Главная страница

Практико-ориентированное обучение, как основное условие ресоциализации (из опыта работы учителя математики Ухова В. И.)



Скачать 134.92 Kb.
НазваниеПрактико-ориентированное обучение, как основное условие ресоциализации (из опыта работы учителя математики Ухова В. И.)
Дата09.03.2016
Размер134.92 Kb.
ТипДокументы


Практико-ориентированное

обучение, как основное условие ресоциализации

(из опыта работы учителя математики Ухова В. И.)

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенале приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательной школе, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Использовать приобретённые знания и умения в практической жизни для:

-практических расчётов по формулам;

-построения и исследования простейших математических моделей;

-описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;

-решения геометрических, физических, экономических, юридических и других прикладных задач, в том числе задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений с применением аппарата математического анализа;

-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

-моделирования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объёмов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.

Педагогический принцип связи теории с практикой в школьном курсе математики решает следующие задачи:

- повышение интереса к математическому образованию, убеждение в целесообразности получения качественных математических знаний;

- формирование знаний об основных сферах деятельности, в которых применяется математика;

- формирование представлений о взаимовлиянии математики и других наук, теоретического и прикладного направлений математики;

- формирование знаний о математических методах, используемых в других науках, технике, производстве, быту;

- формирование умений применять математический аппарат к описанию и исследованию различных явлений, объектов и отношений;

- формирование умений иллюстрировать математические понятия, теории, методы, свойства и т.д. примерами из реальной действительности; интерпретировать математические задачи в терминах другой науки.

Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами. Большое значение имеет привлечение школьников к отыскиванию примеров применения знаний, полученных на уроках, в жизненных явлениях. Интерес учащихся вызывает самостоятельное составление задач на основе опубликованных в печати исходных данных. Д. Пойа говорил: “Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решать задачу, изобретенную им самим”.

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Я твердо уверен, что именно этому нужно учить в школе. Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят моих учеников к большим испытаниям в большой жизни. Они не спасуют, не уйдут в сторону, они выдержат! Как бы мне этого хотелось! И поэтому, сегодня урок для меня – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют.

Мы часто говорим: «Повторение – мать учения». Может быть, в этом и есть какая-то доля истины, но я все больше убеждаюсь, что главной помощницей в обучении является не повторение. Позднее, глядя на удивленно-восторженные лица своих учеников, я понял, что двигателем учения, особенно на уроках математики, является удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи – вот, что нужно для озарения. В математике они называются практико-ориентированными задачами. Звучит сухо и рационально, но именно они помогают жить, мечтать, удивляться разуму. Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, в которой раскрываются приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с её использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций, в решение практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности. К сожалению, их не так уж много в школьных учебниках, но, несомненно, за ними будущее.

Моя цель – формировать средствами математики необходимых человеку умений и навыков для полноценной жизни в современном обществе, к жизни на свободе. .

Исходя из цели, я определил следующие задачи:

- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;

- проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работ по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению;

- воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющую особую роль в общественном развитии;

- проанализировать результативность проведенной работы

В своей работе с учащимися наряду с инновационными методами обучения отвожу время и традиционным, таким как: словесным методам обучения. К ним относятся рассказ, лекция, беседа и др.

При использовании проблемно-поисковым методам обучения я использую такие приемы: создаю проблемную ситуацию (ставлю вопросы, предлагаю задачу, экспериментальное задание), организую коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов, выдвигаю готовое проблемное задание. Учащиеся , основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации .

Особое место в своей практике отвожу методу «мозгового штурма» - основной задачей этого метода является сбор как можно большего числа идей по какой-либо теме в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов и методам стимулирования учебной деятельности в процессе обучения. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднение в учебе Вот почему я подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступные для них задания, а затем у же переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью использую специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путём дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Слабоуспевающим школьникам даю карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организовываю путем поощрения промежуточных действий школьников, т.е. путем специального подбадривания их на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной нормально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменятся состоянием уверенности.

В своей практике применяю ряд правил стимулирования.

1) Опираться на желания. Чего хочет ученик?

2) Заставить учеников страстно чего-то пожелать. Пусть это будут поначалу даже желания, которые не совсем согласуются с моими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и я смог бы опереться на них. Сегодня желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем, поэтому я подталкиваю детей к нормальным человеческим желаниям, оформляю их смутные стремления в прагматические (деловые, жизненные) потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

3) Проявлять уважение к учащимся к их увлечениям, мнениям, оценкам.

4) Поощрять желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

5) Признавать достоинства. Развивать у учащегося все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств. Всегда предпочтительнее хвалить, чем хулить. Поэтому не скупиться на комплименты, признавать достоинства (даже не существующие), авансировать положительные сдвиги. Тогда у воспитанника будет больше возможностей стать лучше.

6) Одобрять успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе.

7) Сделать работу привлекательной. Сделать учебу привлекательной могут даже ошибки учащихся, точнее отношение к ним . Извлекать максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений» Действовать так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.

8) Хвалить, хвалить и еще раз хвалить. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию. Похвала плохо сделанного становится оскорблением и того, кто это сделал, и того, кто хвалит. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко говорить , за что «спасибо». Язык мимики и жеста тут очень важен.

9) Критиковать сопереживая. Использовать при этом:

  • подбадривающую критику («Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось»);

  • критику-надежду («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);

  • критику-похвалу («Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»);

  • критику-сопереживание («Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена...»);

  • критику-сожаление («Я очень сожалею, но должен сказать, что работа выполнена некачественно»);

  • критику-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноват не только ты...»).

