|
Протокол № Утверждено приказом мбоу сош №42 № от 2013 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42 г. Липецка
Рассмотрено
на заседании МО учителей
математики, физики, информатики
от ______________ протокол № _
|
| Утверждено
приказом МБОУ СОШ №42
№___ от «___»_______2013
|
Рабочая учебная программа по геометрии (базовый уровень)
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения) среднее (полное) общее образование, 11А,Б классы
(ступень образования/класс) 2013-2014 учебный год
(срок реализации программы) Составлена на основе авторской программы по геометрии Л. С. Атанасяна и др., с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике.
(наименование программы)
Программу составила учитель математики Абрамова Ольга Алексеевна
Липецк 2013г. Пояснительная записка 1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа по геометрии для 11А,Б классов разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (в ред. от 12.11.2012г.) «Об образовании»;
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427); Приказа Министерства образования РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Примерной Программы среднего (полного) общего образования по математике ( учебный комплект по геометрии для 10-11 классов, авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение, 2010г).);
Образовательной программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования МБОУ СОШ № 42 г.Липецка на 2013-2014 учебный год;
Учебного плана 11-х классов МБОУ СОШ №42 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.
2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по геометрии для 11А класса составлена на основе авторской программы по геометрии для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадымцева и др. (М.: Просвещение, 2010). 3. Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике базового уровня (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к математической подготовке учащихся). Книга написана в соответствии с действующей программой для общеобразовательной школы, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ и входит в Федеральный комплект учебников.
Учебник дает цельное и полное представление о школьном курсе стереометрии, который базируется на сочетании наглядности и логической строгости. Теоретический материал в учебнике изложен доступно для большинства обучающихся. Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с книгой.
Важная роль при изучении стереометрии отводится задачам. Учебник содержит большое количество разнообразных по трудности задач, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Учитывая изменения в содержательной части ЕГЭ (4 геометрические задачи в 1 части и 2 задачи - во 2 части), решение при изучении курса большого количества задач поможет старшеклассникам лучше подготовиться к ЕГЭ.
Учебник является частью учебно-методического комплекта:
№ п/п
| Авторы, название пособия
| 1.
| Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни.
| 2.
| Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса.
| 3.
| В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия. Рабочая тетрадь. 11 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
| 4.
| С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя.
|
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся. 4. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
изучение свойств пространственных тел;
формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской – изменено количество часов на изучение отдельных разделов и тем (за основу взято авторское планирование для базового уровня – 1,5 ч. в неделю и добавлено необходимое количество часов на изучение тем курса, запланированы часы на решение тематических тестовых заданий ЕГЭ):
№п/п
| Раздел
| Количество часов в авторской программе
(1,5 ч в неделю, всего 51 ч)
| Количество часов в рабочей программе
(2 ч в неделю, всего 68 ч)
| Примечание
| 1.
| Векторы в пространстве
| 6
| 7
|
| 2.
| Метод координат в пространстве.
| 11
| 13
|
| 3.
| Цилиндр, конус, шар
| 13
| 16
|
| 4.
| Объемы тел
| 15
| 17
|
| 5.
| Обобщающее повторение.
| 6
| 15
|
| Итого
| 51
| 68
|
| При разработке рабочей программы учитывался уровень подготовленности классов. 6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Место предмета «Геометрия» в учебном плане МБОУ СОШ № 42 г.Липецка определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по геометрии, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета. 7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 63 часа (из расчета 2 часов в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №42 г. Липецка на 2013-2014 учебный год (увеличены часы за счет школьного компонента на базовом уровне), Годовым календарным учебным графиком). Плановых контрольных уроков – 3. Содержание рабочей программы
Содержание курса геометрии 11 класса включает следующие тематические блоки:
№ п/п
| Содержание
| Количество часов
| 1.
| Векторы в пространстве
| 7
| 2.
| Метод координат в пространстве.
| 13
| 3.
| Цилиндр, конус, шар
| 16
| 4.
| Объемы тел
| 17
| 5.
| Обобщающее повторение.
| 15
|
1. Векторы в пространстве (7 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам. 2. Метод координат в пространстве. Движения (13 ч.)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости. 3. Цилиндр, конус, шар (16 ч.)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников. 4. Объемы тел (17 ч.)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
5. Обобщающее повторение (15 ч.)
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии. 8. Виды и формы контроля:
-устный опрос;
-математический диктант;
-самостоятельная работа;
-контрольная работа;
- зачёт;
- тест. 9. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все школьники, изучавшие геометрию на базовом уровне, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс средней школы.
Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
10. Литература и средства обучения
Для учителя :
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М., Просвещение, 2010.
Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.– 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
Геометрия в таблицах и схемах / Н. П. Евдокимова. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2005.
Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
ЕГЭ-2013. Математика: тематический сборник заданий / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
Для обучающихся :
Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.
2. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 11 класс / Сост. А.Л.Семенова,И.В.Ященко М.: Экзамен, 2013.
3. Математика. Типовые тестовые задания: 11 класс / Сост. Ф.Ф. Лысенко. М.: ЛЕГИОН, 2013.
