|
1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, а в корне слова. Графически объясните свой выбор 1.«Правописание гласных в корне слова»
1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, А в корне слова. Графически объясните свой выбор. Пож_леть, п_зировать, др_жать, хр_нение, ув_жение, пом_гать, з_л_тить, согл_ситься, в_лнение, д_вно, уст_новка, ф_рмировать, пож_леть, насл_ждение, уг_щать, ор_шение, дог_дались, г_стиная.
2. Распределите слова по трем группам согласно написанию букв Е, И, Я в корне слова. Графически объясните свой выбор.
Сод_ржание, в_сеть, п_сатель, напр_женный, прот_жение, соед_нение, неув_даемый, пост_жение, изобр_тение, нар_дить, землетр_сение, обл_гчение, юр_дический, зат_мнение, объ_вление.
3. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначая графически орфограмму. Обратите внимание на значение слов.
Ум_лять значение – ум_лять о помощи, посв_тить фонарем – посв_тить другу стихи, прим_рять костюм – вечное см_рение, сп_шить на помощь – сп_шите слова, зап_вать песню – зап_вать лекарство, прож_вать хлеб – прож_вать по адресу, скр_пить листы – скр_петь дверью.
4. Перепишите слова, распределив в два столбика: проверяемые гласные в корне слова и непроверяемые гласные в корне слова. Обозначьте орфограмму на месте пропуска букв.
Ф_нтазия, п_ркет, просл_влять, б_гряный, оч_рование, тр_диции, акв_рель, пом_щение, в_теран, в_новатый, бог_тырь, пл_щадка, к_талог, в_ликолепный, р_деющий, запр_щать.
5. Распределите слова в три столбика: а) с гласной Е в корне; б) с гласной И в корне; в) с гласной Ы в корне.
Обсч_тать, ц_рк, зап_реть, ц_ганский, обн_мавший, подж_гание, уд_ру, соч_тание, ц_пленок, ж_вотное, бл_стеть, подст_лить, ц_нковый, зан_маться, прид_раться, зам_реть, уб_раться, бл_стательный, ц_кнуть, ш_рокий.
6. Выпишите сначала слова с гласной А в корне, а потом с гласной О в корне. Объясните выбор написания.
Дор_сти, неприк_сновенность, сг_реть, з_ря, наг_ревший, соприк_саться, дол_жить, прил_гательное, выр_сли, пол_гать, отр_сль промышленности.
7. Распределите слова по группам: а) чередующиеся гласные в корне слова, б) проверяемые ударением гласные в корне слова.
Зап_рать, прим_рить друзей, соб_рательный, к_сой взгляд, к_сательная, пок_сившаяся избушка, прик_снуться, зам_рать от восхищения, разг_реться, г_ристая местность, изв_нить, выр_щенный, р_систое утро, расст_лается.
8. Спишите, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор.
Зан_малась з_ря над расст_лающейся р_вниной. Лучи солнца к_снулись берега и р_са забл_стала. Припом_наю зн_комые стихи: «Ш_повник раскрывает л_пестки и вздрагивают гол_вы р_стений и к свету прод_раются р_стки». Проснулись чайки и пол_тели, почти не к_саясь воды. Утиный выв_док выплыл из зар_слей тр_стников и куда-то засп_шил
2. Проверка знаний.
ТЕСТ 1.
1. В каком ряду во всех словах пишется ь: а) ряд неудач_, солнечный луч_; б) мелоч_, прилеч_ на кровать; в) сбросить с плеч_, отреж_те; г) упадеш_, около дач_?
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о: а) зак_улок, б_ндероль; б) м_тель, эск_латор; в) трущ_ба, к_нтейнер; г) кал_нча, рест_ран?
3. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: а) регулировщик; б) неожиданно; в) перемирие; г) непоседливый.
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква и: а) калач_к, ножич_к; б) камеш_к, перч_к; в) овраж_к, станоч_к; г) хвост_к, арбуз_к?
