|
Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса
Разработчик программы учитель математики
Кугушева Наталья Львовна
2013-2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по математике 2004 г., примерной программы среднего (полного) образования по математике ( базовый уровень) , рекомендаций по разработке календарно-тематического планирования к УМК Колмогорова А.Н. и др. «Алгебра и начала анализа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» , Атанасяна Л. С. и др. «Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений»
Общая характеристика учебного предмета
В данном курсе представлены содержательные линии "Алгебра", "Функции", "Начала математического анализа", "Уравнения и неравенства", "Геометрия", "Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики", «Геометрия». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа. Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике, как универсальном языка науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю ( 144 часа в 10 кл, 136 часов в 11 кл).
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений;
- находить значение корня, степени, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений, с помощью калькулятора, таблиц;
- выполнять тождественные преобразования иррациональных, степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
- иметь наглядные представления об основных свойствах функций, иллюстрировать их с помощью графических изображений;
- изображать графики основных элементарных функций по свойствам;
- уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки её значений;
- понимать геометрический и механический смысл производной, находить производные элементарных функций, пользуясь таблицами производных и правилами дифференцирования, применять производную для исследования свойств функций и построения графиков;
- понимать смысл понятия первообразной, находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число;
- вычислять в простейших случаях площади криволинейных трапеций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов. Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
- решать иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
- решать системы уравнений с двумя переменными;
- иметь представление о графическом способе решения уравнений, неравенств и систем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Геометрический материал
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников. Содержание учебного курса
Первообразная и интеграл
Определение первообразной. Основное свойство первообразной. Первообразные степенной функции с целым показателем (п -1), синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению площадей и объёмов. Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах.
Показательная и логарифмическая функции
Понятие о степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений. Показательная функция, её свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем. Логарифм числа, Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Производная показательной функции. Число е и натуральный логарифм. Производная степенной функции.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Комбинаторика и вероятность
Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы, Выбор нескольких элементов. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Случайные события и их вероятности. Программой предполагается проведение контроля знаний и умений в различных формах. Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Распределение учебных часов по главам:
Повторение изученного в 10 классе 4 ч.
Первообразная 8 ч.
Интеграл 10 ч.
Метод координат в пространстве 12 ч.
Обобщение понятия степени 12 ч.
Цилиндр, конус, шар 12 ч.
Показательная и логарифмическая
функции. 18 ч.
Объёмы тел 18 ч.
Производная показательной и
логарифмической функций 14 ч.
Элементы теории вероятностей 8 ч.
Итоговое повторение 20 ч.
Всего: 136 ч.
Контрольных работ - 11 Условные обозначения
ИНМ – изучение нового материала
ЗПЗ – закрепление первичных знаний
УКПЗ – урок комплексного применения знаний
КЗ - контроль знаний
ОУ – обобщающий урок
КТ – контрольный тест
КУ – комбинированный урок Литература
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004 - 2009.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б. М. Ивлев, С. М. Саакян, С. И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2004 – 2010.
Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2011
4. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразават. учреждений. Авторы Саакян С. М. , Гольдман А. М., Денисов Д. В.. – М.: Просвещение, 2007.
5. Алгебра и начала анализа. Геометрия. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. Автор Алтынов П.И., Зив Б. Г. –М.: Дрофа, 1999.
6. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Автор Ершова А.П., Голобородько В.В. –М.: Илекса, 2007.
7. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2008. При подготовке к ЕГЭ рекомендуется использовать следующую литературу (новые издания):
ЕГЭ 2013. Математика: Сборник тренировочных работ/под. Ред. А.Л.Семёнова и И.В.Ященко. – М.:МЦНМО, 2012.-72.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2011: Математика/авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семёнова, И.И.Ященко. –М.: АСТ: Астрель, 2010.-93с.
Гордин Р.К. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/ под ред. А.А.Семенова и И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2010-148с.
Смирнов В.А. ЕГЭ 2011.Математика.Задача С2/ под.ред.А.Л.Семёнова и И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2010 – 64 с.
Авторы-составители: Высоцкий И. Р., Гущин Д. Д., Захаров П. И., Панферов С. В., Посицельский С. Е., Семенов А. В., Семенов А. Л., Семенова М. А., Смирнов В. А., Шестаков С. А., Шноль Д. Э.,Ященко И. В. Единый государственный экзамен 2013. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ — М: Интеллект-Центр, 2012. — 96 с.
ЕГЭ 2012. Математика. Типовые тестовые задания / И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, B.C. Панферов, СЕ. Посицельский, А.В. Семенов, А.Л. Семенов, М.А. Семенова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Экзамен», 2010. — 55, [1] с. (Серия «ЕГЭ 2010. Типовые тестовые задания»)
Лаппо, Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: Издательство «Экзамен», 2010.— 62, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
Смирнов В.А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки е ЕГЭ/ под. Ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2010- 256с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Смирнов В.А. Геометрия. Стереометрия: Пособие для подготовки е ЕГЭ/ под. Ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2010- 272с. – (Готовимся к ЕГЭ)
№ п/п
| № п/п
| Дата проведения
| Тема урока
| Основная цель
| Основные понятия
| Особенности проведения и тип урока
| Повторение и подготовка к ЕГЭ
|
| Повторение материала 10 класса (4 часа)
|
| 1
| 1
|
| Определение производной. Формулы для вычисления производных тригонометрических функций и степенной функции | Повторить и закрепить понятие производной и правила нахождения производной
|
| КУ
|
|
| 2
| 2
|
| Правила вычисления производных | КУ
|
| 3
| 3
|
| Применение производной | КУ
|
| 4
| 4
|
| Входной контрольный срез | КЗ
|
| 2. Первообразная (8 часов) |
|
|
| Ознакомить учащихся с понятиями первообразной и интеграла, научить находить площадь криволинейной трапеции в простейших случаях.
|
Первообразная,
Операция интегрирования,
| ИНМ
|
Производная;
Свойства производной;
Механический смысл производной.
|
|
| 5
| 1
|
| Определение первообразной
|
| 6
| 2
|
| Определение первообразной
| ЗПЗ
|
| 7
| 3
|
| Основное свойство первообразной
| ИНМ
|
| 8
| 4
|
| Основное свойство первообразной. СР№1. | КУ
|
| ИНМ
|
| 9
| 5
|
| Три правила нахождения первообразных |
| 10
| 6
|
| Три правила нахождения первообразных | |
| ЗПЗ
|
|
| 11
| 7
|
| Три правила нахождения первообразных. Подготовка к КР | |
| УКПЗ
|
|
| 12
| 8
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Первообразная» | КЗ
|
| 3. Интеграл (10 часов)
|
| 13
| 1
|
| Площадь криволинейной трапеции | Познакомить учащихся с интегрированием как операцией обратной дифференцировани; научить применять интеграл к решению геометрических задач.
| Криволинейная трапеция;
Интеграл;
Подинтегральное выражения;
Пределы интегрирования;
Неопределённый интеграл
| ИНМ
| Правила нахождения первообразных;
Формулы первообразных;
Тождественные преобразования.
|
| 14
| 2
|
| Площадь криволинейной трапеции | ЗПЗ
|
| 15
| 3
|
| Формула Ньютона-Лейбница | ИНМ
|
| 16
| 4
|
| Формула Ньютона-Лейбница | ЗПЗ
|
| 17
| 5
|
| Формула Ньютона-Лейбница. Тест. | КТ
|
| 18
| 6
| 01.10
| Применение интеграла
| ИНМ
|
| 19
| 7
| 03.10
| Применение интеграла | ЗПЗ
|
| 20
| 8
|
| Применение интеграла.СР№2. |
|
|
|
| 21
| 9
|
| Применение интеграла. |
| УКПЗ
|
| 22
| 10
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Интеграл» | КЗ
|
| 4. Метод координат в пространстве (12 часов)
|
| 23
| 1
|
| Прямоугольная система координат в пространстве
|
Сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.
|
Ось аппликат;
Единичный вектор;
Разложение по координатным векторам;
Радиус – вектор;
Угол между векторами;
Скалярный квадрат;
Направляющий вектор прямой.
|
ИНМ
|
Система координат на плоскости;
Нахождение координат вектора на плоскости;
Действия с рациональными числами;
Симметрия на плоскости.
|
| 24
| 2
|
| Координаты вектора
| ИНМ
|
| 25
| 3
|
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| КУ
|
| 26
| 4
|
| Простейшие задачи в координатах
| УКПЗ
|
| 27
| 5
|
| Контрольная работа № 3 ( 20 мин)
| КЗ
|
| 28
| 6
|
| Угол между векторами
| КУ
|
| 29
| 7
|
| Скалярное произведение векторов
| ИНМ
|
| 30
| 8
|
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| КУ
|
| 31
| 9
|
| Центральная и осевая симметрии
| КУ
|
| 32
| 10
|
| Зеркальная симметрия, параллельный перенос
| КУ
|
| 33
| 11
|
| Решение задач
| УКПЗ
|
| 34
| 12
|
| Контрольная работа №4 по теме «Метод координат в пространстве»
| КЗ
|
| 5. Обобщение понятия степени (12 часов)
|
| 35
| 1
|
| Корень п-й степени и его свойства | . | Арифметический корень п – ой степени;
Радикал;
| ИНМ
| Арифметический квадратный корень;
Свойства квадратного корня
|
| 36
| 2
|
| Корень п-й степени и его свойства | ЗПЗ
|
| 37
| 3
|
| Корень п-й степени и его свойства | ЗПЗ
|
| 38
| 4
|
| Корень п-й степени и его свойства | |
| ЗПЗ
|
|
| 39
| 5
|
| Иррациональные уравнения | | Иррациональное уравнение;
Рациональный показатель.
| ИНМ
| Вычисление квадратных корней; возведение в степень.
|
| 40
| 6
|
| Иррациональные уравнения | ЗПЗ
|
| 41
| 7
|
| Иррациональные уравнения. СР №3. | КУ
|
| 42
| 8
|
| Степень с рациональным показателем | ИНМ
|
| 43
| 9
|
| Степень с рациональным показателем | ЗПЗ
|
| 44
| 10
|
| Степень с рациональным показателем | ЗПЗ
|
| 45
| 11
|
| Степень с рациональным показателем | УКПЗ
|
| 46
| 12
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Степень с рациональным показателем» | КЗ
|
|
| 6. Цилиндр, конус, шар (12 часов)
|
| 47
| 1
|
| Понятие цилиндра
| Познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами
| Цилиндр;
Образующая цилиндра;
Ось цилиндра;
Вписанная призма;
Конус;
Прямой и усечённый конусы; касательная плоскость к конусу;
| ИНМ
| Круг; площадь круга; нахождение площади прямоугольника;
Призма, вписанные и описанные многоугольники,
Пирамида;
Окружность, круг.
|
| 48
| 2
|
| Площадь поверхности цилиндра
| КУ
|
| 49
| 3
|
| Решение задач по теме «Цилиндр»
| ЗПЗ
|
| 50
| 4
|
| Понятие конуса
| ИНМ
|
| 51
| 5
|
| Площадь поверхности конуса
| КУ
|
| 52
| 6
|
| Усечённый конус
| КУ
|
| 53
| 7
|
| Сфера и шар
| ИНМ
|
| |
|
|