В рабочей программе дополнительный 1 час в неделю используется для решения задач и примеров развивающих навыки решения задач по теме, для подготовки к ЕГЭ и ГИА. А именно по темам:
§ 1. Натуральные числа и шкалы:
- Отрезок. Длинна отрезка. Треугольник – 1 час
- Плоскость. Прямая. Луч. – 1 час
- Меньше или больше – 1 час
§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел:
- Сложение натуральных чисел и его свойства – 1 час
- Вычитание – 1 час
- Числовые и буквенные выражения – 1 час
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел:
- Умножение натуральных чисел и его свойства
- Упрощение выражений – 2 часа
§ 4 Площади и объёмы
- Формулы – 1 час
- Площадь. Формула площади прямоугольника– 1 час
- Единицы измерения площадей– 1 час
- Прямоугольный параллелепипед – 1 час
§ 5 Обыкновенные дроби
- Окружность и круг – 1 час
- Доли. Обыкновенные дроби – 1 час
- Правильные и неправильные дроби – 1 час
- Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями – 1 час
- Деление и дроби – 1 час
- Смешанные числа – 1 час
§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
- Десятичная запись дробных чисел – 1 час
- Сравнение десятичных дробей – 1 час
- Сложение и вычитание десятичных дробей – 2 часа
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей
- Деление на десятичную дробь – 2 часа
- Среднее арифметическое – 1 час
§ 8. Инструменты для вычислений и измерений
- Проценты – 1 час
- Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник – 1 час
- Измерение углов. Транспортир
Итоговое повторение курса математики 5-го класса – 2 часа СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков.
Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
3. Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
4. Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
7. Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
9. Повторение. Решение задач Цели:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять письменно и устно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
- подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индивидуальной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
Программой предполагается проведение самостоятельных работ, направленных на отработку отдельных приемов решения задач по каждой теме для проверки и закрепления знаний.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса, тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением итогового тестирования, таким образом, за курс класса предполагается проведение 14 контрольных работ. В результате изучения курса математики учащиеся должны:
Числа и вычисления
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, натуральное, положительное, десятичная дробь и др.;
- переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
- решать основные задачи на дроби, проценты;
- округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
- правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
- находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
- понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
- правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
- решать линейные уравнения с одной переменной.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя: 1. Учебники: «Математика - 5», авт.: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд (М. : Мнемозина, 2005—2009). 5 класс;
2. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В. И. Жохов – М.:Мнемозина, 2009 г.;
3. Все задачи «Кенгуру. СПб., 2003;
4. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс/ Сост. Л.П.Попова. – М.:ВАКО, 2012 г.;
5. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М: Классикс Стиль, 2006
6. Математический тренажёр. 5 класс: пособие для учителей и учащихся/ В.И.Жохов. – М., 2009 г.;
7. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов/ И.Я. Депман, Н. Я. Виленкин - М., 2009 г.;
8. Жохов.В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для общеобразовательных учреждений/ В.И.Жохов., Л.Б.Крайнева – М., 2008 г.
9. Сборник нормативных документов. Математика. Сост.: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев - М, Дрофа, 2007
Литература для обучающихся:
Учебники: «Математика - 5», авт.: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд (М. : Мнемозина, 2005—2009).
Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов/ И.Я. Депман, Н. Я. Виленкин - М., 2009 г.;
Интернет-источники:
www.ege.moipkro.ru
www.fipi.ru
ege.edu.ru
www.mioo.ru
www.1september.ru
www.math.ru
www.allmath.ru
www.uztest.ru
https://schools.techno.ru/tech/index.html
https://catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
https://shade.lcm.msu.ru:8080/index.jsp
https://wwwexponenta.ru/
https://comp-science.narod.ru/
https://methmath.chat.ru/index.html
https://mathnet.spb.ru/
https://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292
https://som.fio.ru/subject.asp?id=10000191
https:// education.bigli.ru
https://informatika.moipkro.ru/intel/int mat.shtml
https://schools.techno.ru/tech/index.html
Учителям, преподающим математику на профильном уровне
https://kvant.mccme.ru/index.html
https://math.ournet.md/indexr.html
https://nsu/ru/mmf/tvims/probab.html
https://mccme.ru/mmmf-lrctures/books/
https://virlib.eunnet.net/mif/
https://195.19.32.10/physmath/index.htm
№
| Тема урока
| Кол-
во
час
| Тип урока
| Характеристика деятельности
учащихся или
виды учебной деятельности
| Виды
контроля, измерит.
| Планируем. результаты
освоения
материала
| Домашнее задание
| Использ
ИКТ
| Подг.
к ЕГЭ
| Дата проведения
| План
| факт
| прим
| Натуральные числа и шкалы 18
| 1
| Обозначение натуральных чисел.
| 1
| Урок ознак.
| Работа с учебник., решение заданий
| Устный опрос
| Иметь представление о натуральных числах;
десятичной системе счисления;
римской нумерации.
