|
Линейная функция и ее график Муниципальное образовательное учреждение:
«Объячевская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект спаренного урока по алгебре в 7 классе Линейная функция
и ее график
Автор-составитель
Панева Дарья Алексеевна
Учитель математики и информатики
МОУ «Объячевская СОШ»
с. Объячево, Прилузский р-н.,
Республики Коми
2013г
Тема: Линейная функция и ее график. Цели: Образовательная:
Формирование у учащихся понятия линейной функции и ее графика.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий;
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Развивающие:
Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод).
Задачи:
Повторить понятия «функция», «функция прямой пропорциональности и ее график»;
Дать понятие «линейная функция»;
Познакомить с графиком линейной функции;
Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях;
Показать возможность автоматизации работы с графиками функций.
Закрепить полученные знания.
План:
Организационный момент (приветствие учеников, сообщение темы и цели урока).
Актуализация (примеры применения системы координат и графиков в жизни, сообщения учеников).
Повторение опорных знаний (функция, значение функции, аргумент, область определения функции, функция прямой пропорциональности, коэффициент к, график прямой пропорциональности).
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Постановка домашнего задания.
Рефлексия и подведение итогов.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор, классная доска, линейка, мел;
Презентация «Линейная функция и ее график», электронная книга MS Excel «Линейная функция».
1) Организационный момент. Инженер и математик
Станет лишь тогда богат,
Если применить сумеет
Он систему координат. [2]
И. Кушнир,
Л. Финкельштейн
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим изучение функций. Цель нашего урока – знакомство с линейной функцией и ее графиком.
Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока «Линейная функция и ее график». 2) Актуализация. Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте рассмотрим возможные применения системы координат в жизни на примерах из художественной литературы. ***
Третий сигнал по радио:
«Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!» Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять, - как раз
То место, где его Ленька
Должен был быть сейчас… [2]
К. Симонов. Сын артиллериста В данном отрывке показано применение системы координат на местности. На уроках географии вы наверняка сталкивались с мировой системой координат в ней используются широта и долгота. Вот еще пример системы координат на местности. ***
Идите по лесу
Против столба тринадцатого
Прямехонько версту.
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны. [2]
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
В этом случае в качестве координат используются столбы и версты. Система координат используется не только на местности, еще несколько примеров ее применения вам раскроют одноклассники. Они подготовили небольшие сообщения. Доклады учащихся. (1-е сообщение) Кардиограф — это специальный медицинский прибор, измеряющий биоэлектическую активность сердца. Используется для того, чтобы проводить электрокардиографические обследования. Применяется в кабинетах интенсивной терапии, функциональной диагностики, кардиологических отделениях, машинах скорой помощи. Также используется в частной практике.
Основная задача данного вида оборудования — усиление сердечных сигналов и очищение их от посторонних шумов. Современные устройства обладают целым рядом положительных характеристик, таких как: многофункциональность, высокая степень точности, компактность, надежность, удобство и простота использования. В медицинской практике без такого оборудования не обойтись. [6]
С помощью кардиографа записывается кардиограмма (от кардио... и... грамма), кривая, получаемая на бумаге или фотоплёнке при регистрации сердечной деятельности — кардиографии. Эти записи являются очень важными, т. к. отражают работу сердца.[8]
(2-е сообщение) Термограф (от термо... и... граф), прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха, воды и др. Чувствительным элементом термографа может служить биметаллическая пластинка, термометр жидкостной или термометр сопротивления. В метеорологии наиболее распространён термограф, чувствительным элементом которого является изогнутая биметаллическая пластинка, деформирующаяся при изменении температуры. Перемещение её конца передаётся стрелке, которая чертит кривую на разграфленной ленте. 1 мм записи по вертикали соответствует около 1 °С. По времени полного оборота барабана термографы подразделяются на суточные и недельные. Работа термографа контролируется по ртутному термометру.
Этим прибором записывается термограмма (лента термографа с непрерывной записью температуры за сутки, неделю и т. п.). Применяется в метеорологии, медицине и на производствах. [9]
(3-е сообщение) Барограф (из др.-греч. βάρος «тяжесть, вес» и γράφω «пишу») — самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления. Применяется на метеорологических станциях, а также на самолётах и аэростатах для регистрации высоты (по изменению давления).
При изменении атмосферного крышка перемещается вверх или вниз. Это перемещение передаётся перу, которое чертит кривую на разграфленной ленте. 1 мм записи по вертикали соответствует около 1 мбар (1 мбар=100 н/м2). По времени полного оборота барабана барографы подразделяются на суточные и недельные. Работа барографа контролируется сравнением его с ртутным барометром.
