|
Протокол № от 2010 г. Согласовано зам замдиректора по увр Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №13
Рассмотрено Утверждаю
на заседании естественно- директор лицея математической кафедры «_____» ___________ 2010 г.
протокол №
от «______» _________2010 г. Согласовано
зам. замдиректора по УВР__________
«______» _____________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «геометрия» для 10 класса
2 часа в неделю
Учитель_____________________
г. Химки 2010 год
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. (профильный уровень)
- Примерных программ по математике. «Дрофа» 2008;
- Примерного планирования учебного материала по математике 5-11
классы «Вербум-М» 2005 г,
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательного учреждений РФ, утвержденного МО в 2004 г.
- Учебного плана лицея №13 на 2008-2009 учебный год.
Цели Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 6 учебных часов в неделю всего 204 часа, из них на геометрию – 2 часа (68 часов), что соответствует учебному плану лицея.
Тематическое планирование составлено к УМК Л. С. Атанасян и др. «Геометрия» 10-11 классы «Просвещение» 2005 год на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерных программ по математике (профильный уровень) с учетом авторского тематического планирования учебного материала, приведенного в « Примерном планирование учебного материала по математике 5-11 классы», «Вербум-М» 2005 г.
Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, изучающие курс математики на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на профильном уровне ученик, окончивший 10 класс должен
Знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Геометрия уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей тел и их простейших комбинаций;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
УМК - Л. С. Атанасян и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов.
«Просвещение». 2005.
- Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 и 11 классов.
«Просвещение». 2007.
- В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и
контрольные работы по математике 5-11 классы. «Вербум- М» 2005;
- Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации
к учебнику.
Тематическое планирование по геометрии в 10 классе.
Автор учебника Л. С. Атанасян (2 часа в неделю).
№ урока
| Содержание учебного материала
| сроки изучения
|
| Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия. 5 часов
|
| 1
| Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
|
| 2
| Некоторые следствия из аксиом
|
| 3-5
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий
|
|
| Параллельность прямых и плоскостей. 19 часов
|
|
| Параллельность прямых, прямой и плоскости
|
| 6
| Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых
|
| 7
| Параллельность прямой и плоскости
|
| 8-10
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости
|
|
| Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми
|
| 11
| Скрещивающиеся прямые
|
| 12
| Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми
|
| 13-14
| Решение задач
|
| 15
| Контрольная работа №1
|
|
| Параллельность плоскостей
|
| 16-17
| Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей
|
|
| Тетраэдр и параллелепипед
|
| 18-19
| Тетраэдр. Параллелепипед
|
| 20-21
| Задачи на построение сечений
|
| 22-23
| Решение задач
|
| 24
| Контрольная работа №2
|
|
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. 20 часов
|
|
| Перпендикулярность прямой и плоскости
|
| 25
| Перпендикулярные прямые в пространстве.
|
| 26
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости
|
| 27
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости
|
| 28-30
| Решение задач
|
|
| Перпендикуляр и наклонные. Угол между рпямой и плоскостью
|
| 31
| Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах
|
| 32
| Угол между прямой и плоскостью
|
| 33-36
| Решение задач
|
|
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей
|
| 37-38
| Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей
|
| 39-40
| Прямоугольный параллелепипед
|
| 41-43
| Решение задач
|
| 44
| Контрольная работа №3
|
|
| Многогранники. 12 часов
|
|
| Понятие многогранника. Призма
|
| 45-48
| Понятие многогранника. Призма
|
|
| Пирамида
|
| 49-53
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида
|
|
| Правильные многогранники
|
| 54-55
| Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника.
|
| 56
| Контрольная работа №4
|
|
| Векторы в пространстве. 6 часов
|
|
| Понятие вектора в пространстве
|
| 57
| Понятие вектора. Равенство векторов
|
|
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
|
| 58-59
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число
|
|
| Компланарные векторы
|
| 60-61
| Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
|
| 62
| Решение задач по теме
|
|
| Итоговое повторение курса геометрии 10 класса. 6 часов
|
| 63-64
| Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей
|
| 65-66
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники
|
| 67
| Векторы в пространстве, их применение к решению задач
|
| 68
| Итоговый урок-беседа по курсу геометрии 10 класса
|
|
Тематическое планирование по геометрии в 10 классе.
Автор учебника Л. С. Атанасян (2 часа в неделю).
№ урока
| Содержание учебного материала
| сроки изучения
| 1-8
| Повторение курса планиметрии 8 часов
|
|
| Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия. 5 часов
|
| 9
| Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии
|
| 10
| Некоторые следствия из аксиом
|
| 11-13
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий
|
|
| Параллельность прямых и плоскостей. 19 часов
|
|
| Параллельность прямых, прямой и плоскости
|
| 14
| Параллельные прямые в пространстве
|
| 15
| . Параллельность трех прямых
|
| 16
| Параллельность прямой и плоскости
|
| 17
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости
|
|
| Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми
|
| 18
| Скрещивающиеся прямые
|
| 19
| Углы с сонаправленными сторонами
|
| 20
| . Угол между прямыми
|
| 21-22
| Решение задач
|
| 23
| Контрольная работа №1.1
|
|
| Параллельность плоскостей
|
| 24
| Параллельные плоскости.
|
| 25
| Свойства параллельных плоскостей
|
|
| Тетраэдр и параллелепипед
|
| 26-27
| Тетраэдр. Параллелепипед
|
| 28-30
| Задачи на построение сечений
|
| 31
| Контрольная работа №1.2
|
| 32
| Зачет №1
|
|
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. 20 часов
|
|
| Перпендикулярность прямой и плоскости
|
| 33
| Перпендикулярные прямые в пространстве.
|
| 34
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости
|
| 35
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости
|
| 36-37
| Решение задач
|
|
| Перпендикуляр и наклонные. Угол между рпямой и плоскостью
|
| 38
| Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах
|
| 39
| Угол между прямой и плоскостью
|
| 40-41
| Решение задач
|
|
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей
|
| 42-43
| Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей
|
| 44
| Прямоугольный параллелепипед
|
| 45
| Решение задач
|
| 46
| Контрольная работа №2.1
|
| 47
| Зачет №2
|
|
| Многогранники. 12 часов
|
|
| Понятие многогранника. Призма
|
| 48-49
| Понятие многогранника. Призма
|
|
| Пирамида
|
| 50-53
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида
|
|
| Правильные многогранники
|
| 54
| Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника.
|
| 55
| Контрольная работа №3.1
|
| 56
| Зачет №3
|
|
| Векторы в пространстве. 6 часов
|
|
| Понятие вектора в пространстве
|
| 57
| Понятие вектора. Равенство векторов
|
|
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
|
| 58-59
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число
|
|
| Компланарные векторы
|
| 60-61
| Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
|
| 62
| Зачет №4
|
|
| Итоговое повторение курса геометрии 10 класса. 6 часов
|
| 63-64
| Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей
|
| 65-66
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники
|
| 67
| Векторы в пространстве, их применение к решению задач
|
| 68
| Итоговый урок-беседа по курсу геометрии 10 класса
|
| |
|
|