|
Протокол №1 от 27. 08. 2014г. Е. А. Матвиенкова Принята на заседании педагогического совета Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 97 г. Ельца»
Согласована на заседании
МО учителей естественно-математического цикла
(протокол № 1 от 27.08.2014г.)
________ Е.А.Матвиенкова
| Принята на заседании
педагогического совета
(протокол № 1 от 28.08.2014г.)
| Утверждена
приказом директора МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца»
от 29.08.2014г. № 294
___________ В.А.Пирогова
|
Рабочая программа по предмету «Биология»
для 9А, 9Б классов
на 2014-2015 учебный год Учитель
Куликов Алексей Борисович
Елец, 2014г. I.Пояснительная записка
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Федеральный уровень
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, №19993
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.200 №1312 (изменения приказ МОиНРФ от 01.02.2012 №74)
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от05.03.2004 №1089
Приказ МОиНРФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03. 2004 №1089» от 10.11.2011 №2643
Приказ МОиНРФ "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 г. N 1089" от 24. 01. 2012 г. N 39
Приказ МОиНРФ “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 31 марта 2014 г. № 253
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиНРФ от 29.04. 2014 №08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо МОиНРФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005г.
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования(сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
Региональный уровень
Письмо УО и Н Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499
Приказ УО и Н Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год» от 23.04.2014 №385
Уровень Образовательного учреждения
Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении списка учебников, приобретаемых гимназией за счет средств регионального бюджета на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 №193
Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе, на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 № 194
Учебный план на 2014-2015 учебный год МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014, утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014)
Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» на 2014-2015 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014г., утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014г.)
Локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №1 от 28.08.2014, утвержден приказом директора №294 от 29.08.2014).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в своих знаниях, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Сведения о программе, на основании которой разработана Рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана – Граф, 2008, - 72с.//.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Программа содержит сведения предусмотренные стандартом основного общего образования по биологии, содержание каждого учебного раздела адаптировано возрастным особенностями обучающихся. Предлагаемые лабораторные работы и демонстрации, облегчают восприятие учебного материала.
Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования.
Программа позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания обучающихся.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях.
Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Изучение «Основ общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 70 часов учебного времени. Включает в себя 7 лабораторных работ и 5 самостоятельных работ.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и базисным учебным планом, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Мною используются такие образовательные технологии как: системный подход , информационные технологии, тренинговые технологии, технология проблемного обучения, технология проектных методов обучения, здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.
Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.
Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.
Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Виды и формы контроля: фронтальный, тематическое тестирование, зачёты, лабораторный контроль, индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания), индивидуальные домашние задания (письменные и устные), промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, подготовка проектов.
Информация об используемом учебнике:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./
II.Содержание программы
Содержание обеспечивает выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. III.Учебно-тематический план
№
| Тема
| Общее количество часов
| Практика
| лабораторных и практических работ
| самостоя-тельных работ
| 1.
| Введение.
| 3
|
|
| 2.
| Тема 1. «Основы учения о клетке»
| 10
| 1
| 1
| 3.
| Тема2. «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
| 5
|
|
| 4.
| Тема3. «Основы учения о наследственности и изменчивости»
| 9
| 1
| 1
| 5.
| Тема 4. «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»
| 4
|
|
| 6.
| Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира»
| 6
|
|
| 7.
| Тема 6. «Учение об эволюции»
| 10
|
| 1
| 8.
| Тема 7 «Происхождение человека»
| 6
|
| 1
| 9.
| Тема 8. «Основы экологии»
| 14
| 5
| 1
| 10
| Резерв
| 3
|
|
|
| Итого
| 70
| 7
| 5
|
IV.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; культурные растения и домашних животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
V.Литература и средства обучения
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Сухова Т.С., Кумченко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Анастасова Л. П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов, Лицей, 2005 г.
Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1985.
Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания. – Аквариум ГИППВ, 2000.
Электронные издания
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Полезные ссылки
https://fcior.edu.ru/
https://school-collection.edu.ru VI.Календарно – тематический план
№ п/п
| Дата проведения урока
| Тема, раздел
| № уро-ка в раз-деле
| Тема урока
| Форма контроля
| план
| факт
|
|
|
| Введение.
