|
Протокол №1 /Гилязова И. Р./ /Амирханов Р. Г «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 1
_________ /Флюрова В.М./ МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш с. Чекмагуш
Протокол № 1 ________/Гилязова И. Р./ ________ /Амирханов Р. Г. /
от «26» августа 2014 г. от «___» ______________ 2014 г. Приказ № 33/2
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 с. Чекмагуш
Саетовой Алии Фаиловны по геометрии 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от « 27 » августа 2014 г.
Рабочая программа
к учебнику «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С. и др., 9 класс ,
2 часа в неделю
Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы УМК по предмету «Геометрия 9 класс», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 37-39) Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Количество учебных часов:
В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 4
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел
| Количество часов в примерной программе
| Количество часов в рабочей программе
| Вводное повторение
| 2
| 2
| 9,10. Векторы. Метод координат.
| 20
| 18
| 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
| 12
| 13
| 12. Длина окружности и площадь круга.
| 12
| 12
| 13. Движения.
| 12
| 9
| 14. Об аксиомах геометрии.
| 2
| 2
| 15. Повторение
| 8
| 12
|
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, ИКТ.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Тематическое и поурочное планирование по геометрии.
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
прове-дения
| Оборудо-вание
| Отметка
о выпол-нении
| 1
| Повторение. Четырехугольник. Площадь.
| 1
|
| 1,
главы\/,\/I
|
| 2
| Повторение. Подобные треугольники. Окружность.
| 1
|
| 1,главы
\/II,\/III
|
|
| ВЕКТОРЫ
| 8
|
|
|
| 3
| Понятие вектора
| 1
|
| 1, п.76
|
| 4
| Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.
| 1
|
| 1, п.77, п. 78
|
| 5
| Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
| 1
|
| 1, п.79, п. 80
|
| 6
| Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.
| 1
|
| 1, п.81, п. 82
|
| 7
| Сложение и вычитание векторов. Решение задач
| 1
|
| 1, п.п. 79-82
|
| 8
| Произведение вектора на число
| 1
|
| 1, п. 83
|
| 9
| Применение векторов к решению задач
| 1
|
| 1. п.84
|
| 10
| Средняя линия трапеции
| 1
|
| 1, п. 85
|
|
| МЕТОД КООРДИНАТ
| 10
|
|
|
| 11
| Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам
| 1
|
| 1, п.86
|
| 12
| Координаты вектора
| 1
|
| 1, п.87
|
| 13
| Контрольная работа №1 «Векторы. Координаты вектора»
| 1
|
|
|
| 14
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
| 1
|
| 1, п.88
|
| 15
| Простейшие задачи в координатах
| 1
|
| 1, п.89
|
| 16
| Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.
| 1
|
| 1, п.90-91
|
| 17
| Уравнение прямой
| 1
|
| 1, п.92
|
| 18
| Использование уравнений окружности и прямой при решении задач
| 1
|
| 1, п.90-92
|
| 19
| Решение задач на метод координат
| 1
|
| 1, п.86-89
|
| 20
| Решение задач на уравнение прямой и окружности
| 1
|
| 1, п.90-92
|
|
| СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ
| 13
|
|
|
| 21
| Синус, косинус и тангенс угла.
| 1
|
| 1, п.93
|
| 22
| Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения
| 1
|
| 1, п.94
|
| 23
| Формулы для вычисления координат точки
| 1
|
| 1, п.95
|
| № урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
прове-дения
| Оборудо-вание
| Отметка
о выпол-нении
| 24
| Теорема о площади треугольника. Теорема синусов
| 1
|
| 1, п.96, п.97
|
| 25
| Теорема косинусов
| 1
|
| 1, п.98
|
| 26
| Решение треугольников
| 1
|
| 1, п.99
|
| 27
| Измерительные работы на местности
| 1
|
| 1, п.100
|
| 28
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
| 1
|
| 1, п.101, п.102
|
| 29
| Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов
| 1
|
| 1, п.103, п.104
|
| 30
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач.
| 1
|
| 1, п.101-104
|
| 31
| Задачи на решение треугольников
| 1
|
| 1, п.96-99
|
| 32
| Применение метода координат к решению задач
| 1
|
| 1, п.п. 88-89
|
| 33
| Контрольная работа №2 «Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
| 1
|
| 1, п.93-104
|
|
| ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА
| 12
|
|
|
| 34
| Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника
| 1
|
| 1,п.105-106
|
| 35
| Окружность, вписанная в правильный многоугольник
| 1
|
| 1,п.107
|
| 36
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
| 1
|
| 1,п.108
|
| 37
| Построение правильных многоугольников
| 1
|
| 1,п.109
|
| 38
| Длина окружности
| 1
|
| 1,п.110
|
| 39
| Площадь круга
| 1
|
| 1,п.111
|
| 40
| Площадь кругового сектора
| 1
|
| 1,п.112
|
| 41
| Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач
| 1
|
| 1,п.110-112
|
| 42
| Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника
| 1
|
| 1,п.108
|
| 43
| Задачи на формулу длины окружности
| 1
|
| 1,п.110
|
| 44
| Задачи на формулы площади круга и площади кругового сектора
| 1
|
| 1,п.111-112
|
| 45
| Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»
| 1
|
| 1,п.105-112
|
|
| ДВИЖЕНИЯ
| 9
|
|
|
| 46
| Отображение плоскости на себя
| 1
|
| 1, п.113
|
| 47
| Понятие движения
| 1
|
| 1, п.114
|
| № урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
прове-дения
| Оборудо-вание
| Отметка
о выпол-нении
| 48
| Решение задач на понятие движения
| 1
|
| 1, п.113-114
|
| 49
| Параллельный перенос
| 1
|
| 1, п.116
|
| 50
| Поворот
| 1
|
| 1, п.117
|
| 51
| Решение задач на параллельный перенос и поворот
| 1
|
| 1, п.116-117
|
| 52
| Задачи на построение симметричных фигур
| 1
|
| 1, п.113
|
| 53
| Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота
| 1
|
| 1, п.116-117
|
| 54
| Контрольная работа №4 «Движения»
| 1
|
| 1, п.113-117
|
|
| Аксиомы планиметрии
| 2
|
|
|
| 55
| Об аксиомах планиметрии
| 1
|
| 1,
прилож. 1
|
| 56
| Некоторые сведения о развитии геометрии
| 1
|
| 1,
прилож. 3
|
|
| Повторение.
| 12
|
|
|
| 57
| Повторение. Признаки равенства треугольников
| 1
|
| 1,
Глава 2
|
| 58
| Повторение. Признаки подобия треугольников
| 1
|
| 1,
Глава 7
|
| 59
| Повторение. Виды треугольников. Площадь треугольника. Теорема Пифагора
| 1
|
| 1,
Глава 2,4
|
| 60
| Повторение. Четырёхугольники.
| 1
|
| 1,
Глава5
|
| 61
| Повторение. Четырёхугольники.
| 1
|
| 1,
Глава5
|
| 62
| Повторение. Правильные многоугольники
| 1
|
| 1,
Глава 12
|
| 63
| Повторение. Окружность
| 1
|
| 1,
Глава 8,12
|
| 64
| Повторение. Углы
| 1
|
| 1,
Глава 1,3,8
|
| 65
| Повторение. Векторы
| 1
|
| 1,
Глава 9
|
| 66
| Повторение. Метод координат
| 1
|
| 1,
Глава 10
|
| 67
| Повторение. Метод координат
| 1
|
| 1,
Глава 10
|
| 68
| Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 1
|
| 1,
Глава 4,11
|
|
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010 - 2012.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
|
|
|