Главная страница

1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, а в корне слова. Графически объясните свой выбор



Название1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, а в корне слова. Графически объясните свой выбор
страница1/8
Дата20.02.2016
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1.«Правописание гласных в корне слова»

1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, А в корне слова. Графически объясните свой выбор. Пож_леть, п_зировать, др_жать, хр_нение, ув_жение, пом_гать, з_л_тить, согл_ситься, в_лнение, д_вно, уст_новка, ф_рмировать, пож_леть, насл_ждение, уг_щать, ор_шение, дог_дались, г_стиная.

2. Распределите слова по трем группам согласно написанию букв Е, И, Я в корне слова. Графически объясните свой выбор.

Сод_ржание, в_сеть, п_сатель, напр_женный, прот_жение, соед_нение, неув_даемый, пост_жение, изобр_тение, нар_дить, землетр_сение, обл_гчение, юр_дический, зат_мнение, объ_вление.

3. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначая графически орфограмму. Обратите внимание на значение слов.

Ум_лять значение – ум_лять о помощи, посв_тить фонарем – посв_тить другу стихи, прим_рять костюм – вечное см_рение, сп_шить на помощь – сп_шите слова, зап_вать песню – зап_вать лекарство, прож_вать хлеб – прож_вать по адресу, скр_пить листы – скр_петь дверью.

4. Перепишите слова, распределив в два столбика: проверяемые гласные в корне слова и непроверяемые гласные в корне слова. Обозначьте орфограмму на месте пропуска букв.

Ф_нтазия, п_ркет, просл_влять, б_гряный, оч_рование, тр_диции, акв_рель, пом_щение, в_теран, в_новатый, бог_тырь, пл_щадка, к_талог, в_ликолепный, р_деющий, запр_щать.

5. Распределите слова в три столбика: а) с гласной Е в корне; б) с гласной И в корне; в) с гласной Ы в корне.

Обсч_тать, ц_рк, зап_реть, ц_ганский, обн_мавший, подж_гание, уд_ру, соч_тание, ц_пленок, ж_вотное, бл_стеть, подст_лить, ц_нковый, зан_маться, прид_раться, зам_реть, уб_раться, бл_стательный, ц_кнуть, ш_рокий.

6. Выпишите сначала слова с гласной А в корне, а потом с гласной О в корне. Объясните выбор написания.

Дор_сти, неприк_сновенность, сг_реть, з_ря, наг_ревший, соприк_саться, дол_жить, прил_гательное, выр_сли, пол_гать, отр_сль промышленности.

7. Распределите слова по группам: а) чередующиеся гласные в корне слова, б) проверяемые ударением гласные в корне слова.

Зап_рать, прим_рить друзей, соб_рательный, к_сой взгляд, к_сательная, пок_сившаяся избушка, прик_снуться, зам_рать от восхищения, разг_реться, г_ристая местность, изв_нить, выр_щенный, р_систое утро, расст_лается.

8. Спишите, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор.

Зан_малась з_ря над расст_лающейся р_вниной. Лучи солнца к_снулись берега и р_са забл_стала.
Припом_наю зн_комые стихи: «Ш_повник раскрывает л_пестки и вздрагивают гол_вы р_стений и к свету прод_раются р_стки».
Проснулись чайки и пол_тели, почти не к_саясь воды.
Утиный выв_док выплыл из зар_слей тр_стников и куда-то засп_шил

2. Проверка знаний.

ТЕСТ 1.

1. В каком ряду во всех словах пишется ь: а) ряд неудач_, солнечный луч_;
б) мелоч_, прилеч_ на кровать;
в) сбросить с плеч_, отреж_те;
г) упадеш_, около дач_?

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о: а) зак_улок, б_ндероль;
б) м_тель, эск_латор;
в) трущ_ба, к_нтейнер;
г) кал_нча, рест_ран?

3. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: а) регулировщик;
б) неожиданно;
в) перемирие;
г) непоседливый.

