Главная страница


Урок в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»



Скачать 81.94 Kb.
НазваниеУрок в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Дата24.02.2016
Размер81.94 Kb.
ТипУрок

Урок в 5 классе

по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Цели урока:

1) формирование предметных умений

− работать с математическим текстом;

− формулировать, записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

− выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3) формирование универсальных учебных действий
Ход урока.

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно перерабатывать и добывать знания.

В курсе начальной школы вы осваивали действия с натуральными числами, решали различные задачи с применением натуральных чисел. На последних уроках математики мы изучали новый вид чисел, эти числа в дальнейшем мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Как называются эти числа? /дроби/

− Покажите на модели числа: , , , .

− Назовите числитель, знаменатель дробей.

− Что показывает числитель, знаменатель?

− Решите задачи:

№1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?

№2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?

№3. За обедом съели  часть арбуза, за ужином  части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?

Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?

/На доске запись  +  /

№4.За два часа турист прошёл  намеченного маршрута. За первый час он прошёл  маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?

− Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?

/На доске запись  /

III этап. Выявление места и причины затруднения.

− Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? /Нет/

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

− Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? /Складывать и вычитать дроби/

− Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? /Правило/

Цель:

1) Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

2) Научиться применять эти правила в практических примерах.

Итак, какую тему мы будем изучать?

Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?

1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.

2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.

3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.

V этап. Реализация построенного проекта.

Давно замечено, что Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

Вам хныкать и скучать некогда.

Сейчас, работая в группах, вы постараетесь реализовать те задачи, которые поставили перед собой. (Раздать карточки для работы)

Группа, выполнившая задание раньше, получает дополнительное задание:

Подумать, как можно выполнить действие: 1 + , 1 − .
Карточка-инструкция для одной группы.

Цель вашей группы:

  • сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

  • записать это правило с помощью букв в виде формулы;

  • научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

  • научить другую группу вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.


Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:

 = Сделайте запись в тетради!
2. Ответьте на вопрос задачи №4, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.
3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.
4. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:

.
5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 156.
6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

Если допустили ошибки, исправьте их.
7. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):

а)  =  =
б) ;
в) . Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.
8. Объясните с помощью модели правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Карточка-инструкция для второй группы.

Цель вашей группы:

  • сформулировать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;

  • записать это правило с помощью букв в виде формулы;

  • научиться применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;

  • научить другую группу складывать дроби с одинаковыми знаменателями.


Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

1. Рассмотрите рисунок, выполните сложение:

 +  = Сделайте запись в тетради!
2. Ответьте на вопрос задачи №3, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.
3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.
4. Закончите запись правила сложения, заменив звёздочку буквой:

 + .
5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 155.
6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

Если допустили ошибки, исправьте их.
7. Выполните сложение (записи делайте в тетради):

а)  +  =  =
б)  + ;
в)  + . Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.
8. Объясните с помощью модели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

VI этап. Первичное закрепление во внешней речи.

− отчёт групп о проделанной работе.

Самооценка группы своей работы:

Красная карточка – работали отлично,

Синяя карточка – работали хорошо.

Жёлтая карточка – можно было бы лучше.

− Выполнение №1011 (а, в, д,ж) из учебника с комментированием.

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«5», если нет ошибок. Поднимают красную карточку.

«4», если 1-2 ошибки. Поднимают синюю карточку.

Жёлтая карточка – надо ещё позаниматься.

Самостоятельная работа.
№1. Вычислить:

а)  б)  в)  г) 
№2. Реши задачу.

В первый день трактор вспахал  участка, а во второй день  того же участка. Какую часть участка трактор вспахал за два дня?
№3. Найди ошибки:

а)  б)  в) =  г)  = .

Если выполнены первые три задания, установи на столе красный флажок.

Если вы справились с работой раньше, чем остальные ученики, решите следующую задачу. За выполнение этой задачи будет поставлена отдельная отметка.

№4*. Для посадки леса выделили участок площадью 400 га. Ель высадили на  участка, а сосну – на  участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

Ответы самостоятельной работы.

№1.

а)  б) 

в)  г) 
№2.

 +  =  (участка) трактор вспахал за два дня.
Ответ:  участка трактор вспахал за два дня.
№3.

Ошибки в примерах под буквами а и в. Должно быть

а)  в) = 
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Проверяем, достигли ли цели урока.

1. Правило сложения и вычитания дробей сформулировали?

Проговаривают правило.

2. Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

Выводы по самостоятельной работе. Выставление отметок.

Записывают домашнее задание:

в п. 26 выучить правила, выполнить №1041.

Задание, которое выполнить по желанию: как можно показать на модели и выполнить действия 2 + , 1 − .

3. Тест «Мое настроение». Закрасить тот смайлик, который соответствует настроению от урока.


4. Собрать тетради у тех учащихся, которые успели выполнить дополнительное задание.