5. Найдите слово с двойной согласной: а) а(л,лл)юминий; б) пласти(л,лл)ин; в) фи(л,лл)армония; г) инте(л,лл)игенция.
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: а) на пристан_, в тетрадк_; б) в яблок_, в полотенц_; в) у площад_, в зверинц_
ТЕСТ 2
1. В каком ряду во всех словах пишется ь: а) много встреч_, неудачный матч_; б) кирпич_, намаж_ хлеб маслом; в) отвлеч_ внимание, темная ноч_; г) из-за туч_, уйти проч_?
2. В каком ряду во всех словах пишется и: а) кружоч_к, лесоч_к; б) звоноч_к, колокольч_к; в) ситч_к, калач_к; г) росточ_к, человеч_к?
3. Найдите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом: а) настольный; б) притормозить; в) предложение; г) негодовать.
4. Найдите слово с двойной согласной: а) дре(с,сс)ировщик; б) пласти(л,лл)ин; в) бо(л,лл)ельщик; г) регу(л,лл)ировать.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: а) на мороз_, у проруб_; б) на лошад_, о героизм_; в) в рассказ_, на якор_; г) на фабрик_, с пристан_?
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква а: а) эст_када, м_ллюск; б) б_ндероль, м_гистраль; в) кал_нча, к_нфорка; г) об_жать, п_штет
ТЕСТ 3
1. В каком ряду во всех словах пишется ч: а) часов_ик, груз_ик; б) лимон_ик, извоз_ик; в) гон_ик, рез_ик; г) болель_ик, обход_ик?
2. Во всех словах какого ряда пропущено и: а) щавел_вый, вермишел_вый; б) запасл_вый, выносл_вый; в) фасол_вый, кокетл_вый; г) талантл_вый, ситц_вый?
3. Найдите неправильно написанное слово: а) картинный, б) витаминый; в) петушиный; г) орлиный.
4. Найдите сложное слово: а) дипломат; б) парадигма; в) кофемолка; г) чудовище.
5. В каком ряду все слова пишутся через дефис: а) (пол)лекции, (сине)глазый; б) (трудно)доступный, (пол)Европы; в) (пол)листа, (желто)зеленый; г) (юго)восток, (пол)зимы?
6. В каком ряду все слова – существительные: а) белизна, пятно, темно; б) стук, окно, зарево; в) мелкий, язык, пример; г) опасность, могу, рассказ?
7. В каком слове пропущена буква е: а) б_сквит; б) б_фштекс; в) ман_кен; г) инц_дент
ТЕСТ 4
1. В каком ряду во всех словах пишется ч: а) автомат_ик, груз_ик; б) смен_ик, перепис_ик; в) часов_ик, болель_ик; г) проход_ик, буриль_ик?
2. В каком ряду во всех словах пропущено и: а) памятл_вый, фасол_вый; б) непоседл_вый, насмешл_вый; в) совестл_вый, вермешел_вый; г) звистл_вый, щавел_вый?
3. Найдите неправильно написанное слово: а) лебединый; б) мышинный; в) серебряный; г) деревянный.
4. Найдите сложное слово: а) сверхмощный; б) сенокосилка; в) перевозка; г) современность.
5. В каком ряду все слова пишутся через дефис: а) (пол)груши, (диван)кровать; б) (светло)синий, (северо)запад; в) (луно)ход, (пол)окна; г) (темно)волосый, (пол)дня?
6. В каком ряду все слова – прилагательные: а) пригожий, булочная; б) краснота, общий; в) первоисточник, современный; г) единственный, российский?
7. В каком слове пропущена буква е а) дем_сезонный; б) д_ета; в) р_кошет; г) с_рпантин
ТЕСТ 5
1. Найдите неверное утверждение: а) Женский род указывает на лицо женского пола. б) Мужской род указывает на лицо мужского пола. в) Мужской род не указывает на определенный пол.