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква и: а) калач_к, ножич_к;
б) камеш_к, перч_к;
в) овраж_к, станоч_к;
г) хвост_к, арбуз_к?

5. Найдите слово с двойной согласной: а) а(л,лл)юминий;
б) пласти(л,лл)ин;
в) фи(л,лл)армония;
г) инте(л,лл)игенция.

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: а) на пристан_, в тетрадк_;
б) в яблок_, в полотенц_;
в) у площад_, в зверинц_

ТЕСТ 2

1. В каком ряду во всех словах пишется ь: а) много встреч_, неудачный матч_;
б) кирпич_, намаж_ хлеб маслом;
в) отвлеч_ внимание, темная ноч_;
г) из-за туч_, уйти проч_?

2. В каком ряду во всех словах пишется и: а) кружоч_к, лесоч_к;
б) звоноч_к, колокольч_к;
в) ситч_к, калач_к;
г) росточ_к, человеч_к?

3. Найдите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом: а) настольный;
б) притормозить;
в) предложение;
г) негодовать.

4. Найдите слово с двойной согласной: а) дре(с,сс)ировщик;
б) пласти(л,лл)ин;
в) бо(л,лл)ельщик;
г) регу(л,лл)ировать.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква: а) на мороз_, у проруб_;
б) на лошад_, о героизм_;
в) в рассказ_, на якор_;
г) на фабрик_, с пристан_?

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква а: а) эст_када, м_ллюск;
б) б_ндероль, м_гистраль;
в) кал_нча, к_нфорка;
г) об_жать, п_штет

ТЕСТ 3

1. В каком ряду во всех словах пишется ч: а) часов_ик, груз_ик;
б) лимон_ик, извоз_ик;
в) гон_ик, рез_ик;
г) болель_ик, обход_ик?

2. Во всех словах какого ряда пропущено и: а) щавел_вый, вермишел_вый;
б) запасл_вый, выносл_вый;
в) фасол_вый, кокетл_вый;
г) талантл_вый, ситц_вый?

3. Найдите неправильно написанное слово: а) картинный,
б) витаминый;
в) петушиный;
г) орлиный.

4. Найдите сложное слово: а) дипломат;
б) парадигма;
в) кофемолка;
г) чудовище.

5. В каком ряду все слова пишутся через дефис: а) (пол)лекции, (сине)глазый;
б) (трудно)доступный, (пол)Европы;
в) (пол)листа, (желто)зеленый;
г) (юго)восток, (пол)зимы?

6. В каком ряду все слова – существительные: а) белизна, пятно, темно;
б) стук, окно, зарево;
в) мелкий, язык, пример;
г) опасность, могу, рассказ?

7. В каком слове пропущена буква е: а) б_сквит;
б) б_фштекс;
в) ман_кен;
г) инц_дент

ТЕСТ 4

1. В каком ряду во всех словах пишется ч: а) автомат_ик, груз_ик;
б) смен_ик, перепис_ик;
в) часов_ик, болель_ик;
г) проход_ик, буриль_ик?

2. В каком ряду во всех словах пропущено и: а) памятл_вый, фасол_вый;
б) непоседл_вый, насмешл_вый;
в) совестл_вый, вермешел_вый;
г) звистл_вый, щавел_вый?

3. Найдите неправильно написанное слово: а) лебединый;
б) мышинный;
в) серебряный;
г) деревянный.

4. Найдите сложное слово: а) сверхмощный;
б) сенокосилка;
в) перевозка;
г) современность.

5. В каком ряду все слова пишутся через дефис: а) (пол)груши, (диван)кровать;
б) (светло)синий, (северо)запад;
в) (луно)ход, (пол)окна;
г) (темно)волосый, (пол)дня?

6. В каком ряду все слова – прилагательные: а) пригожий, булочная;
б) краснота, общий;
в) первоисточник, современный;
г) единственный, российский?