Барограф с повышенной чувствительностью называется микробарографом, изменение давления в 0,1 мбар соответствует 1-3 мм вертикального перемещения пера. [3] (4-е сообщение) Сейсмограф (от греч. seismos — колебание, землетрясение и grapho — пишу) — комплект приборов для записи колебаний грунта и сооружений, вызванных землетрясениями, взрывами, вибрацией или другими причинами. Состоит из сейсмометра, принимающего сейсмический сигнал, и устройств, формирующих и записывающих выходной сигнал.
Сейсмографы широко применяются для решения задач сейсмологии и сейсморазведки; в горном деле — для прогноза горных ударов и внезапных выбросов.[4]
3) Повторение опорных знаний. Итак, мы видим, что графики очень разнообразны и используются в различных областях. А значит существует необходимость их изучения, ведь порой от их правильного составления и прочтения зависят человеческие жизни. Из множества существующих функций и их графиков на прошлых уроках мы познакомились с функцией прямой. Давайте вспомним то, что уже знаем.
- Функциональной зависимостью или функцией называется такая зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. [1] Зд. Посмотрите на экран, вашему вниманию представлены несколько рисунков. Ваша задача определить на каких из них даны функции.
Как называют переменные в функции?
- Независимую переменную называют аргументом, а зависимую – функцией и ее значения называют значениями функции. Зд. Внимание на экран. Даны функции. Необходимо вспомнить их названия и указать аргумент (независимую переменную) и функцию (зависимую переменную).
S=a2 (формула площади квадрата, S – функция, а – аргумент);
S=5ϑ (формула пройденного пути, зависимость пройденного пути от скорости; S – функция, ϑ – аргумент);
S=а2 (формула площади поверхности куба, S – функция, а – аргумент);
V=а3 (формула объема куба, V – функция, а – аргумент);
t=S/4 (формула зависимости времени от пройденного пути, t – функция, S – аргумент);
S=5b (формула площади прямоугольника, S – функция, b – аргумент).
Что такое «область определения»?
Область определения формируется из всех значений независимой переменной. [1] Зд. Назовите область определения предложенных функций.
S=5ϑ (т.к. ϑ – скорость, то областью определения будут все неотрицательные числа);
S=3а (а – длина стороны прямоугольника, значит может принимать любые значения больше ноля);
t, ч
0
t, ⁰c
24 (Дан график изменения температуры в течение суток, область определения от 0 до 24).
Какая функция носит название прямой пропорциональности?
- Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x – независимая переменная, k – не равное нулю число. [1]
Что вы можете рассказать о ее графике?
- График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат.
- Для его построения необходимо найти координаты всего одной точки, отличной от начала координат.
- Расположение графика в координатных четвертях зависит от числа k. Если k положительное число, то график расположен в первой и третьей четвертях, а если k отрицательное, то – во второй и четвертой. (Можно сопровождать демонстрацией изменения графика в программе MS Excel).
- если IkI увеличивать, то «горка» станет более крутой (график станет приближаться к оси Оу), а если IkI уменьшать – более пологой (график станет приближаться к оси Ох). (Можно сопровождать демонстрацией изменения графика в программе MS Excel). 4) Изучение нового материала. Молодцы. Переходим к изучению новой функции. Эта функция носит название линейной. Рассмотрим примеры функций.
На шоссе расположены пункты А и В удаленные друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении противоположном А, со скоростью 50 км/ч. За t ч мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t + 20км. Если расстояние обозначить буквой s расстояние (в километрах) от мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени можно выразить формулой s = 50t + 20, где t ≽ 0. [1]
Тетя Галя на день рождения сына купила торт за 80 р. и воздушные шары по 5 р. за штуку. Обозначим число купленных шаров буквой х, а стоимость всей покупки буквой у. Получим у = 5х + 80, где х > 0.
В этих случаях мы встретили функции, которые задаются формулой у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. Такие функции называют линейными. Запишите пожалуйста в тетради определение: Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа. [1]
Зд. Вам даны функции. Определите, являются ли они линейными и назовите числа к и в.
у = 13х + 2 (к =13; в =2)
у = -0,2х + 4 (к = -0,2; в = 4)
у = 7 + 6х (к = 6; в = 7)
у = 15 – 9х (к = -9 ; в = 15)
у = 2х2 + 1 (не линейная ф-я, т.к. х2)
у = 8х + 5 -2х (приведем подобные слагаемые и получим у = 6х + 5, к = 6, в = 5)
у = 98х (к = 98, в = 0, т.к. у = 98х + 0)
Обратите внимание на последнюю функцию, что вы заметили? - это функция прямой пропорциональности. Замечание: прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции (у = кх + в, где в = 0). Пришло время узнать, как выглядит график данной функции и почему она называется «линейной». Для этого найдем координаты некоторых точек и построим их в системе координат для функции у = 2х + 3.