Календарно-тематический план (11А)
№ урока
Номер
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
прохождения темы
|
Причина корректировки
|
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
| по плану
| фактически
| Глава 4. Векторы в пространстве (7 часов)
|
|
| 1
| Понятие вектора. Равенство векторов
| 1
| 03.09.
|
|
|
| 2
| Сложение и вычитание векторов
| 1
| 05.09.
|
|
|
| 3
| Умножение вектора на число
| 1
| 10.09.
|
|
|
| 4
| Действия над векторами
| 1
| 12.09.
|
|
|
| 5
| Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
| 1
| 17.09.
|
|
|
| 6
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
| 1
| 19.09.
|
|
|
| 7
| Векторы в пространстве. Повторение теории и решение задач
| 1
| 24.09.
|
|
|
| Глава 5. Метод координат в пространстве (13 часов)
|
|
| 8
| Прямоугольная система координат в пространстве.
| 1
| 26.09.
|
|
|
| 9
| Координаты вектора
| 1
| 01.10.
|
|
|
| 10
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| 1
| 03.10.
|
|
|
| 11-13
| Простейшие задачи в координатах.
Тестовые задания В3.
| 3
| 08.10.
15.10.
17.10.
|
|
|
| 14
| Самостоятельная работа по теме «Координаты точки и координаты вектора».
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Тестовые задания В3.
| 1
| 22.10.
|
|
|
| 15
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Тестовые задания В3.
| 1
| 24.10.
|
|
|
| 16
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| 1
| 29.10.
|
|
|
| 17
| Самостоятельная работа по теме «Скалярное произведение векторов». Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
| 1
| 31.10.
|
|
|
| 18
| Центральная симметрия. Осевая симметрия.
| 1
| 05.11.
|
|
|
| 19
| Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Тестовые задания В3
| 1
| 07.11.
|
|
|
| 20
| Контрольная работа по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения»
| 1
| 12.11.
|
|
|
| Глава 6. Цилиндр, конус и шар (16 часов)
|
|
| 21
| Анализ контрольной работы.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.
| 1
| 14.11.
|
|
|
| 22-23
| Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра».
Тестовые задания В9.
| 2
| 19.11.
26.11.
|
|
|
| 24
| Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.
Тестовые задания В9.
| 1
| 28.11.
|
|
|
| 25
| Усеченный конус. Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса».
Тестовые задания В9.
| 1
| 03.12.
|
|
|
| 26
| Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус».
Тестовые задания В9.
| 1
| 05.12.
|
|
|
| 27
| Сфера и шар. Уравнение сферы
| 1
| 10.12.
|
|
|
| 28
| Сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости
| 1
| 12.12.
|
|
|
| 29
| Самостоятельная работа по теме «Сфера. Уравнение сферы». Касательная плоскость к сфере.
| 1
| 17.12.
|
|
|
| 30
| Площадь сферы
| 1
| 19.12.
|
|
|
| 31-34
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар.
Тестовые задания В9.
| 4
| 24.12.
26.12.
09.01.
14.01.
|
|
|
| 35
| Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус и шар»
| 1
| 16.01.
|
|
|
| 36
| Анализ контрольной работы. Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
| 1
| 21.01.
|
|
|
| Глава 7. Объемы тел (17 часов)
|
|
| 37
| Понятие объема.
| 1
| 23.01.
|
|
|
| 38-39
| Объем прямоугольного параллелепипеда. С.р.
| 2
| 28.01.
30.01.
|
|
|
| 40-41
| Объем прямой призмы. Объем цилиндра. С.р. Тестовые задания В11.
| 2
| 04.02.
06.02.
|
|
|
| 42
| Вычисление объемов тел с помощью определенных интегралов.
| 1
| 11.02.
|
|
|
| 43
| Объем наклонной призмы
| 1
| 18.02.
|
|
|
| 44-45
| Объем пирамиды. С.р. Тестовые задания В11.
| 2
| 20.02.
25.02.
|
|
|
| 46-47
| Объем конуса. С.р. Тестовые задания В11.
| 2
| 27.02.
04.03.
|
|
|
| 48
| Объем шара.
| 1
| 06.03.
|
|
|
| 49
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Тестовые задания В11.
| 1
| 11.03.
|
|
|
| 50-52
| Площадь сферы. С.р. Тестовые задания В11. Разные задачи на вычисление объемов тел. Тестовые задания В11.
| 3
| 13.03.
18.03
20.03.
|
|
|
| 53
| Контрольная работа по теме «Объемы тел»
| 1
| 25.03.
|
|
|
| Повторение (15 часов)
|
|
| 1.
| Взаимное расположение прямых и плоскостей. Многогранники. Тела вращения.
| 9
| 01.04.–24.04.
|
|
|
| 54-56
| Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Скрещивающиеся прямые. Угол между прямой и плоскостью, двугранный угол.
Тестовые задания С2.
| 3
| 01.04.
03.04.
08.04.
|
|
|
| 57-58
| Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей.
Тестовые задания В9.
| 2
| 10.04.
15.04.
|
|
|
| 59
| Цилиндр, конус и шар, площади поверхностей тел.
| 1
| 17.04.
|
|
|
| 60-61
| Объемы тел. Тестовые задания В11.
| 2
| 22.04.
24.04.
|
|
|
| 2.
| Решения задач ни комбинации тел
| 3
| 29.04.–08.05.
|
|
|
| 62
| Вписанные многогранники.
| 1
| 29.04.
|
|
|
| 63
| Описанные многогранники.
| 1
| 06.05.
|
|
|
| 64
| Решение задач на комбинации тел.
| 1
| 08.05.
|
|
|
| 65
| Итоговая контрольная работа
| 1
| 13.05.
|
|
|
| 66-68
| Анализ контрольной работы. Разные задачи.
Тестовые задания С2.
Тестовые задания С4.
| 3
| 15.05.
20.05
22.05
|
|
|
| |
|
|