7. В каком слове пропущена буква е а) дем_сезонный;
б) д_ета;
в) р_кошет;
г) с_рпантин

ТЕСТ 5

1. Найдите неверное утверждение: а) Женский род указывает на лицо женского пола.
б) Мужской род указывает на лицо мужского пола.
в) Мужской род не указывает на определенный пол.

2. Найдите ряд, где все предметы несчитаемые: а) линейка, злость, велосипед;
б) духи, доброта, родня;
в) именины, очки, открытки;
г) ножницы, Нидерланды, ворота.

3. В каком ряду у всех существительных во множественном числе будет одинаковое окончание: а) токар_, директор_, водител_;
б) мастер_, профессор_, конструктор_;
в) месяц_, автор_, якор_?

4. Укажите ряд, где все слова с чередованием в корне: а) открывать, примирять, откос;
б) удивительный, прилагательные, пригорок;
в) расстелить, запирать, прирост.

5. Укажите ряд, где пропущена буква и: а) см_рение, заст_лил, уб_рать;
б) выж_гать, прин_мать, выл_вать;
в) отп_реть, выч_тать, вн_мать;
г) сн_жинка, пр_летел, изюм_нка.

6. В каком ряду пропущена одна и та же буква: а) ш_фер, медвеж_нок, ш_рты;
б) щ_тка, сч_ты, трубач_м;
в) ч_лка, ландыш_м, ч_порный?

7. В каком ряду во всех словах пропущен ь: а) доч_, спряч_ в сумку, испеч_ пирог;
б) отвлеч_ внимание, шалаш_, черная туш_;
в) теннисный мяч_, чертеж_, темная ноч_


3. Правописание корней. Вариант № 1 1. В каком слове пишется О? а) Сож_ление;
б) подр_жать (взрослым);
в) ш_л;
г) б_хрома; д) укр_титель; е) ш_пот.

2. В каком слове пишется А? а) Г_ризонт;
б) к_талог;
в) р_стовщик;
г) заг_релый.

3. В каком слове пишется Е? а) Посв_щение;
б) ун_жение;
в) сод_ржание;
г) доб_ваться.

4. В каком слове пишется И? а) Забл_стеть;
б) заж_мать;
в) оп_реться;
г) соч_тание.

5. В каком слове пишется Я? а) Кач_ется;
б) пощ_дить;
в) потр_сающий;
г) пор_девший.

6. В каком ряду во всех словах пишется О? а) Ст_рожил (города); оп_лчение; др_жать;
б) г_релка; Р_стислав; насл_ждаться;
в) оч_рование; п_триотизм; м_рщинистый;
г) изл_жение; возр_ждение; б_рдовый.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? а) Укр_щать зверя, вд_леке, пор_деть;
б) прик_снуться, пок_сившийся, з_рница;
в) сл_жить, сг_рание, выч_тать.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? а) Л_гендарный, ф_льтровать, по_вление;
б) г_ристая (местность), приг_реть, зам_рать;
в) ур_нить, ос_ждать, прим_рять (платье).

9. Найдите слово с орфографической ошибкой. а) Вредить;
б) раздрожать;
в) чертеж;
г) образ.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной. а) Сколь_кий;
б) поз_ний;
в) ре_кий;
г) изморо_ь на окнах.

11. В каком слове нет удвоенной согласной? а) Ил_юстрация;
б) кол_ичество;
в) ком_ентатор;
г) с_ора (друзей).

Вариант № 2 1. В каком слове пишется А? а) Нав_рить;
б) забл_кировать;
в) перел_мить;
г) к_снуться.

2. В каком слове пишется О? а) Препод_ватель;
б) отр_жение;
в) б_гровый;
г) ш_рох; д) отр_сль.

3. В каком слове пишется И? а) Выд_рнуть;
б) расст_лить;
в) уп_реться;
г) подж_гание.

4. В каком слове пишется Е? а) Д_р_жер;
б) поб_дить;
в) изв_нить;
г) загр_мировать.

5. В каком слове пишется Я? а) Прист_жные воротники;
б) _довитый укус;
в) разр_дить морковь;
г) оч_рованный.