2. Найдите ряд, где все предметы несчитаемые: а) линейка, злость, велосипед; б) духи, доброта, родня; в) именины, очки, открытки; г) ножницы, Нидерланды, ворота.
3. В каком ряду у всех существительных во множественном числе будет одинаковое окончание: а) токар_, директор_, водител_; б) мастер_, профессор_, конструктор_; в) месяц_, автор_, якор_?
4. Укажите ряд, где все слова с чередованием в корне: а) открывать, примирять, откос; б) удивительный, прилагательные, пригорок; в) расстелить, запирать, прирост.
5. Укажите ряд, где пропущена буква и: а) см_рение, заст_лил, уб_рать; б) выж_гать, прин_мать, выл_вать; в) отп_реть, выч_тать, вн_мать; г) сн_жинка, пр_летел, изюм_нка.
6. В каком ряду пропущена одна и та же буква: а) ш_фер, медвеж_нок, ш_рты; б) щ_тка, сч_ты, трубач_м; в) ч_лка, ландыш_м, ч_порный?
7. В каком ряду во всех словах пропущен ь: а) доч_, спряч_ в сумку, испеч_ пирог; б) отвлеч_ внимание, шалаш_, черная туш_; в) теннисный мяч_, чертеж_, темная ноч_
3. Правописание корней. Вариант № 1 1. В каком слове пишется О? а) Сож_ление; б) подр_жать (взрослым); в) ш_л; г) б_хрома; д) укр_титель; е) ш_пот.
2. В каком слове пишется А? а) Г_ризонт; б) к_талог; в) р_стовщик; г) заг_релый.
3. В каком слове пишется Е? а) Посв_щение; б) ун_жение; в) сод_ржание; г) доб_ваться.
4. В каком слове пишется И? а) Забл_стеть; б) заж_мать; в) оп_реться; г) соч_тание.
5. В каком слове пишется Я? а) Кач_ется; б) пощ_дить; в) потр_сающий; г) пор_девший.
6. В каком ряду во всех словах пишется О? а) Ст_рожил (города); оп_лчение; др_жать; б) г_релка; Р_стислав; насл_ждаться; в) оч_рование; п_триотизм; м_рщинистый; г) изл_жение; возр_ждение; б_рдовый.
7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? а) Укр_щать зверя, вд_леке, пор_деть; б) прик_снуться, пок_сившийся, з_рница; в) сл_жить, сг_рание, выч_тать.
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? а) Л_гендарный, ф_льтровать, по_вление; б) г_ристая (местность), приг_реть, зам_рать; в) ур_нить, ос_ждать, прим_рять (платье).
9. Найдите слово с орфографической ошибкой. а) Вредить; б) раздрожать; в) чертеж; г) образ.
10. Найдите слово с непроизносимой согласной. а) Сколь_кий; б) поз_ний; в) ре_кий; г) изморо_ь на окнах.
11. В каком слове нет удвоенной согласной? а) Ил_юстрация; б) кол_ичество; в) ком_ентатор; г) с_ора (друзей).
Вариант № 2 1. В каком слове пишется А? а) Нав_рить; б) забл_кировать; в) перел_мить; г) к_снуться.
2. В каком слове пишется О? а) Препод_ватель; б) отр_жение; в) б_гровый; г) ш_рох; д) отр_сль.
3. В каком слове пишется И? а) Выд_рнуть; б) расст_лить; в) уп_реться; г) подж_гание.
4. В каком слове пишется Е? а) Д_р_жер; б) поб_дить; в) изв_нить; г) загр_мировать.
5. В каком слове пишется Я? а) Прист_жные воротники; б) _довитый укус; в) разр_дить морковь; г) оч_рованный.
6. В каком ряду во всех словах пишется О? а) Нас_лить; подг_реть; з_рница; б) подстр_чить; од_рить; сл_мать; в) раскр_шить; заг_релый; ст_рожил сад; г) акр_батический; обн_женный; р_стение.
