|
Протокол №1 от 2012г. Руководитель шмо шакенко Т. Н. Заседание мс мбоу «сош №8» Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рассмотрено:
| Принято:
| Утверждаю:
| Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от « ___»________ 2012г.
Руководитель ШМО Шакенко Т.Н._________
| Заседание МС
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от «__» _________2012г.
Зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ №8» Ощепкова Л.И. _________
| приказ № ___
от «___» ________ 2012г.
Директор
МБОУ «СОШ №8»
Ярцева Л.Н. ___________ печать
|
Рабочая программа
на 2012 - 13 учебный год
«Геометрия»
для обучающихся 7 класса
базового уровня
Образовательная область: математика
Автор разработки:
Шакенко Татьяна Николаевна
- учитель математики МБОУ «СОШ№8»
г. Братск
2012г. Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка.
Содержание тем учебного курса.
Календарно - тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Перечень учебно – методического обеспечения.
Список литературы.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта образовательной области «Математика».
За основу данной программы взяты:
Геометрия. 7-9 классы : программы общеобразоват. учреждений / [сборник : сост. Т.А. Бурмистрова]. - М. : Просвещение, 2008. – 127 с.
Учебник: Геометрия. 7 - 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. –21-е изд. - М. : Просвещение, 2011. 384 с. : ил.
учебный план МБОУ «СОШ № 8» на 2012-13 учебный год.
В базисном учебном плане МБОУ «СОШ №8», образовательная область «Математика», на базовом уровне федерального компонента выделено 2 часа в неделю.
Количество часов на 1 полугодие: 32 часов
Количество часов на 2 полугодие: 36 часов
Количество всего часов по программе: 68 часа
Тематическое планирование курса «Геометрия»
7 класс (2 часа в неделю)
№п/п
| Название раздела
| Количество часов
| Теория
| Контрольные работы
| Всего
| 1
| Начальные геометрические сведения
| 9
| 1
| 10
| 2
| Треугольники
| 16
| 1
| 17
| 3
| Параллельные прямые
| 12
| 1
| 13
| 4
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 16
| 2
| 18
| 5
| Повторение
| 9
| 1
| 10
| Всего:
| 62
| 6
| 68
|
Цели обучения геометрии в 7 классе определены следующим образом:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений;
развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.
В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
Практико -ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.
методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
Содержание тем учебного курса.
Учебник «Геометрия, 7–9», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кодомцев и др.
Курс геометрии 7 класса включает в себя главы 1, 2, 3, 4 рассматриваемого учебника.
Глава 1. Начальные геометрические сведения. 10ч
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
. Глава 2. Треугольники.17ч
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы Угра, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
Глава 3. Параллельные прямые. 13ч
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.18ч
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
Календарно - тематическое планирование.
Геометрия, 7 класс.
Учебник: автор Атанасян Л. С. 2 ч. в неделю.
Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
|
| Глава I. Начальные геометрические сведения.
| 10
| К/р №1 «Начальные геометрические сведения»
| Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, ввести понятие равенства фигур.
| Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
|
|
| № урока
| № пункта
| ТЕМА
| Планируемая дата проведения
| Дата проведения
|
|
|
| 1,2
| Прямая и отрезок
|
|
|
|
|
| 3,4
| Луч и угол
|
|
|
|
|
| 5,6
| Сравнение отрезков и углов
|
|
|
|
|
| 7,8
| Измерение отрезков
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Измерение отрезков»
|
|
|
|
|
| 9,10
| Измерение углов
|
|
|
|
|
| 11
| Смежные и вертикальные углы
|
|
|
|
|
| 12
| Перпендикулярные прямые
|
|
|
|
|
|
| Решение задач. Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
|
| К/р №1 «Начальные геометрические сведения»
|
|
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
|
| Глава II. Треугольник
| 17
| К/р №2 «Треугольник»
| Ввести понятие теоремы, выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков, ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
| Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Окружность. Задачи на построение.
|
|
|
| 14
| РНО. Треугольник.
|
|
|
|
|
| 15
| Первый признак равенства треугольников
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»
|
|
|
|
|
| 17
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
|
|
|
|
|
| 18
| Свойства равнобедренного треугольника.
