Главная страница


Протокол № от 20 г. Зам директора по увр 20 г. Председатель мо



Скачать 226.56 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. Зам директора по увр 20 г. Председатель мо
Дата27.02.2016
Размер226.56 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей на МС «МБОУ «СОШ № 4» Директор МБОУ «СОШ № 4»

_____________________________ протокол №__ от _________ Предеина Т.А.

Протокол № __ от _______ 20__ г. Зам. директора по УВР «___»_____________20____ г.

Председатель МО ________________________

_____________________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

_____________________алгебре _______________________

наименование учебного предмета

_________основное общее образование__________

уровень, ступень образования

_______________________________1 год_______________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе примерной программы А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. ,

основного общего образования по алгебре Е.Е.Тульчинская Т.Н.Мишустина,

(наименование программы) (авторы программы)

Мишукова.Г.Н, учитель математики,

кем (ФИО учителя, составившего рабочую программу)


Класс (ы): 9 г СКК VII вид


Учебный год 2012-2013
г. Корсаков
Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа по геометрии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по алгебре МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по алгебре: «Алгебра 9 кл.» под редакцией А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. П.В. Семенов. , Е.Е.Тульчинская

, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов.. Мнемозина, 2008.

. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

Рабочая программа составлена на основе требований приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений» от 9.09.08 703- ОД.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы.

  1. Закон РФ «Об образовании» № 112-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования от 5.03.2004 № 1089);

Примерная программа среднего (полного) общего образования«Алгебра 9 кл.» под редакцией А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. , Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов.. Мнемозина, 2008.

«Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 гг.

Цель и задачи изучения курса алгебры в 9 классе с учетом особенностей СКК VII вида,

а также условий обучения в МБОУ «СОШ № 4».
Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся специально-коррекционных классов 7 вида и направлена на достижение следующих целей:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • повышение уровня их умственного развития;

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Отличительные особенности данной рабочей программы для обучающихся СКК VII вида

по сравнению с примерной программой основного общего образования по алгебре.

Программы, разрабатываемые для СКК VII вида, сохраняя обязательный минимум содержания, должны отличаться своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания математического образования. В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курсов, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки, и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Результаты должны быть ориентированы на содержание изучаемого материала и полностью соответствовать стандарту. Основная их направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Курс рассчитан на 3 часа в неделю, всего 102 часа.

В 9 классе повторяются и систематизируются ранее полученные учащимися алгебраические сведения. Рассматриваются арифметическая и геометрическая прогрессии, квадратичная функция, системы уравнений. Обучение ведётся с широкой опорой на наглядно-графический материал. Основное внимание уделяется совершенствованию вычислительных навыков через включение в курс большого числа задач, несложных, но достаточно разнообразных, использование таблиц и калькулятора.

Для организации учебной деятельности школьников используется действующий учебник «Алгебра 9», авторы – А.Г. Мордкович и другие. Это основное пособие, по которому ведется обучение. . Кроме того, в преподавании используется дидактический материал

Ведущие формы и методы, технологии обучения,

средства проверки и оценки результатов обучения.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ


Виды и формы контроля-самостоятельная и контрольная работа.

Учебно-методический комплекс.

Авторский коллектив под руководством А. Г. Мордковича

  • Учебники "Алгебра" 7, 8, 9 классы. Автор А. Г. Мордкович

  • Задачники «Алгебра» 7, 8, 9 классы. Авт.: А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская
    Учебники и задачники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике и входят в Федеральный перечень

  • Методическое пособие для учителя "Алгебра" 7-9 классы. Автор А. Г. Мордкович

  • Контрольные работы "Алгебра" 7, 8, 9 классы. Авт.: Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская

  • Самостоятельные работы «Алгебра» 7, 8, 9 классы. Автор Л. А. Александрова

  • Блицопросы «Алгебра» 7, 8 классы. Автор Е. Е. Тульчинская

  • Тесты «Алгебра» 7-9 классы. Авт.: А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская


Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.

В данном случае важно учесть, что обучение в классах СКК 7 вида проходит по общеобразовательной программе, то есть учебники, используемые в общеобразовательных классах соответствуют требованиям обучения в СКК 7 вида.

Преимущества: 
1) Хорошая поддержка курса: 
- Самостоятельные работы Александровой: 4 варианта, варианты в большинстве случаев носят дифференцированный характер, по 1-2 работы на каждый параграф 
- Тесты 7-9 класс: я думаю никто не будет спорить, что тестовая работа в сегодняшних реалиях необходима. Тесты созданы по разделам, также 4 варианта. 2) Хороший учебник: 
- Используется хороший язык 
- Четко структурированный 
- Разобраны все типы заданий 
- Присутствуют готовые алгоритмы 
- Не стремится к излишней научности и строгости 
- Преобладает проблемный подход 
3) Задачник: 
- Количество заданий избыточно. 
- Есть некоторое количество устных заданий, причем они не отмечены как устные. Поэтому для слабых классов их целесообразно делать письменно. 
- Есть подводящие для следующей темы задания 
4) Структура курса: 
- Любое уравнение решается сначала графически, а затем уже... Поэтому у детей не возникает вопроса: зачем они учатся их чертить. 
- Хорошая последовательность тем. Из одного вытекает другое. 

