|
Протокол № Приказ № от 2011г от 2011г Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО учителей Директор школы:
естественно-математического цикла ________ Н.Е. Гордиенкова
Протокол № _____ Приказ № ________
от «____»_____________ 2011г от «_____» _______________ 2011г
Руководитель ШМО
Рабочая программа
по информатике и ИКТ в 5 классе
МБОУ Грушевской ООШ
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Киреева Т.А.
Согласовано Принято на заседании
на методсовете педагогического совета
Протокол № _______ Протокол № _________
от «____» _________ 2011г от «____» _________ 2011г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Народное образование» №9 2006, федерального компонента государственного стандарта по информатике и ИКТ (сборник нормативных документов Информатика и ИКТ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев), требований к уровню подготовки учащихся.
Целью изучения курса информатики в 5 классе является:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Курс изучается по учебнику Л. Босова «Информатика 5» 2008г. На изучение данного курса по учебному плану выделяется 34 часа (1 час в неделю из вариативной части). В связи с особенностями годового календарного графика и расписанием уроков на 2011-2012 учебный год будет произведено уплотнение программного материала в количестве 2 часов ( по теме: «Обработка текстовой информации» 10/9, по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» 7/6)
Содержание программы
1.Информация и информационные процессы.
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации.
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Практические работы.
Знакомство с клавиатурой (клавиатурный тренажер)
Обработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь)
Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
2.Компьютер как универсальное устройства обработки информации.
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройство ввода информации, устройство вывода информации.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасности эксплуатации компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы.
4.Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
3.Обработка текстовой информации.
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Текстовый редактор: назначение и основные функции. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Калькулятор и его возможности.
Практические работы.
Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Знакомство с приёмами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
4.Обработка графической информации.
Интерфейс графических редакторов. Мультимедийные технологии.
Практические работы.
Знакомимся с инструментами графического редактора.
Начинаем рисовать.
Создаем комбинированные документы.
Работаем с графическими фрагментами.
Создаём анимацию на заданную тему.
Создаём анимацию на свободную тему.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий.
Учащиеся должны: Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
Различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации человека, в живой природе, обществе, технике;
Приводить примеры информационных носителей;
Иметь представление о способах кодирования информации;
Уметь кодировать и декодировать простейшие сообщение;
Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
Запускать программы из меню Пуск;
Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
Уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Учебно – организационные:
Ставить учебную задачу;
Понимать последовательность действий;
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
Оценивать свою деятельность и деятельность других;
Правильно оформлять и вести тетрадь.
Учебно – информационны:
Работать с учебником и дополнительной литературой;
Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
Осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
Учебно – коммуникативные:
Задавать уточняющие вопросы;
Слушать друг друга;
Распределять работу при совместной деятельности;
Участвовать в учебном диалоге;
Организовывать работу в группе.
Организация образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом.
Урок закрепления изученного.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Урок-подготовка к зачету.
Урок-зачет.
Обобщающий урок.
Контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Система оценивания.
Отметка «5» ставится, если работа выполнена полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны. Допущена одна или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках.
Отметка «3» ставится, если допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа (МБОУ Грушевская ООШ)
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО учителей Директор школы:
естественно-математического цикла _______ Н.Е.Гордиенкова
Протокол № _____ Приказ № ________
от «____» ___________ 2011г от «_____» __________2011г
Рук. ШМО _______
Тематическое планирование
по информатике в 5 классе
Грушевской ООШ
на 2011-2012 учебный год
Учитель: Киреева Т.А.
Согласовано Принято на заседании
на методсовете педагогического совета
Протокол № ______ Протокол № ______
от «____» _________2011г от «_____» _________2011г
Тематическое планирование учебного материала
№
| Темы раздела
| Кол-во ч.
| Содержание учебного материала
| Кол-во ч.
| Сроки прохождения
| Основные понятия
| контроль
| Темы уроков
| Теория
| Практика
| 1.
| Информация и информационные процессы
| 6ч
| 1. Понятие информации. Информация-Компьютер-Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Ставить учебную задачу;
Понимать последовательность действий;
2.Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.
Работать с учебником и дополнительной литературой
3.Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.
Оценивать свою деятельность и деятельность других
| 1. Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер. 2.Обработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь)
3.Запускаем программы. Основные элементы окна программы.
| 1ч
1ч
1ч
1ч 1ч
1ч
|
| информация, информационное общество
|
|
№
| Темы раздела
| Кол-во ч.
| Содержание учебного материала
| Кол-во ч.
| Сроки прохождения
| Основные понятия
| контроль
| Темы уроков
| Теория
| Практика
| 2.
| Информация и информационные процессы.
| 8ч
|
1.Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра(тренировка памяти).
Задавать уточняющие вопросы
2.Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
3.Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений
4.Кодирование информации.
5.Формы представления информации. Метод координат
6.Текст как форма представления информации. Логическая игра
7.Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой».
8.Наглядные формы представления информации.
Проверочная работа.
Слушать друг друга;
Распределять работу при совместной деятельности;
Участвовать в учебном диалоге;
Организовывать работу в группе.
|
|
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч 1ч 1ч 1ч
|
| кодирование информации, количество информации.
|
| №
| Темы раздела
| Кол-во ч.
| Содержание учебного материала
| Кол-во ч.
| Сроки прохождения
| Основные понятия
|
| Темы уроков
|
| Теория
| Практика
|
| 3.
| Обработка текстовой информации
| 10ч
|
1.Обработка информации.
2.Обработка текстовой информации.
3.Обработка текстовой информации.
4.Редактирование текста. Работа с фрагментами.
5.,Редактирование текста. Поиск информации.
6.Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
7.Форматирование – изменение формы представления информации.
8.Компьютерная графика
9.Инструменты графического редактора.
10.Проверочная работа. Обработка графической информации
Ставить учебную задачу;
Понимать последовательность действий;
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей
| Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Знакомство с приёмами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
|
1ч
1ч
1ч
1ч 1ч 1ч
1ч 1ч
1ч 1ч
|
| кодирование информации,
|
|
№
| Темы раздела
| Кол-во ч.
| Содержание учебного материала
| Кол-во ч.
| Сроки прохождения
| Основные понятия
| Темы уроков
| Теория
| Практика
| 4.
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
| 7ч
| 1.Обработка текстовой и графической информации.
2.Преобразование информации по заданным правилам. 3.Преобразование информации путем рассуждений.
4.Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»
5.Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»
6.Контрольная работа. Создание движущихся изображений.
7.Создание движущихся изображений.
Задавать уточняющие вопросы;
Слушать друг друга;
Распределять работу при совместной деятельности
| Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
| 1ч 1ч
1ч 1ч
1ч 1ч 1ч
|
|
|
№
| Темы раздела
| Кол-во ч.
| Содержание учебного материала
| Кол-во ч.
| Сроки прохождения
| Основные понятия
| Темы уроков
| Теория
| Практика
| 5.
| Обработка графической информации.
| 3ч
| 1.Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
2.Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Итоговый тест
Задавать уточняющие вопросы;
Слушать друг друга;
Распределять работу при совместной деятельности
| Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
| 1ч
1ч
1ч
|
|
|
Литература.
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадбев.-М.:Дрофа,2004.-59с.
Оценка качества по информатике А.А.Кузнецов и др. М.: Дрофа, 2001г
Информатика 5 Л. Босова. 2007-2010г
Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ Л.Босова. 2008 – 2010г
|
|
|