Главная страница

Протокол № от 2014г. Утверждено: Приказом № от Директор гбоу сощ №1 «ОЦ»



Скачать 141.57 Kb.
НазваниеПротокол № от 2014г. Утверждено: Приказом № от Директор гбоу сощ №1 «ОЦ»
Дата18.02.2016
Размер141.57 Kb.
ТипПротокол



Согласовано:

На педагогическом совете

Протокол № ________ от ___________ 2014г.

Утверждено:

Приказом №_______ от _________

Директор ГБОУ СОЩ № 1 «ОЦ»

с. Большая Глушица

___________ С.М. Уколова

Приказом №________ от __________

Руководитель СП – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

___________________ Л.Н. Соколова

Дополнительная образовательная программа

по формированию элементарных математических представлений

«Маленькие знатоки»

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

воспитатель высшей квалификационной категории

Енякина М.Н.

Пояснительная записка:

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Ребёнок с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, легче адаптируется в новой обстановке.

Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Направленность программы:

Программа направлена на развитие познавательной активности детей.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем с математикой.


В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Новизна программы состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша у дошкольников развивается логическое мышление.

Цель:

создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

1. Ознакомление с количественными представлениями, с последовательностью чисел натурального ряда

2.Знакомство с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом

3. Закрепление представлений о величине

4. Ознакомление с пространственными отношениями

Воспитательные:

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему занимательных игр, с блоками Дьенеша, которые знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Участники: дети 4 -5 лет

Срок обучения: программа программы рассчитана на один год обучения

Разделы программы:

  • Количество и счет

  • Ознакомление с геометрическими фигурами

  • Ориентировка в пространстве

  • Представления о величине

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

  • Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

  • Доступность - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям

  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

  • Творчества - формирование способности находить нестандартные решения

  • Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .

Режим занятий:

Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом

  • Сюрпризные моменты

  • Физкультминутки

  • Подвижные игры

Методы и приемы работы:

  • Объяснительно - иллюстративный - воспринимают и усваивают готовую информацию

  • Репродуктивный - воспроизводят освоенные способы деятельности

  • Поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно

  • Исследовательский - самостоятельная творческая работа

  • Практический - игровые задания, упражнения

  • Наглядный - использование карточек, схем, альбомов

  • Структура занятия:

  • Организационный момент

  • Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления

  • 2ч Игровые задания

  • Цель: Развивать математические представления. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.

  • 3ч Рефлексия

Учебный план:

Занятия проводятся с сентября по май.


Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36


Содержание программы:


Недели

Название дидактической игры

Цель

Сентябрь







1-2

Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» ( с показом, без показа).

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».

3-4

Д/и « Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось».

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Октябрь







1-2

Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний».

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки.

3-4

Д/и «Продолжи ряд».

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 




Ноябрь




1-2

Д/и «Найди пару».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

3-4

Д/и «Второй ряд».

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.

Декабрь







1-2

Д/и «Клад».

Д/и « Игра с одним обручем».

Развивать связную речь, память, внимание.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

3-4

Д/и «Чего не хватает».

Д/и «Игра с двумя обручами»

 Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Январь







2

Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет».

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

3-4

Д/и «Заселим в домики».(2 признака)

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

Февраль







1-2

Д/и «Переводчик».

Д/и «Художник».

Знакомить детей с знаками – Х

Развитие творческого мышления.

3-4

Д/и « На свою веточку».

Учить детей определять свойства блоков по карточкам.

Март







1-2

Д/и «Кто хозяин».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

3-4

Д/и «Игра с двумя обручами».

Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.

Апрель







1-2

Д/и «Заселим в домики».(3 признака)

Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.

3-4

Д/и «На свою веточку».

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Май







1-2

Д/и «Волшебный мешочек».

Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

3-4

Д/и «Художник».

Развитие творческого мышления.



Методическое обеспечение:

- «Блоки Дьенеша»

-Цветные схемы-карточки

- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»

Ожидаемые результаты

К концу года дети научатся:

- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме

- Различать основные цвета и их оттенки

- Знать отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)

- Считать в пределах 5, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов

- Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

- Составлять целое из частей.

- Следовать инструкциям и работать по схемам

Мониторинг

Мониторинг  математического уровня развития детей проводится в начале года и в конце года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей

Критерии

Количество баллов

Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. 
Различает и называет треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр. Знает их характерные отличия.. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сравнивает 3–5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине (ширине, высоте). Различает левую и правую руку

3

Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

высокий – 11–15;

средний – 6–10;

низкий – 0–5.

Таблица оценки элементарных математических способностей 
(средняя группа)


Фамилия, имя ребенка

Количество – один, много и т. д.

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература:

1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый ( Младший возраст.)

Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.

4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, - М.: Просвещение, 1981.

5.Дошкольное воспитание. №5 2004.

6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова.