|
Протокол №1 от «22» августа2011г. «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу «сош №4» Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» Г.Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____/В. Г. Бадертдинова/
Протокол №1 от
«22» августа2011г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №4»
________/А.Н.Юсупова/
«26»августа 2011г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №4»
______ /А.А.Халиуллина/
Приказ № от
«31»августа 2011г.
| Рабочая программа
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
элективного курса по математике
«Математика в твоей профессии»,
9 класс.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
Протокол №1 от
«22» августа 2011г» Азнакаево РТ,2011
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №4» г. Азнакаево РТ Бадертдиновой В.Г. , рассмотрен и на заседании учебно-методического совета учителей естественно-математического цикла. Решением УМС рабочая программа рекомендована для работы в 9 классах общеобразовательных школ. Протокол № 1 от 22 августа 2011 г.
Количество часов по учебному плану в неделю -1 час в первой четверти, всего 8 часов.
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 8 часов для 9 классов предпофильной подготовки.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Данный курс является вводным курсом в предпрофильную подготовку учеников, имеет социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся. Курс способствует социализации и адаптации учащихся, предоставляет возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. Элективный курс «Математика в твоей профессии» поможет учащимся и их родителям в выборе условий для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности. Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, поможет повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ.
Материал курса предназначен для развития у учащихся определенного интереса к математике и использования полученных знаний ими в дальнейшем обучении, а также в сознательном выборе профессии. Содержание курса направлено в оказании помощи учащимся в осознании своих личностных данных, лучшему пониманию своих психических и психологических возможностей, на развитие заложенных возможностей каждого, формирование уверенности при решении поставленных психологических задач.
Курс способствует развитию личной ориентации учащихся в современном образовательном процессе, создает положительную мотивацию обучения.
Цель курса
Формирование гражданского мировоззрения, осознание того, что теоретические знания являются фундаментом любых последующих знаний, касающихся не только выбора профессии, но комфортного пребывания в повседневной жизни.
Задачи курса
Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения,
выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе;
подготовить учеников сознательному выбору будущей профессии.
Общая характеристика учебной деятельности учащихся
самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
обзорные и установочные беседы;
лабораторные и лабораторно-практические работы;
информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;
индивидуальные: монолог, сообщения;
групповые: анкетирование, тестировании;
беседы с представителями центра занятости населения, дискуссии, творческие встречи и др.;
формы отчетности учеников: проведение творческих курсов, публичных защит проектов;
в ходе данного курса учащимся предоставляется возможность проявить свою самостоятельность, творчество как индивидуально, так и в микро группах. Ученики в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, по ходу которых организуется обсуждение результатов работы. При обсуждении необходимо представлять аргументы, защищать точку зрения, доказывать, прогнозировать;
изучение курса завершается выполнением индивидуальной работы. По ходу изучения курса учащиеся не только решают предложенные задачи, но и придумывают свои задания.
Содержание курса
Выбор профессии, основные ориентиры при выборе профессии. Мотив.
Мотив выбора профессии;
Понятие о профессиях, специальностях, должности, квалификации;
Типы, классы, отделы, группы профессий, цель труда. Средства и условия труда;
Особенности различных типов профессий;
Человек – Природа, Человек – Человек, Человек – знаковая система, Человек – художественный образ;
Пирамида классификаций профессий. Формулы профессий;
Правила выбора профессии «Хочу, могу, надо», типичные ошибки в выборе профессии;
Математика и жизнь, «Пифагор - формулы нотных знаков».
Планируемые результаты
Знать, что такое «могу, хочу, надо»;
Знать определение профессии, уметь оценить свой выбор;
Осознать, что с выбором профессии приходиться мирить всю жизнь;
Уметь разделить представленный список на профессии, специальности, должности;
Уметь различать понятия, тестирование, анкетирование;
Уметь определять к какому типу относится профессия;
Знать о возможных решениях, ошибках в выборе профессии;
Суметь составить формулы профессий, знать классификацию профессий;
Выяснить в каких профессиях математика - основное средство деятельности;
Дискуссия о выборе профессии, доказать или опровергнуть науку «Математика» в необходимости или ненужности в жизни, в выбранной профессии.
Список используемой литературы
Афанасьева Т. П. Модели учебных организации профильного обучения на основе индивидуальных планов: Сборник научно-методических материалов / В. И. Ерошин, Н. В. Немова, Т. П. Пуденко – М : СпортАкадемпресс, 2005 - 104 с.
Боговаров, В. А. Профилизация как инновационный процесс в условиях взаимодействия учреждений общего и профессионального образования / А. Ю. Некрасов, С. А. Рыбаков-Казань: РИЦ «Школа», 2004 - 108с.
Вахрушева И. Г. ,Шакирова Д. М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи : Учебно-методическое пособие - Казань: Центр инновационных технологий, 2004 - 204 с.
Кричевский, В. Ю. Как построить профильную школу : Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / В.С.Кошкина ,Т.В. Щербова, Т. П. Згоржельская _ СПб :филиал изд-ва «Просвещение»,2005.-159с.
Некрасов, А. Ю. Образовательная область Технология Профессиональное самоопределение Учебно-методическое пособие / Казань: РИЦ «школа»,2003-124с.
Овсиенко Л. В.Справочник «Куда пойти учиться в Республике Татарстан?» / Л.Ю.Бочкарёва, Т. Г. Гафуров ,А. И. Шарафетдинова ,.-РИЦ «Школа» ,2003.-272 с.
Программа «Технология». 5-11 классы. -М.: Просвещение, 2005.
Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 9 кл. общеобразовательных. учреждений. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин В. Д., Симоненко. - М.: Просвещение, 1997.
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования : Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учебное пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичёв, Е. О. Черкашин - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия»,2004.-96 с.
Тематическое планирование.
№
п./п.
| Тема
урока
|
| Дата
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Виды контроля и измерители
| Оснащение урока.
| Кч
| По плану
| По факту
|
| Вводный урок. Мотивы выбора профессии
| 1
| 1
неделя
|
| Беседа с представителями центра занятости
| Мыслительные операции над проблемой, что такое «могу, хочу, надо»
Осознание того,что выбором профессии приходиться мирить всю жизнь.
| Выбор профессии, основные ориентиры при выборе профессии. Мотив. Мотивы выбора профессии, выявление ведущих мотивов
| Составление анкета№1 центра занятости.
| Буклеты, Презентация о востребованных профессиях
в городе.
|
| Понятие о профессиях
| 1
| 2
|
| Объяснение, рассказ, беседа.
Анкетирование
| Выбор профессии и оценка своего выбора.
Анализ и синтез представленного списка. Разделение списка на профессии специальности, должности.
| Понятие о профессиях, специальностях, должности, квалификации.
| Анкета№2
Просмотр презентаций.
| Презентация
«Профессии моих родителей»
|
| Классификация профессий
| 1
| 3
|
| Составление классификации профессии
| Тестирование.
| Типы, классы, отделы, группы профессий, цель труда. Средства и условия труда.
| Тест
«классификация профессий»
| Буклеты,
тест
|
| Психологические особенности различных профессий
| 1
| 4
|
| Беседа, объяснение, тестирование
| Определение
типа профессий,
решение психологических задач
| Особенности различных типов профессий.
Человек – Природа,
Человек – Человек, Человек – знаковая система, Человек –художественный образ
| тест «тип профессии».
| Тест
|
| Формулы выбора профессии
| 1
| 4
|
| Тестирование
| Составление формулы профессий, классификация профессий.
| Пирамида классификаций профессий. Формулы профессий
|
| Тест
|
| Правильный выбор профессии
| 1
| 5
|
| Тестирование
| Решение психологи
ческих задач о возможных ошибках в выборе профессии нахождение способов устранения ошибок.
| Правила выбора профессии «Хочу, могу, надо», типичные ошибки в выборе профессии.
|
| тест
|
| Математика в твоей профессии
| 1
| 7
|
| Сообщения
| Анализ и синтез: «профессии, где математика- основное средство деятельности.
| Математика и жизнь, Пифагор- формулы нотных знаков.
Подготовка рефератов.
| Сообщения.
| презентации
|
| Защита рефератов
| 1
| 8
|
| Защита рефератов, итог
| Дискуссия о выборе профессии, доказать или опровергнуть науку «Математика» в необходимости или ненужности в жизни, в выбранной профессии.
| Защита рефератов.
|
| Рефераты-презентации
| |
|
|