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»
|
|
|
|
|
| 19
| Второй признак равенства треугольников
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»
|
|
|
|
|
| 20
| Третий признак равенства треугольников
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
|
|
|
|
|
| 21
| Окружность.
|
|
|
|
|
| 22,23
| Примеры задач на построение.
|
|
|
|
|
| 22,23
| Решение задач на построение.
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
|
|
|
|
|
|
| Решение задач на построение.
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
|
| К/р №2 «Треугольник»
|
|
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
|
|
| Глава III. Параллельные прямые
| 13
| К/р №3 «Параллельные прямые»
| Ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
| Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых
|
|
|
| 24,25
| РНО. Признаки параллельности прямых
|
|
|
|
|
| 24,25
| Признаки параллельности прямых
|
|
|
|
|
| 26
| Практические способы построения параллельности прямых
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»
|
|
|
|
|
| 27,28
| Аксиома параллельных прямых
|
|
|
|
|
| 29
| Свойства параллельных прямых
|
|
|
|
|
| 29
| Свойства параллельных прямых
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
|
|
| К/р №3 «Параллельные прямые»
|
|
|
|
| Анализ к/р.
|
|
| Название темы
| Всего
часов
| Контрольные работы (тема)
| Цель темы
| Основные понятия темы
| Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 18
| К/р №4 «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
К/р № 5 «Прямоугольный треугольник»
| Рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольника.
| Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам.
|
| 30,31
| Сумма углов треугольника.
|
|
|
| 30,31
| Сумма углов треугольника.
|
|
|
| 32
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
|
|
|
| 32
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
|
|
|
| 33
| Неравенство треугольника.
|
|
|
|
| К/р №4 «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
|
|
|
| 34
| РНО. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.
|
|
|
| 34
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.
|
|
|
|
| Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника.
|
|
|
| 35
| Признаки равенства прямоугольных треугольников.
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
|
|
|
| 37
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
|
|
|
| 38
| Построение треугольника по трём элементам.
|
|
|
| 38
| Построение треугольника по трём элементам.
|
|
|
|
| Решение задач «Прямоугольный треугольник»
|
|
|
|
| Решение задач «Прямоугольный треугольник»
|
|
|
|
| Подготовка к к/р.
|
|
|
|
| К/р № 5 «Прямоугольный треугольник»
|
|
|
|
| Повторение(10ч)
|
|
|
|
| Повторение по теме «Начальные геометрические сведения»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Треугольник»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Треугольник»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Задачи на построение»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
| Повторение по теме «Параллельные прямые»
|
|
|
|
| К/р № 6 «Итоговая к/р за курс геометрии 7 класса »
|
|
| Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
Глава 2. Треугольники.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
Глава 3. Параллельные прямые.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
График проведения контрольных работ
по геометрии
Предмет
| Учитель
ФИО
| Наименование контрольных работ
| Дата
| Геометрия
7 класс
| Шакенко Т.Н.
| Контрольная работа № 1
по теме «Начальные геометрические сведения»
|
| Контрольная работа № 2
по теме «Треугольник»
|
| Контрольная работа № 3
по теме «Параллельные прямые»
|
| Контрольная работа № 4
по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
|
| Контрольная работа № 5
по теме «Прямоугольный треугольник»
|
| Контрольная работа № 6
«Итоговая к/р за курс геометрии 7 класса »
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения.
Тесты и самостоятельные работы по темам:
Начальные геометрические сведения .
| | | Соотношения между сторонами и углами треугольника.
| На повторение курса геометрии за 7 класс.
| Текстовые контрольные работы :
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
| Контрольная работа № 2 по теме «Треугольник»
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
| Контрольная работа № 4 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
| Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник»
| Контрольная работа № 6 «Итоговая к/р за курс геометрии 7 класса »
|
Список литературы.
Литература для учителя:
Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с.
Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. )
Дидактические материалы о геометрии 7 кл. под редакцией Зива Б.Г.;
Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
«Дидактические карточки – задания по геометрии 7 класс» Т.М.Мищенко
«Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 7 класс» А.В. Фарков
Литература для ученика: 1. Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
2. Дидактические материалы о геометрии 7 кл. под редакцией Зива Б.Г.;
3. Энциклопедия по геометрии;
4 . “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь Формы и средства контроля
Из программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. ) |
|
|