|
Протокол № от Жукова Т. А колбенова В. В “Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МОУ
________ Солдатова Л.Е.. МОУ Покровская ООШ Покровская ООШ
Протокол № _____от _________Жукова Т.А.. _______Колбенова В.В..
«___»___________20___г. «___» __________20___г. Приказ № ___от «___»______20__г.
Авторская программа по русскому языку
Для групповых и индивидуальных занятий
В 5 классе
«К пятёрке шаг за шагом» Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская основная общеобразовательная школа Солдатова Лариса Евгеньевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___от «__»________2011 г.
2011 – 2012 учебный год
Русский язык 5 класс
Авторская программа «К пятёрке шаг за шагом»
Учитель: Солдатова Лариса Евгеньевна.
Программа предназначена для индивидуально – групповых занятий, как для одарённых детей, так и для учеников, испытывающих определённые трудности в обучении.
Цель: пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности; готовить одарённых детей к олимпиадам по предмету; готовить к выпускным экзаменам в форме ГИА.
На занятия отводится 1 час в неделю.
Задачи: Ликвидировать пробелы знаний у учащихся; отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках.
Пояснительная записка.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в классах, особенно в 5-ом, легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребёнок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Индивидуальные и групповые занятия преследуют цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету и к успешной сдаче выпускного экзамена.
Программа включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья; развивал творческое мышление, интеллектуальные способности.
Дидактические принципы отбора содержания материала: научность; доступность; последовательность и системность изложения материала; преемственность и перспективность; связь теории с практикой; наглядность; целостность.
Требования к деятельности учащихся
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой, написания сочинения - рассуждения; уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; анализировать тексты; ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности. Тематическое планирование
№
| Тема
| К-во часов
| Творчество уч-ся
| 1.
| «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Словесные раскопки.
| 1
| Создание сообщений, компьютерных презентаций.
| 2
| Лексика. Увлекательное около нас. Как рождается слово?
Толковый словарь.
|
| Небольшие сообщения уч-ся
| 3
| Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. Фразеологический словарь.
| 1
| Защита своих проектов
| 4
| Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
| 1
| Выступление с сообщениями о пословицах и поговорках на одну тему у разных народов
| 5
| Этимология слова и «морфологическое чутьё».
| 1
| Работа со словарями
| 6
| Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.
| 1
| Работа в группах, защита своих проектов
| 7
| Состав слова и словообразование
Словообразовательное «древо»..
| 1
| Защита собственного словообразовательного «древа»
| 8
| Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов.
| 1
| Морфемный разбор
| 9
| Проверяемые гласные и согласные в корне слова.
| 1
| Игра «Четвёртый лишний»
| 10
| Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
| 1
|
| 11
| Чередования гласных в корнях слов.
|
| исследования
| 12
| Части речи. Род имён существительных.
Кто больше знает существительных общего рода?.
| 1
| Участие в конкурсе
| 13
| Прилагательные. Склонение.
| 1
| Образование форм прилагательных
| 14
| Наречие.
| 1
| Игра «Звёздный час»
| 15
| Имя числительное. «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных.
| 1
| Определение части речи
| 16
| Местоимения. Сложные слова с составной частью САМО-
| 1
| Защита проектов
| 17
| Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола.
| 1
| Создание видовых пар
| 18.
| Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Пословицы и поговорки с глаголами 2лица единственного числа.
| 1
| Создание своих текстов
| 19.
| Спряжение глаголов.
| 1
| Тренажёр «Фраза»
| 20.
| Синтаксис и пунктуация. Члены предложения.
| 1
| Разбор по членам предложения
| 21.
| Учимся ставить знаки препинания.
Прямая речь. Диалог.
| 1
| Исследование.
Тренажёр «Фраза»
| 22
| Учимся ставить знаки препинания.
Однородные члены, обобщающие слова, обращения.
| 1
| Исследование.
Тренажёр «Фраза»
|
| Работа с текстом.
| 12ч.
|
| 23
| Роль текста в жизни человека.
| 1
| сообщения
| 24
| Понятие о тексте.
| 1
| РТ
| 25
| Основные признаки текста.
| 1
| РТ
| 26
| Тема. Основная мысль текста. Эпиграф.
| 1
| РТ
| 27
| Опорные (ключевые)слова
| 1
| РТ
| 28
| План текста.
| 1
| РТ
| 29
| Абзац. Микротема текста.
| 1
| РТ
| 30
| Связь предложений в тексте.
| 1
| Защита своих текстов.
| 31
| Стили речи.
| 1
| РТ
| 32.
| Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов.
| 1
| Редактирование текста
| 33.
| Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления.
| 1
| Сообщения
| 34.
| Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора.
| 1
| Игра «Самый умный»
|
| ИТОГО:
| 34ч.
|
|
Литература для педагога
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
5. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 класс. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
6. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. Москва. Гуманитарный издательский центр. 1999г.
7. Е.П. Преображенская. Кружок русского языка в школе. Просвещение. 1966г.
Литература для учащихся
А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
Л.А. Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом или 50 интенсивных занятий с репетитором. Русский язык 5 класс», «Просвещение», 1997.
Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н. Василенко Рабочая тетрадь «Учимся писать сочинение – рассуждение 5-7 кл.» «Легион» 2009г.
|
|
|