10) Создавать хорошую репутацию своим ученикам. Создавать впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, действовать так, чтобы все, на что побуждаю своих учеников, казалось им нетрудным. Пусть они верят в собственные силы. Пусть они будут рады сделать все, что мы им предлагаем.

Несколько лет моей работы с использованием информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяют делать мои уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:

1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel.

В своей практике я применяю тренажеры, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Я в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.(тренажеры: «Действия с натуральными числами», «Решение уравнений», «Рисуем по координатам», «Графики

Тренажер «Графики функций» входит в состав комплекса «Математика 5-11» издательства «Дрофа» и предназначен для построения графиков различных функций и возможностью вывода их на печать.

2. Мультимедийные диски фирмы «1С», «Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефод ий».

Иллюстрированные учебники, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, разноуровневые вопросы и задачи, справочники и поисковая система мультимедийных дисков позволяют применять на уроке математики различные виды учебной деятельности:

3.Электронное издание «Стереометрия. Открытая математика», «Планиметрия», «Стереометрия» - позволяет изучать геометрические понятия, демонстрирует трехмерные модели многогранников, содержит тестовые и проверочные задания, иллюстрированный учебник, поисковую систему, методические комментарии для учителя.

4.«Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10-11 класс» позволяют учащимся самостоятельно разобрать материал, используя подсказки, звуковое сопровождение и текстовые справочники; провести самоконтроль; ликвидировать пробелы в освоении какой-либо темы.

Все электронные издания обеспечивают многовариативность представления информации - текст, графику, звук, видео и применяются на уроках математики как дополнительные учебники, позволяющие осуществлять подготовку к урокам, а также для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам.

5. Математические сайты сети Интернет.

- Математические этюды содержат занимательные научно-популярные рассказы о современных задачах математики и мультфильмы, которые я иногда применяю на уроках математики. (https:// www. etudes.ru)

- Множество методических новинок, большая медиатека, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают мне и моим ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайте https://math.ru

6. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office PowerPoint.

В процессе своей работы я широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний. Наглядное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Применение мультимедейных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Мною созданы, разработаны и используются электронные презентации по многим темам курса математики.

Продолжением и органическим соединением с тематикой уроков является воспитательная работа, которая включает систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Воспитательную работу с осужденными, прибывшими в воспитательную колонию, начинаю в карантинном отделении. На этом этапе основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условием отбывания наказания правилами внутреннего распорядка школы, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с осужденными;

  • оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;

  • формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии;

С воспитанниками , пребывающими в колонию акцентирую внимание на том, что их пребывание в колонии – явление временное, которое надо использовать разумно – подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию (в ВК имеется ПУ) и знания в школе, навыки в общения с людьми, научиться владеть собой. Знакомлю с судьбами бывших воспитанников, кто освободился и нашел свое место в жизни. В этот период провожу тестирование по основным учебным предметам и выявляю общий уровень развития воспитанника.

Я являюсь классным руководителем учащихся 8 класса. Работаю с ними третий год. И каждый год в сентябре первые классные часы провожу в виде тренингов и психологических игр, которые направлены на формирование и развитие умений, навыков и установок эффективного общения, уверенности в себе, создание атмосферы безопасности, доверия, открытости.

Полезные данные о психологическом состоянии учащихся дают такие методики как «Настоящее – прошлое – будущее» и «Я. Мы. Они» В первой из них воспитанникам предлагаю перечислить несколько событий из своей жизни, относящихся к настоящему времени, к прошлому и к предполагаемому будущему, во второй методике воспитанников прошу дать по несколько определений, которые могли бы служить ответом на вопросы «Кто Я (какой я)?», «Кто такие Мы (какие мы)?» и «Кто такие Они (какие они)?»

В дальнейшем в организации воспитательной работы особое внимание уделяю правовому воспитанию. В условиях ВК это как одно из основных направлений работы с ребятами. При работе с воспитанниками в данном направлении ставлю следующие задачи:

  • формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

  • формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;

  • изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;

  • воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.

«Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Самое страшное для человека – это превратиться в спящего, с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.» такими словами из книги В. А. Сухомлинского «Письма к сыну» я начинаю серию классных часов по этой книге.

Участие в ученическом самоуправлении – путь к сознательной дисциплине воспитанника. Интересную работу провожу с ребятами по выпуску общеколонийской газеты «ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА.». Ребята с удовольствием обрабатывают материал собранный корреспондентами из числа воспитанников, творчески подходят к оформлению страниц газеты. Сами готовят материал связанный с математикой: это и кроссворды, и логические задачи. Через газету проводим математические конкурсы в рамках недели математики, подводим итоги, поздравляем победителей и многое другое.

В нашей ВК большое внимание уделяется развитию художественной самодеятельности. Мы вместе готовимся к выступлениям на колонийские и школьные мероприятия, значимость которых очень велика. Во время репетиций среди ребят открываются такие таланты! Тут и художники, и поэты, и танцоры, и актеры, и певцы! А каким тонким чувством юмора обладают многие из них! Мальчишки сознают, что ни чем подобным до заключения не занимались, и даже не представляли, что в них были такие таланты. С энтузиазмом сочиняют песни, используя современные хиты, где высмеивают свои недостатки. Когда удается выступить успешно, ребята по настоящему счастливы, а это и есть оценка моего труда. Убежден, что лишь уважение к воспитанникам, вера в их духовные силы поможет им выпрямиться и одолеть то, что вчера еще казалось непосильным.