7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? а) Уц_ненный, вып_чка, поб_лить; б) перел_жить, з_ря, перег_рать; в) бл_стящий, подн_мать, прим_рять друзей.
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? а) Изв_нить, позв_нить, р_стительность; б) р_систое утро, запр_щенный, ш_птать; в) ор_шение, пр_фессия, см_рение.
9. Найдите слово с орфографической ошибкой. а) Развевается сюжет; б) чистота помещений; в) увядание природы; г) поласкать котенка.
10. Найдите слово с непроизносимой согласной. а) Хру_кий лед; б) ме_кий стрелок; в) мелкая изморо_ь; г) громоз_кий предмет.
11. В каком слове нет удвоенной согласной? а) Тер_итория; б) ил_юминация; в) дискус_ия; г) гале_рея.
4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.
1.
I. Найдите слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак:
1) встречаеш... рассвет;
2) золотая рож...;
3) пойти проч...;
4) назнач..те дежурного;
5) выйти замуж... .
II. Укажите слово, в суффиксе которого под ударением пишется Е.-
1) рубаш...нка;
2) еж...вый;
3) суч...к.
4) заворож...нный;
5) свеж...;
III. Найдите причастие, а котором пишется суффикс -ЯЩ-:
1) бор...щийся с волнами;
2) колебл...щнйся туман;
3) хорошо вид...щий.
4) дремл...щий тростник:
5) стел...щийся туман;
IV. Укажите слово, которыое пишутся через дефис:
1) поступить (по) моему;
2) слышал где (то);
3) посмотри (ка);
4) (по) боевому пути;
5) (по) иному решению;
6) брать (по) немногу.
V. Найдите слово, в которых пишутся две буквы Н:
1) поступил обдума...о;
2) серебр...ый иней;
3) продума...ое название;
4) лакирова...ые туфли;
5) дитя напуга...о;
6) выставка организова...а спонсорами.
VI. Найдите слова, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:
1) (в) начале года;
2) поступил так (же), как отец;
3) (во) время предупредил;
4) что (бы) поесть на завтрак?
5) (нежданно) негаданно;
VII. В каких словосочетаниях НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
1) ещё (не) убранные поля;
2) (не) исправленная ошибка;
3) (не) солёный суп;
4) (не) приятное впечатление;
5) вовсе (не) интерсно рассказывал;
VIII. В каком предложении на месте точек пишется Е?
1. Как н... старался, не мог взять высоту.
2. Куда н... посмотрю, всюду море.
3. Он н... разу не был в Москве.
4. Петя н... мог н... приехать на торжества.
2.
Найдите слово с ударением на ВТОРОМ слоге:
1) средства; 2) километр; 3) красивее; 4) мельком.
В каком случае НЕТ ошибки в образовании и употреблении слов?
1) благодаря обилию снега; 3) написал красивше;
2) наперекор обычая; 4) пришёл со школы поздно.
Найдите НЕВЕРНЫЕ утверждения:
1. Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.
2. Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.
3. Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.
4. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.
5. Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.
Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков подчёркнутых слов:
1) крича друг другу — наречие;
2) идти впереди колонны — предлог;
3) сделать побольше — прилагательное в сравнительной степени;
4) летучий газ — причастие;
5) поднятая тряпка — причастие;
6) в продолжение лета — имя существительное.
V. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:
1) удивляя; 2) издавна; 3) подчёркивая; 4) распустил.
Часть 2
I. Найдите слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак:
1) теч... в лодке; 3) нестись вскач...; 5) много задач... .
2) умчаться проч...; 4) разжеч... костёр;
II. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:
1) реч...нка; 2)ещ...; 3) окруж...н; 4) холщ.-.вый; 5) луж...к.