Уметь читать и записывать натуральные числа.
| С.9, №23, 28.
|
|
| 04.09.
|
|
| 2
| Обозначение натуральных чисел. Чтение , запись и сравнение натуральных чисел.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий
| Работа по карточк.
| С.9, №24, 29.
|
|
| 04.09.
|
|
| 3
| Обозначение натуральных чисел. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, работа с учебник., решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.9, №25, 30(а,б), придумать задачу.
| CD-диск
|
| 05.09.
|
|
| 4
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| 1
| Урок ознак.
| Самост. работа, решение заданий
| Тест
| Уметь
изображать и обозначать отрезки;
измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки;
изображать и обозначать треугольники, многоугольники;
вычислять их периметры, зная длины сторон; различать точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им.
| С.15, №65; с.16, №72.
|
|
| 06.09.
|
|
| 5
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Единицы измерения длины.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, работа с учебник., решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.15, №66, 70, повторить таблицу.
|
| Часть 1, №4.
| 06.09.
|
|
| 6
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Элементы треугольника.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.15, №68(а,б); с.16, №73.
|
|
| 08.09.
|
|
| 7
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Матем. диктант
| ДМ,№8-11, начертить.
|
|
| 11.09.
|
|
| 8
| Плоскость. Прямая. Луч.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, работа с учебник., решение заданий
| Устный опрос
| Иметь представление о плоскости.
Уметь
изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи;
распознавать их по готовому чертежу;
описывать их взаимное расположение по готовому чертежу.
| С.20, №99 (устно), 100, 101.
|
|
| 11.09.
|
|
| 9
| Плоскость. Прямая. Луч. Дополнительные лучи.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.20, №103, 104.
|
|
| 12.09
|
|
| 10
| Плоскость. Прямая. Луч. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| ДМ,№12-14, начертить.
|
|
| 13.09
|
|
| 11
| Шкалы и координаты.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, работа с учебник., решение заданий, самост. работа
| Графич. диктант
| Иметь представление о шкалах.
Уметь
изображать координатный луч; находить координаты точек, изображенных на луче;
изображать точки с заданными координатами.
| С.26, №137, 138; с.27, №144(а).
|
|
| 13.09
|
|
| 12
| Шкалы и координаты. Построение шкалы и координатного луча.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.27, №143, 144(б).
| CD-диск
|
| 15.09
|
|
| 13
| Шкалы и координаты. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Практич. работа
| С.26, №139, 140, 142.
|
|
| 18.09
|
|
| 14
| Меньше или больше.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Устный опрос
| Уметь
сравнивать натуральные числа;
записывать результат сравнения, используя знаки сравнения.
| С.31, №168(устно), 171,172.
|
|
| 18.09
|
|
| 15
| Меньше или больше. Сравнение натуральных чисел.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.31, №173, 174; с.32, №179.
|
| Часть 1, №1.
| 19.09
|
|
| 16
| Меньше или больше. Двойное неравенство.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.31, №170; с.32, №178, 180(а).
|
|
| 20.09
|
|
| 17
| Меньше или больше. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Тест
| ДМ,№20-22, сравнить.
|
|
| 20.09
|
|
| 18
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы».
| 1
| Контр. знаний
| Письменная работа
| Контрол. работа
| Уметь строить отрезки и измерять их длину с помощью линейки.
| С.32, №177, 181.
|
|
| 22.09
|
|
| Сложение и вычитание натуральных чисел24
| 19
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Устный опрос
| Знать свойства сложения.
Уметь
выполнять устно сложение двузначных чисел; сложение многозначных чисел.
| С.39, №229; с. 41,№239
|
|
| 25.09
|
|
| 20
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Применение свойств сложения при вычислениях.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.40, №230, 231.
|
|
| 25.09
|
|
| 21
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Разложение числа по разрядам.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.40, №232, 233, 238.
|
|
| 26.09
|
|
| 22
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Периметр многоугольника.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| С.40, №236; с.41, №240(а,б).
|
|
| 27.09
|
|
| 23
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Тест
| С.40, №234; с.41, №240(в).
| CD-диск
|
| 27.09
|
|
| 24
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| ДМ,№34-37, решить.
| CD-диск
|
| 29.09
|
|
| 25
| Вычитание.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Устный опрос
| Знать свойства вычитания.
Уметь
выполнять устно вычитание двузначных чисел;
вычитание многозначных чисел.
| С.48, №288, 291.
|
|
| 02.09
|
|
| 26
| Вычитание. Свойства вычитания.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Тест
| С.48, №290, 292.
|
|
| 02.09
|
|
| 27
| Вычитание. Вычитание чисел в столбик.
| 1
| Урок повтор и обобщ
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Работа по карточк.
| С.48, №286, 296(а,в).
|
|
| 03.10
|
|
| 28
| Вычитание. Решение задач с использованием действия вычитания.
| 1
| Прим. знаний
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Графич. диктант
| С.48, №295, 296(б,г).
| CD-диск
|
| 04.10
|
|
| 29
| Вычитание. Закрепление изученного материала.
| 1
| Урок закреп
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа
| ДМ,№47-49, решить.
| CD-диск
|
| 04.10
|
|
| 30
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
| 1
| Контр. знаний
| Письменная работа
| Контрол. работа
| Уметь складывать и вычитать многозначные числа в пределах миллиарда.
| С.48, №293, 294.
|
|
| 06.10
|
|
| 31
| Числовые и буквенные выражения.
| 1
| Урок ознак.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Устный опрос
| Иметь представление о числовых и буквенных выражениях.
Уметь
составлять буквенные выражения по условиям задач;
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки;
вычислять значения буквенных выражений, зная значение буквы.
| С.53, №328, 329.
|
|
| 09.10
|
|
| 32
| Числовые и буквенные выражения. Запись решения задачи в виде числового или буквенного выражения.
| 1
| Комбинир.
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Самост. работа по карточк.
| С.53, №330, 331, 332.
|
|
| 09.10
|
|
| 33
| Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения.
|
| Прим. знаний
| Устный счет, решение заданий, самост. работа
| Тест
| С.53, №333, 336(а,б).
| CD-диск
|
| 10.10
|
|
| |