6. В каком ряду во всех словах пишется О? а) Нас_лить; подг_реть; з_рница;
б) подстр_чить; од_рить; сл_мать;
в) раскр_шить; заг_релый; ст_рожил сад;
г) акр_батический; обн_женный; р_стение.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? а) Уц_ненный, вып_чка, поб_лить;
б) перел_жить, з_ря, перег_рать;
в) бл_стящий, подн_мать, прим_рять друзей.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? а) Изв_нить, позв_нить, р_стительность;
б) р_систое утро, запр_щенный, ш_птать;
в) ор_шение, пр_фессия, см_рение.

9. Найдите слово с орфографической ошибкой. а) Развевается сюжет;
б) чистота помещений;
в) увядание природы;
г) поласкать котенка.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной. а) Хру_кий лед;
б) ме_кий стрелок;
в) мелкая изморо_ь;
г) громоз_кий предмет.

11. В каком слове нет удвоенной согласной? а) Тер_итория;
б) ил_юминация;
в) дискус_ия;
г) гале_рея.

4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.

1.

I. Найдите слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак:

1) встречаеш... рассвет;

2) золотая рож...;

3) пойти проч...;

4) назнач..те дежурного;

5) выйти замуж... .

II. Укажите слово, в суффиксе которого под ударением пишется Е.-

1) рубаш...нка;

2) еж...вый;

3) суч...к.

4) заворож...нный;

5) свеж...;

III. Найдите причастие, а котором пишется суффикс -ЯЩ-:

1) бор...щийся с волнами;

2) колебл...щнйся туман;

3) хорошо вид...щий.

4) дремл...щий тростник:

5) стел...щийся туман;

IV. Укажите слово, которыое пишутся через дефис:

1) поступить (по) моему;

2) слышал где (то);

3) посмотри (ка);

4) (по) боевому пути;

5) (по) иному решению;

6) брать (по) немногу.

V. Найдите слово, в которых пишутся две буквы Н:

1) поступил обдума...о;

2) серебр...ый иней;

3) продума...ое название;

4) лакирова...ые туфли;

5) дитя напуга...о;

6) выставка организова...а спонсорами.

VI. Найдите слова, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:

1) (в) начале года;

2) поступил так (же), как отец;

3) (во) время предупредил;

4) что (бы) поесть на завтрак?

5) (нежданно) негаданно;

VII. В каких словосочетаниях НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) ещё (не) убранные поля;

2) (не) исправленная ошибка;

3) (не) солёный суп;

4) (не) приятное впечатление;

5) вовсе (не) интерсно рассказывал;

VIII. В каком предложении на месте точек пишется Е?

1. Как н... старался, не мог взять высоту.

2. Куда н... посмотрю, всюду море.

3. Он н... разу не был в Москве.

4. Петя н... мог н... приехать на торжества.

2.

  1. Найдите слово с ударением на ВТОРОМ слоге:

1) средства; 2) километр; 3) красивее; 4) мельком.

  1. В каком случае НЕТ ошибки в образовании и употреблении слов?

1) благодаря обилию снега; 3) написал красивше;

2) наперекор обычая; 4) пришёл со школы поздно.

  1. Найдите НЕВЕРНЫЕ утверждения:

1. Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2. Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и дру­гие отношения.

3. Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5. Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

  1. Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков подчёркнутых слов:

1) крича друг другу — наречие;

2) идти впереди колонны — предлог;

3) сделать побольше — прилагательное в сравнительной степени;

4) летучий газ — причастие;

5) поднятая тряпка — причастие;

6) в продолжение лета — имя существительное.

V. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:

1) удивляя; 2) издавна; 3) подчёркивая; 4) распустил.

Часть 2

I. Найдите слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак:

1) теч... в лодке; 3) нестись вскач...; 5) много задач... .

2) умчаться проч...; 4) разжеч... костёр;

II. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) реч...нка; 2)ещ...; 3) окруж...н; 4) холщ.-.вый; 5) луж...к.