| 1
| «Биология – наука о жизни»
|
|
|
|
|
| 2
| «Общие свойства живого»
|
|
|
|
|
| 3
| «Многообразие форм жизни»
|
|
|
|
| Тема 1. «Основы учения о клетке»
| 1
| «Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды»
|
|
|
|
|
| 2
| «Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты»
|
|
|
|
|
| 3
| «Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро»
|
|
|
|
|
| 4
| «Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды»
|
|
|
|
|
| 5
| «Обмен веществ – основа существования клеток»
|
|
|
|
|
| 6
| «Биосинтез белков в живой клетке»
|
|
|
|
|
| 7
| «Биосинтез углеводов – фотосинтез»
|
|
|
|
|
| 8
| «Обеспечение клеток энергией»
|
|
|
|
|
| 9
| «Разнообразие клеток живой природы»
| Л/р№1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
|
|
|
|
| 10
| Зачет по теме «Основы учения о клетке»
| Тест
|
|
|
| Тема 2. «Размно-жение и индивидуальное развитие организ-мов»
| 1
| «Типы размножения организмов»
|
|
|
|
|
| 2
| «Клеточное деление: митоз»
|
|
|
|
|
| 3
| «Клеточное деление: мейоз»
|
|
|
|
|
| 4
| «Особенности образования половых клеток. Оплодотворение»
|
|
|
|
|
| 5
| «Индивидуальное развитие организмов и его этапы»
|
|
|
|
| Тема 3. «Основы учения о наследственности и изменчивости»
| 1
| «Из истории развития генетики»
|
|
|
|
|
| 2
| «Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание»
|
|
|
|
|
| 3
| «Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание»
|
|
|
|
|
| 4
| «Сцепленное наследование генов и кроссинговер»
|
|
|
|
|
| 5
| «Взаимодействие генов и их множественное действие»
|
|
|
|
|
| 6
| «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом»
|
|
|
|
|
| 7
| «Наследственная изменчивость»
|
|
|
|
|
| 8
| «Другие типы изменчивости»
| Л/р №2: «Выявление изменчивости у организмов»
|
|
|
|
| 9
| Зачет по теме «Основы генетики»
| Тест
|
|
|
| Тема 4. «Основы селекции»
| 1
| «Генетические основы селекции организмов»
|
|
|
|
|
| 2
| «Особенности селекции растений»
|
|
|
|
|
| 3
| «Особенности селекции животных»
|
|
|
|
|
| 4
| «Основные направления селекции микроорганизмов.
Биотехнология»
|
|
|
|
| Тема 5. «Происхож-дение жизни и развитие органического мира»
| 1
| «Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания»
|
|
|
|
|
| 2
| «Современные теории возникновения жизни на Земле»
|
|
|
|
|
| 3
| «Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни»
|
|
|
|
|
| 4
| «Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой
|
|
|
|
|
| 5
| «Этапы развития жизни на Земле: Палеозой»
|
|
|
|
|
| 6
| «Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой»
|
|
|
|
| Тема 6. «Учение об эволюции»
| 1
| «Идея развития органического мира в биологии»
|
|
|
|
|
| 2
| «Основные положение теории Ч. Дарвина»
|
|
|
|
|
| 3
| «Современные представления об эволюции органического мира»
|
|
|
|
|
| 4
| «Вид, его критерии и структура»
|
|
|
|
|
| 5
| «Процессы видообразования»
|
|
|
|
|
| 6
| «Макроэволюция – результат микроэволюций»
|
|
|
|
|
| 7
| «Основные направления эволюции»
|
|
|
|
|
| 8
| «Основные закономерности эволюции»
|
|
|
|
|
| 9
| «Результаты эволюции»
|
|
|
|
|
| 10
| Зачет по теме «Учение об эволюции»
| Тест
|
|
|
| Тема 7. «Происхож-дение человека»
| 1
| «Доказательства эволюционного происхождения человека»
|
|
|
|
|
| 2
| «Эволюция приматов»
|
|
|
|
|
| 3
| «Этапы эволюции человека»
|
|
|
|
|
| 4
| «Первые современные люди. Человеческие расы, их родство и происхождение» Обобщение знаний по теме «Происхождение человека».
|
|
|
|
|
| 5
| «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»
|
|
|
|
|
| 6
| Зачет по теме «Происхождение человека».
| Тест
|
|
|
| Тема 8. «Основы экологии»
| 1
| Анализ результатов проверки знаний. «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы»
|
|
|
|
|
| 2
| «Общие законы действия факторов среды на организм
|
|
|
|
|
| 3
| «Приспособленность организмов к действиям факторов среды»
| Л/р №3: «Выявление приспособлений у растений к среде обитания.
Выявление приспособлений у животных к среде обитания»
|
|
|
|
| 4
| «Биотические связи в природе».
| Л/р №4: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
|
|
|
|
| 5
| «Популяции»
|
|
|
|
|
| 6
| «Функционирование популяции и динамика ее численности»
|
|
|
|
|
| 7
| «Сообщества»
| Л/р №5: «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
|
|
|
|
| 8
| «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера»
| Л/р№6: «Изучение и описание экосистемы своей местности»
|
|
|
|
| 9
| «Развитие и смена биогеоценозов»
|
|
|
|
|
| 10
| «Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана» Обобщение знаний по теме «Основы экологии»
| Л/р №7: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»
|
|
|
|
| 11
| Зачет по теме «Основы экологии»
| Тест
|
|
|
|
| 12
| Анализ результатов проверки знаний. Повторение «Основы учения о клетке».
|
|
|
|
|
| 13
| Повторение «Индивидуальное развитие организмов».
|
|
|
|
|
| 14
| Повторение «Происхождение жизни. Учение об эволюции. Происхождение человека».
|
|
|
|
|
| 1
| Резерв
|
|
|
|
|
| 1
| Резерв
|
|
|
|
|
| 1
| Резерв
|
|
|
|
|
| 70
час
|
| 5 с/р,
7 л/р
|
Лист коррекции
Тема и дата
| № урока в КТП
| Форма коррекции
( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.)
| Причина коррекции
| Руководитель ШМО
| Урока, который требует коррекции
| Урока, который содержит коррекцию
| Утверждение
( № протокола, дата проведения заседания ШМО)
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|