 1 + , 1 − . Карточка-инструкция для одной группы.
Цель вашей группы:
сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
записать это правило с помощью букв в виде формулы;
научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
научить другую группу вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.
1. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:
− = Сделайте запись в тетради! 2. Ответьте на вопрос задачи №4, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради. 3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради. 4. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:
− . 5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 156. 6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.
Если допустили ошибки, исправьте их. 7. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):
а) − = = б) − ; в) − . Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя. 8. Объясните с помощью модели правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Карточка-инструкция для второй группы.
Цель вашей группы:
сформулировать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
записать это правило с помощью букв в виде формулы;
научиться применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
научить другую группу складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.
1. Рассмотрите рисунок, выполните сложение:
+ = Сделайте запись в тетради! 2. Ответьте на вопрос задачи №3, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради. 3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради. 4. Закончите запись правила сложения, заменив звёздочку буквой:
+ . 5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 155. 6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.
Если допустили ошибки, исправьте их. 7. Выполните сложение (записи делайте в тетради):
а) + = = б) + ; в) + . Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя. 8. Объясните с помощью модели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
VI этап. Первичное закрепление во внешней речи.
− отчёт групп о проделанной работе.
Самооценка группы своей работы:
Красная карточка – работали отлично,
Синяя карточка – работали хорошо.
Жёлтая карточка – можно было бы лучше.
− Выполнение №1011 (а, в, д,ж) из учебника с комментированием.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«5», если нет ошибок. Поднимают красную карточку.
«4», если 1-2 ошибки. Поднимают синюю карточку.
Жёлтая карточка – надо ещё позаниматься.
Самостоятельная работа. №1. Вычислить:
а) б) в) г) №2. Реши задачу.
В первый день трактор вспахал участка, а во второй день того же участка. Какую часть участка трактор вспахал за два дня? №3. Найди ошибки:
а) б) в) = г) = .
Если выполнены первые три задания, установи на столе красный флажок.
Если вы справились с работой раньше, чем остальные ученики, решите следующую задачу. За выполнение этой задачи будет поставлена отдельная отметка.
№4*. Для посадки леса выделили участок площадью 400 га. Ель высадили на участка, а сосну – на участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?
Ответы самостоятельной работы.
№1.
а) б)
в) г) №2.
+ = (участка) трактор вспахал за два дня. Ответ: участка трактор вспахал за два дня. №3.
Ошибки в примерах под буквами а и в. Должно быть
а) в) = VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.
Проверяем, достигли ли цели урока.
1. Правило сложения и вычитания дробей сформулировали?
Проговаривают правило.
2. Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?
Выводы по самостоятельной работе. Выставление отметок.
Записывают домашнее задание:
в п. 26 выучить правила, выполнить №1041.
Задание, которое выполнить по желанию: как можно показать на модели и выполнить действия 2 + , 1 − .
3. Тест «Мое настроение». Закрасить тот смайлик, который соответствует настроению от урока.
4. Собрать тетради у тех учащихся, которые успели выполнить дополнительное задание. |
|
|