х
| -4
| -3
| -2
| -1
| 0
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| у
| -5
| -3
| -1
| 1
| 3
| 5
| 7
| 9
| 11
| 13
|
Мы видим, что точки выстраиваются в одну линию, проведя прямую через них, мы получим график данной функции. (Построения выполняются на доске учителем и детьми в тетради) [10]
Как мы видим, графиком линейной функции является прямая. Значит для построения графика достаточно найти координаты двух точек. Проведем сравнение графиков функций у = 2х, у = 2х+1, у=2х=3 и у=2х-2. Для этого построим их графики в одной системе координат.
Что вы заметили при построении? - Графики словно «перемещаются» по оси Оу на в «шагов» от начала координат. Замечание: График функции у=кх+в, где к≠0, есть прямая, параллельная прямой у=кх. [1] Замечание: в точке пересечения с осью Оу, ордината равна числу в. Выполните следующее задание. Дана система координат с несколькими графиками функций. Запишите в своей тетради значения коэффициента в для каждой функции.
(Выполняют задание) Сверим ваши результаты с правильными ответами (сверяют). Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы. Как было сказано, при в=0 формула имеет вид у=кх, и график – прямая проходящая через начало координат. А при к=0 формула принимает вид у=в. В данном случае графиком будет прямая, параллельная оси Ох при в≠0 или сама ось Ох при в=0. [1] Пояснение: у=в, т.к. к=0, то функцию можно записать в виде у=0х+в.
Например. У=0х+4.
Внимание на экран. Пронаблюдаем за графиками изменяя значения коэффициентов к и в. (Работа в excel)
При изменении к меняется наклон графика.
Число к называют угловым коэффициентом прямой – графика функции у=кх+в. [1]
Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые, то прямые параллельные.
Если изменять значение в, график будет «скользить» по оси Оу относительно начала координат. Будет меняться точка пересечения с этой осью. (Было сказано ранее)
Зд. На экране даны графики и функции. Вам предстоит сопоставить каждому графику подходящую функцию. В тетради у вас должны появиться пары, в которых первое число – номер графика, второе – номер функции. Затем сверимся.
Заметим, что если область определения линейной функции состоит не из всех чисел, то ее график представляет собой соответствующую часть прямой. Например, полупрямая или отрезок. [1] 5) Закрепление полученных знаний. Выполнение заданий по учебнику. № 314, 316, 317, 319(а, в, д), 322
6) Постановка домашнего задания. Повторить записи в тетради. По учебнику: пункт 16с. 70 – 74 читать, № 319(закончить), 328.
7) Рефлексия и подведение итогов. Давайте проверим на сколько внимательны вы на уроке.
С какой функцией мы сегодня познакомились?
- Линейная функция.
Какая функция называется линейной?
- Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у = кх +в, где х – независимая переменная, к и в – числа.
Какие коэффициенты есть в данной функции и за что они отвечают?
- Коэффициент к – отвечает за угол наклона, в – отвечает за «смещение» по оси Ох. Молодцы. Спасибо за урок.
Литература:
Алгебра. 7 класс/ [Ю.Н. Макарычев и др]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е из. - М.: «Просвещение», 2009
Математика в стихах. 5 – 11 классы/ авт. – сост. О.В. Панишева. – Волгоград: «Учитель», 2009
Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F0%EE%E3%F0%E0%F4 (Дата обращения 20.10.2013)
Горная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://mining-enc.ru/s/sejsmograf/ (Дата обращения 20.10.2013)
Метео энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://meteorologist.ru/termogramma.html (Дата обращения 20.10.2013)
Монитор. Научно – производственное предприятие. // Статьи: [Электронный ресурс]. URL: https://monitor-ltd.ru/advices/detail.php?ID=199 (Дата обращения 20.10.2013).
Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра: 7 класс»/ Т.М. Ерина – 3-изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2011.
Яндекс словари: [Электронный ресурс]. URL: https://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%AD%D0%A2%D0%9E/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/ (Дата обращения 20.10.2013)
Яндекс словари: [Электронный ресурс]. URL: https://slovari.yandex.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84/ (Дата обращения 20.10.2013)
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [Электронный ресурс]. URL: https://festival.1september.ru/articles/617460/ (Дата обращения 9.10.2013)
|
|
|