III. Найдите причастие, в котором пишется суффикс -ЮЩ-:
1) кле...щие коробку; 3) леч...щий врач; 5) кол...щие дрова.
2) стро...щийся дом; 4) жал...щие осы;
IV. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
1) (по) другому пути; 4) (по) осеннему хмурое небо;
2) бывал (кое) где; 5) относиться (по) внимательнее;
3) скажи (ка) об этом; 6) заметил (ли) он.
V. Найдите слова, в которых пишется одна буква Н-
1) слушал сосредоточе...о; 4) писа...ая красавица;
2) девочка умна и воспита...а; 5) игрушка слома...а малышом;
3) уставле...а вазами; 6) маринова...ые огурцы.
VI. Найдите слова, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:
1) (в) следствие сильных дождей; 4) мог рассказать то (же) самое;
2) подняться (в) верх; 5) шёл, (не) смотря по сторонам.
3) повесил (на) конец мачты;
VII. В каких словосочетаниях НЕ пишется СЛИТНО?
1) мусор (не) убран; 4) (не) завершённая, а начатая работа;
2) (не) скошенная трава; 5) написано ничуть (не) аккуратно;
3) (не) варёные овощи; 6) (не) решённая задача по химии.
VIII. В каком предложении на месте точек пишется И?
1. Кто н... смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
2. Когда н... придёшь к подруге, она болтает по телефону.
3. Отроду н... выезжал он на охоту без Дубровского.
4. Н... раз выходил он победителем из боя.
3.
I. Найдите слово с ударением на ПЕРВОМ слоге:
1) звонит; 2) прибывший; 3) начавший; 4) средства.
II. В каком случае НЕТ ошибки в образовании и употреблении слов?
1) согласно приказа; 3) река ширше пруда;
2) вопреки предсказанию; 4) обратно забыл тетрадь дома.
III. Найдите НЕВЕРНЫЕ утверждения:
1. Предлоги делятся на производные и непроизводные. 2- Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
3. Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.
4. Наречие всегда относится к глаголу.
5. Частицы служат для связи слов в предложении.
IV. Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:
1) шли, НЕСМОТРЯ на непогоду — деепричастие;
2) КАК ТОЛЬКО утихло — наречие;
3) В ТЕЧЕНИЕ часа — имя существительное;
4) лежит ВДОЛЬ дороги — предлог;
5) работать ВСЛЕПУЮ — имя прилагательное;
6) СЫПУЧИЙ песок — имя прилагательное.
V. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:
1) раздаваться; 3) исписался;
2) (холодно) по-зимнему; 4) (крикнул) испуганно.
Часть 2
I. Найдите словосочетания с главным словом ПРИЧАСТИЕМ:
1) читающий книгу; 2) с развевающимися знаменами; 3) колеблющиеся ветки деревьев;
4) распустившиеся листья клёна; 5) прочитанная мною; 6) ещё не растаявший снег.
II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
1. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
2. С деревьев, окутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.
3. С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.
4. Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.
III. Найдите сложносочинённое предложение (знаки препинания не проставлены):
1. Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.
2. Навещу дедушку если не летом то ранней весной.
3. Выражение не то чтобы жалости а мучительной озабоченности появилось у него на лице.
4. Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.
Часть III
I. Найдите словосочетания с главным словом ПРИЧАСТИЕМ:
1) подписанная работа по математике; 4) дремлющий высокий камыш;
2) освещенный солнцем луг; 5) готовящие выступление;
3) связанная верёвкой сумка; 6) пенящиеся морские волны.
II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
1. Светилась, падая, ракета.
2. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
3. На площади, получившей в начале XIX века название Марсово Поле проходили военные парады и смотры войск.
4. Замедляя ход, к станции подошёл поезд.
III. Найдите сложносочинённое предложение (знаки препинания не проставлены):
1. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.
2. В небе первые звёзды повисли в окнах тоже горят огоньки.
3. А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
4. Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.
|
|
|