|
Протокол № от 2014г. Утверждено: Приказом № от Директор гбоу сощ №1 «ОЦ»
Согласовано:
На педагогическом совете
Протокол № ________ от ___________ 2014г.
| Утверждено:
Приказом №_______ от _________
Директор ГБОУ СОЩ № 1 «ОЦ»
с. Большая Глушица
___________ С.М. Уколова
Приказом №________ от __________
Руководитель СП – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
___________________ Л.Н. Соколова
| Дополнительная образовательная программа
по формированию элементарных математических представлений
«Маленькие знатоки»
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Енякина М.Н.
Пояснительная записка:
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.
Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Направленность программы:
Программа направлена на развитие познавательной активности детей.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем с математикой. В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.
Одним из путей развития математических способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Новизна программы состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша у дошкольников развивается логическое мышление.
Цель:
создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников
Задачи:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
1. Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда
2.Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов, размерами, цветом
3. Закрепление представлений о величине
4. Ознакомление с пространственными отношениями
Воспитательные: Отличительные особенности программы:
Деятельность представляет систему занимательных игр, с блоками Дьенеша, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Участники: дети 4 -5 лет
Срок обучения: программа программы рассчитана на один год обучения
Разделы программы:
Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Представления о величине
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Принципы:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Доступность - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .
Режим занятий:
Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)
Формы проведения занятий:
Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Сюрпризные моменты
Физкультминутки
Подвижные игры
Методы и приемы работы:
Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию
Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности
Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
Исследовательский - самостоятельная творческая работа
Практический - игровые задания, упражнения
Наглядный - использование карточек, схем, альбомов
Структура занятия:
1ч Организационный момент
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
2ч Игровые задания
Цель: Развивать математические представления. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.
3ч Рефлексия
Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май.
Содержание работы
| Количество занятий
| в неделю
| в месяц
| в год
| Занятия по тематическому плану
| 1
| 4
| 36
|
Содержание программы:
Недели
| Название дидактической игры
| Цель
| Сентябрь
|
|
| 1-2
| Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» ( с показом, без показа).
| Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».
| 3-4
| Д/и « Волшебный мешочек».
Д/и «Что изменилось».
| Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.
Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
| Октябрь
|
|
| 1-2
| Д/и «Найди не такую».
Д/и «4-й лишний».
| Продолжать знакомить с логическими блоками.
Развитие умение выделить существенные признаки.
| 3-4
| Д/и «Продолжи ряд».
| Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.
|
| Ноябрь
|
| 1-2
| Д/и «Найди пару».
| Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь
| 3-4
| Д/и «Второй ряд».
| Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.
| Декабрь
|
|
| 1-2
| Д/и «Клад».
Д/и « Игра с одним обручем».
| Развивать связную речь, память, внимание.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.
| 3-4
| Д/и «Чего не хватает».
Д/и «Игра с двумя обручами»
| Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).
| Январь
|
|
| 2
| Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет».
| Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.
| 3-4
| Д/и «Заселим в домики».(2 признака)
| Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.
| Февраль
|
|
| 1-2
| Д/и «Переводчик».
Д/и «Художник».
| Знакомить детей с знаками – Х
Развитие творческого мышления.
| 3-4
| Д/и « На свою веточку».
| Учить детей определять свойства блоков по карточкам.
| Март
|
|
| 1-2
| Д/и «Кто хозяин».
| Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
| 3-4
| Д/и «Игра с двумя обручами».
| Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.
| Апрель
|
|
| 1-2
| Д/и «Заселим в домики».(3 признака)
| Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.
| 3-4
| Д/и «На свою веточку».
| Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
| Май
|
|
| 1-2
| Д/и «Волшебный мешочек».
| Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.
| 3-4
| Д/и «Художник».
| Развитие творческого мышления.
|
Методическое обеспечение:
- «Блоки Дьенеша»
-Цветные схемы-карточки
- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»
Ожидаемые результаты
К концу года дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
- Различать основные цвета и их оттенки
- Знать отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
- Считать в пределах 5, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
- Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
- Составлять целое из частей.
- Следовать инструкциям и работать по схемам
Мониторинг
Мониторинг математического уровня развития детей проводится в начале года и в конце года.
Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей
Критерии
| Количество баллов
| Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. Различает и называет треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр. Знает их характерные отличия.. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сравнивает 3–5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине (ширине, высоте). Различает левую и правую руку
| 3
| Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого
| 2
| Частично справляется с заданиями с помощью взрослого
| 1
| Полностью не справляется с заданиями
| 0
| Общий балл:
высокий – 11–15;
средний – 6–10;
низкий – 0–5.
Таблица оценки элементарных математических способностей (средняя группа)
Фамилия, имя ребенка
| Количество – один, много и т. д.
| Величина
| Геометрические фигуры
| Ориентировка в пространстве
| Итог
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый ( Младший возраст.)
Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.
3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.
4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, - М.: Просвещение, 1981.
5.Дошкольное воспитание. №5 2004.
6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова. |
|
|