Тематический план.
Тематическое планирование по алгебре в 9 классе по учебнику

А.Г.Мордковича на 2011-2012 уч.г.

Темы уроков


Число часов


Умк и пособия


Вид контроля


Дата провед.


Дом. задание


Глава 1. Неравенства и системы неравенств (16 ч)


§ 1 . Линейные и квадратные неравенства


3


Уч.,д/м


С-1





§1


§ 2. Рациональные неравенства


5


Уч.,д/м


С-2, 3





§2


§ 3. Множества и операции над ними


3

Уч.,д/м


С-4





§3


§ 4. Системы рациональных неравенств


4


Уч.,д/м


С-5, 6





§4


Контрольная работа 1


1











Глава 2. Системы уравнений (15 ч)


§ 5. Основные понятия


4


Уч.,д/м


С-7





§5


§ 6. Методы решения систем уравнений


5


Уч.,д/м


С-8,9





§6


§ 7. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций


5


Уч.,д/м


С-10





§7


Контрольная работа № 2


1











Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (25 ч)


§ 8. Определение числовой функции. Область определения, область значений функции


4


Уч.,д/м


С- 11





§8


§ 9. Способы задания функции


2


Уч.,д/м


С-12





§9


§ 10. Свойства функций


4


Уч.,д/м


С-13





§10


§11. Четные и нечетные функции


3


Уч.,д/м


С-14





§11


Контрольная работа № 3


1











§ 12. Функции у=х"(n€N), их свойства и графики


4


Уч.,д/м


С-15, 16





§12


§13. Функции у=хп (n€N), их свойства и графики



3

Уч.,д/м


С-17




§13


§ 14. Функции у= , её свойства и график


3

Уч.,д/м


С-18, 19,

20




§14


Контрольная работа № 4


1










Глава 4. Прогрессии (16 ч)


§ 15. Числовые последовательности


4


Уч.,д/м


С-21




§15


§ 16. Арифметическая прогрессия


5


Уч.,д/м


С-22-24




§16


§ 17. Геометрическая прогрессия


6


Уч.,д/м


С-25, 26




§17


Контрольная работа № 5


1










Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (12 ч)


§ 18. Комбинаторные задачи


3


Уч.,д/м


С-27, 28




§ 18


§ 19. Статистика- дизайн информации


3


Уч.,д/м


С-29, 30




§19


§ 20. Простейшие вероятностные задачи


3


Уч.,д/м


С-31,32




§20


§ 21 . Экспериментальные данные и вероятности событий


2


Уч.,д/м


С-33




§21


Контрольная работа 6


1










Обобщающее повторение (1 7 ч) С-34


Итоговая контрольная работа


1












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Рациональные неравенства и их системы

Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.

Основная цель: формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств; овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов; расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.

системы уравнений

Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений.

Основная цель: формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя переменными, о рациональном уравнении с двумя переменными; овладение умением совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными; отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными


Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.

Основная цель: формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном; овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций; формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи; формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.

Прогрессии

Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Основная цель: формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном; сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу; овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.

элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.

Основная цель: формирование преставлений о всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации; овладеть умением решения простейших комбинаторных и вероятностных задач.

повторение

Основная цель: обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса по алгебре.


В результате изучения курса алгебры 9 класса учащиеся должны

знать/понимать:

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

уметь:

  • решать линейные, квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии;

  • находить значение функции заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции;

  • определять свойства функции по ее графику;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- для выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге.

Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся по алгебре


Настоящие критерии разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.03.1997 №288 с изменениями от 10.03.2000 №212

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так в вышеуказанных документах, применительно к классам СКК 7 вида, рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.



Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике



Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.



При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.


3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Список литературы

Литература для учителя

  1. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. М.: Мнемозина, 2008.

  2. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина, 2008.

  3. 3. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Контрольные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

  4. 4. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

  5. Образовательный стандарт основного общего образования по математике.

  6. Примерная программа основного общего образования по математике.

  7. Концепция математического образования. Математика в школе, 2000год, № 2, с. 13-18.

  8. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 кл.: Методическое пособие для учителя.- М.:Мнемозина,2004.

  9. Лысенко Ф.Ф.. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации

  10. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

  11. Звавич А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.

  12. Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Изучение алгебры в 7-9 классах. – М.: Просвещение, 2002.