III. Найдите причастие, в котором пишется суффикс -ЮЩ-:

1) кле...щие коробку; 3) леч...щий врач; 5) кол...щие дрова.

2) стро...щийся дом; 4) жал...щие осы;

IV. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по) другому пути; 4) (по) осеннему хмурое небо;

2) бывал (кое) где; 5) относиться (по) внимательнее;

3) скажи (ка) об этом; 6) заметил (ли) он.

V. Найдите слова, в которых пишется одна буква Н-

1) слушал сосредоточе...о; 4) писа...ая красавица;

2) девочка умна и воспита...а; 5) игрушка слома...а малышом;

3) уставле...а вазами; 6) маринова...ые огурцы.

VI. Найдите слова, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:

1) (в) следствие сильных дождей; 4) мог рассказать то (же) самое;

2) подняться (в) верх; 5) шёл, (не) смотря по сторонам.

3) повесил (на) конец мачты;

VII. В каких словосочетаниях НЕ пишется СЛИТНО?

1) мусор (не) убран; 4) (не) завершённая, а начатая работа;

2) (не) скошенная трава; 5) написано ничуть (не) аккуратно;

3) (не) варёные овощи; 6) (не) решённая задача по химии.

VIII. В каком предложении на месте точек пишется И?

1. Кто н... смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

2. Когда н... придёшь к подруге, она болтает по телефону.

3. Отроду н... выезжал он на охоту без Дубровского.

4. Н... раз выходил он победителем из боя.

3.

I. Найдите слово с ударением на ПЕРВОМ слоге:

1) звонит; 2) прибывший; 3) начавший; 4) средства.

II. В каком случае НЕТ ошибки в образовании и употреблении слов?

1) согласно приказа; 3) река ширше пруда;

2) вопреки предсказанию; 4) обратно забыл тетрадь дома.

III. Найдите НЕВЕРНЫЕ утверждения:

1. Предлоги делятся на производные и непроизводные. 2- Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

3. Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.

4. Наречие всегда относится к глаголу.

5. Частицы служат для связи слов в предложении.

IV. Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) шли, НЕСМОТРЯ на непогоду — деепричастие;

2) КАК ТОЛЬКО утихло — наречие;

3) В ТЕЧЕНИЕ часа — имя существительное;

4) лежит ВДОЛЬ дороги — предлог;

5) работать ВСЛЕПУЮ — имя прилагательное;

6) СЫПУЧИЙ песок — имя прилагательное.

V. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:

1) раздаваться; 3) исписался;

2) (холодно) по-зимнему; 4) (крикнул) испуганно.

Часть 2

I. Найдите словосочетания с главным словом ПРИЧАСТИЕМ:

1) читающий книгу; 2) с развевающимися знаменами; 3) колеблющиеся ветки деревьев;

4) распустившиеся листья клёна; 5) прочитанная мною; 6) ещё не растаявший снег.

II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2. С деревьев, окутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

3. С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.

4. Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.

III. Найдите сложносочинённое предложение (знаки препинания не проставлены):

1. Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.

2. Навещу дедушку если не летом то ранней весной.

3. Выражение не то чтобы жалости а мучительной озабоченности появилось у не­го на лице.

4. Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.

Часть III

I. Найдите словосочетания с главным словом ПРИЧАСТИЕМ:

1) подписанная работа по математике; 4) дремлющий высокий камыш;

2) освещенный солнцем луг; 5) готовящие выступление;

3) связанная верёвкой сумка; 6) пенящиеся морские волны.

II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1. Светилась, падая, ракета.

2. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

3. На площади, получившей в начале XIX века название Марсово Поле проходили военные парады и смотры войск.

4. Замедляя ход, к станции подошёл поезд.

III. Найдите сложносочинённое предложение (знаки препинания не проставлены):

1. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

2. В небе первые звёзды повисли в окнах тоже горят огоньки.

3. А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

4. Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.
  1   2   3   4   5   6   7   8