|
Протокол №1 с. Визинга С. В. Унгефуг 30 августа 2011 г. 30 августа 2011 г. Положение Принято Утверждаю
педагогическим советом Директор МОУ «СОШ»
школы протокол №1 с.Визинга
__________С.В.Унгефуг
30 августа 2011 г. 30 августа 2011 г. Положение
о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х, 2-х классов 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным стандартом начального общего образования, Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15), Уставом МОУ «СОШ» с. Визинга Сысольский район 1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся 1-2-х классов.
1.3. Для оценки знаний обучающихся в 1-2-х классах МОУ «СОШ» с.Визинга используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний обучающихся), обучение является безотметочным, отметка по пятибалльной системе начинает применяться со второго полугодия 2 -го класса. 1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
- дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
- контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей начальных классов;
- самоконтроль и самооценка обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя. 1.5. К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования;
- сформированность метапредметных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.п.);
- сформированность личностных умений младшего школьника (познавательная активность, познавательный интерес, прилежание, старание и др.). 1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения. 1.7. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития обучающихся. 2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков 2.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми. 2.2. Видами контроля результатов обучения в 1-х, 2-х(первое полугодие) классах, являются:
- стартовая диагностика в 1-х классах;
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговые контрольные работы по русскому языку и математике (в конце каждого года обучения);
- комплексная проверочная работа (в конце каждого года обучения). 2.3. Устанавливаются следующие формы текущего контроля за развитием предметных и метапредметных УУД обучающихся:
устный опрос;
письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоение ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
тестовые диагностические задания;
графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупность тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (четверть, полугодие, год).
проверка техники чтения.
2.4. С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты фиксируются в листах достижений учащихся , портфолио и заносятся в рабочий журнал учителя 3. Механизм определения уровня обученности и развития обучающихся 3.1. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся. 3.2. Результат итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в «Листе достижений».
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелённым и синим цветом- соответственно средний и низкий уровень. 3.3. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо прежде всего учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
3.3.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), во 2-м классе (на конец I полугодия) 45-50 слов в минуту (целыми словами), 55-60 слов в минуту (на конец года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 3.3.2. Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту (на конец учебного года); во 2-м классе (на конец I полугодия) 40-45 слов в минуту (целыми словами), 50-55 слов в минуту (на конец года). Обучающийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 3.3.3. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, во 2-м классе (на конец I полугодия) 30 слов (слог + слово), ниже 40 слов в минуту (на конец года), непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 3.4. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи. 3.4.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 3.4.2. Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 3.4.3. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 3.4.4. К числу негрубых недочётов относятся:
а) частичные искажения формы букв:
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, не дописывание до неё;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 3.4.5. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу. 3.4.6. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов. 3.4.7. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество. 3.5. Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи. 3.5.1. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. 3.5.2. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. 3.5.3. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений. 3.6. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. 3.6.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро. 3.6.2. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. 3.6.3. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 3.6.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно. 3.6.5. Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок. 3.6.6. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи). 3.6.7. Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок. 3.6.8. Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки. 3.6.9. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. 3.6.10. Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. 3.6.11. Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям. 3.7. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. 3.7.1. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. 3.7.2. Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. 3.7.3. Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. 3.8. При определении уровня развития метапредметных умений необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 3.8.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). 3.8.2. Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). 3.8.3. Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте). 3.9. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. 3.9.1. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. 3.9.2. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы. 3.9.3. Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя. 3.10. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся производится по результатам наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. 3.10.1. При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой. 3.10.2. При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения. 3.10.3. При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает. 3.11. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении. 3.11.1. При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы. 3.11.2. При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания. 3.12. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу. 3.12.1. Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других. 3.12.2. Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах. 3.13. Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим. 3.13.1. Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма. 3.13.2. Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность. 4. Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения 4.1. В соответствии со ст.32 п.3.2. Закона «Об образовании» РФ ОУ несет ответственность за реализацию в не полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих учеников. 4.2. На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х, 2-х ( 1 полугодие) классах школы, рассказывают об особенностях и важности формирования портфолио обучающегося, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения. 4.3. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации. 4.4. В конце первого и второго года обучения, а также при переходе обучающегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Таблицу предметных и метапредметных умений» (Приложение 1), а также «Листок достижений», заверенный печатью Учреждения. (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица предметных и метапредметных умений
Эту таблицу предметных и метапредметных умений предлагается заполнять так. Сначала родители или учитель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.
Главное, чему я научился в ____-м классе
Умения
| I
(в октябре)
| II
(в декабре)
| III
(в марте)
| IV
(в мае)
| 1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.
|
|
|
|
| 2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.
|
|
|
|
| 3. Я умею наблюдать и делать выводы.
|
|
|
|
| 4. Я могу запомнить важные сведения.
|
|
|
|
| 5. Я с уважением отношусь к другим людям.
|
|
|
|
| 6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.
|
|
|
|
| 7. Я умею объяснять, что я чувствую.
|
|
|
|
| 8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них.
|
|
|
|
| 9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нем.
|
|
|
|
| 10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й).
|
|
|
|
| 11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.
|
|
|
|
| 12. Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений.
|
|
|
|
| 13. Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников.
|
|
|
|
| 14. Я могу устно дать полный ответ на вопрос.
|
|
|
|
| 15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.
|
|
|
|
| 16. Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
|
|
|
|
| 17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ Ученика(цы) 1 « » класса МОУ « СОШ» с.Визинга Сысольского района
Ф.И.О. ______________________________ за _______________ учебный год.
Учебные предметы
| Период обучения
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Чтение
Осознанность
|
|
|
|
| Правильность
|
|
|
|
| Выразительность
|
|
|
|
| Скорость
|
|
|
|
| Русский язык
Каллиграфия
|
|
|
|
| Орфография
|
|
|
|
| Развитие устной речи
|
|
|
|
| Математика
Устные вычислительные навыки
|
|
|
|
| Письменные вычислительные навыки
|
|
|
|
| Решение задач
|
|
|
|
| Геометрический материал
|
|
|
|
| Ознакомление с окружающим миром
|
|
|
|
| Сформированность ценностных отношений
Общественная активность
|
|
|
|
| Отношение к учению
|
|
|
|
| Отношение к труду
|
|
|
|
| Отношение к людям
|
|
|
|
| Подпись учителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития, зелёным цветом - средний уровень обученности и развития, синим цветом – низкий уровень обученности и развития. |
|
|