|
Протокол № от 2015 г. Утверждаю Директор маоу оош г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор»)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
Согласовано на методическом объединении
учителей математики и информатики протокол №___от ________ 2015 г.
| Утверждаю
Директор МАОУ ООШ
г. Зеленоградска
(Прогимназия «Вектор»)
/_____________/ О. В. Белова /
«___»__________________2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
7 класс
учителя информатики
Коптевой Светланы Ивановны
г. Зеленоградск
2015-2016 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
| 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
| 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
|
| 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
|
| 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
| 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
| 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
|
| 8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32)
Устав МАОУ ООШ г. Зеленоградска (прогимназия «Вектор»)
Учебный план МАОУ ООШ г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор») на 2015 – 2016 учебный год
ООП ООО МАОУ ООШ г. Зеленоградска (Прогимназия «Вектор»)
Примерная рабочая программа для основной школы. Информатика.
Авторская программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов Л.Л. Босовой
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ
| 5
| Практических работ
| 14
|
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 7 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ- компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
• развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
• целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане основной школы информатика представлена в 7 классе в объеме 1 часа в неделю, реализуется за счет часов инвариативной части учебного плана. Курс является продолжением учебного курса «Информатика» в 5-6 классах и базируется на знаниях изученных ранее. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Информация и информационные процессы (7 часов)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (8 часов)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Тема 4. Обработка текстовой информации (8 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Тема 5. Мультимедиа (4 часа)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Количество часов
| Практических работ
| Проверочных работ
| 1
| Ведение
| 1
| -
| -
| 2
| Информация и информационные процессы
| 7
| -
| 1
| 3
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 8
| 5
| 1
| 4
| Обработка графической информации
| 4
| 1
| 1
| 5
| Обработка текстовой информации
| 8
| 6
| 1
| 6
| Мультимедиа
| 4
| 2
| -
| 7
| Итоговое повторение
| 3
| -
| 1
|
| Итого:
| 35
| 14
| 5
| 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тема 1. Информация и информационные процессы (7 часов)
| Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
| Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).
| Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (8 часов)
| Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
| Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
получать информацию о характеристиках компьютера;
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.
| Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)
| Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
| Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
| Тема 4. Обработка текстовой информации (8 часов)
| Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
| Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
выполнять коллективное создание текстового документа;
создавать гипертекстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
| Тема 5. Мультимедиа (4 часа)
| Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных
| Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
|
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Персональное рабочее место учителя: компьютер, интерактивная доска, проектор
Персональные компьютеры для учащихся (ноутбуки)
Учебно-методический комплект учителя:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013г
Набор цифровых образовательных ресурсов для 7 класса: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt7kl.php
Учебно-методический комплект ученика:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Раздел 1. Введение в информатику
Ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
Ученик получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Календарно-тематическое планирование 7 классы 2015-2016 учебный год
Номер урока
| Тема урока
| Дата план 7а
| Дата факт 7а
| Дата план 7б
| Дата план 7б
| 1.
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
|
|
|
|
| Тема Информация и информационные процессы
|
|
|
|
| 2.
| Информация и её свойства
|
|
|
|
| 3.
| Информационные процессы. Обработка информации
|
|
|
|
| 4.
| Информационные процессы. Хранение и передача информации
|
|
|
|
| 5.
| Всемирная паутина как информационное хранилище
|
|
|
|
| 6.
| Представление информации. Дискретная форма представления информации.
|
|
|
|
| 7.
| Единицы измерения информации
|
|
|
|
| 8.
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольная работа №1
|
|
|
|
| Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
|
|
|
|
| 9.
| Правила защиты от киберугроз
|
|
|
|
| 10.
| Основные компоненты компьютера и их функции
|
|
|
|
| 11.
| Программное обеспечение компьютера. Практическая работа №1
|
|
|
|
| 12.
| Системное программное обеспечение. Практическая работа №2
|
|
|
|
| 13.
| Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Практическая работа №3
|
|
|
|
| 14.
| Файлы и файловые структуры. Практическая работа №4
|
|
|
| 14.12
| 15.
| Пользовательский интерфейс. Практическая работа №5
|
|
|
| 14.12
| 16.
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2
|
|
|
|
| Тема Обработка графической информации
|
|
|
|
| 17.
| Формирование изображения на экране компьютера
|
|
|
|
| 18.
| Компьютерная графика
|
|
|
|
| 19.
| Создание графических изображений. Практическая работа №6
|
|
|
|
| 20.
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа
|
|
|
|
| Тема Обработка текстовой информации
|
|
|
|
| 21.
| Текстовые документы и технологии их создания
|
|
|
|
| 22.
| Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа №7
|
|
|
|
| 23.
| Прямое форматирование. Практическая работа №8 Стилевое форматирование. Практическая работа №9
|
|
|
|
| 24.
| Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа №10
|
|
|
|
| 25.
| Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
|
|
|
|
| 26.
| Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа №11
|
|
|
|
| 27.
| Оформление реферата "История вычислительной техники". Практическая работа №12
|
|
|
|
| 28.
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа.
|
|
|
|
| Тема Мультимедиа
|
|
|
|
| 29.
| Технология мультимедиа.
|
|
|
|
| 30.
| Компьютерные презентации. Практическая работа №13
|
|
|
|
| 31.
| Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №14
|
|
|
|
| 32.
| Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа
|
|
|
|
| Итоговое повторение
|
|
|
|
| 33.
| Основные понятия курса.
|
|
|
|
| 34.
| Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
| 35
| Резервное занятие
|
|
|
|
| |
|
|