|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Таблица 2
Разделы программы
| Число часов отводимые на данный раздел
| Темы, входящие в раздел программы
|
Основное содержание по темам
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
Знания о физической культуре
| История физической культуры
| В процессе урока
| Олимпийские игры древности
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения История зарож-дения олимпийс-кого движения
в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр Физическая культура в современном обществе
Организация и проведение пеших туристских похо-дов. Требования к технике безопас-ности и бережное отношение к при-роде (экологичес-кие требования)
| Мифы и легенды о зарождении Олим-пийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр. Виды состязаний в программе Олимпийских игр древности, правила их проведения. Известные участники и победители древних Олимпийских игр Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи современного олимпийского движения.
Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы современности Олимпийское движение в дореволю-ционной России, роль А.Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980 г.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре, история их возникновения и современного развития
Основные направления развития физической культуры в современном обществе; их цель, содержание и формы организации Туристские походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восста-новления организма. Виды и разновидности туристских походов. Пешие туристские походы, их организация и проведение; требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования)
| Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывать содержание и правила соревнований Определять цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения
Раскрывать причины возникнове-ния олимпийского движения в дореволюционной России, характери-зовать историческую роль А.Д. Бутовского в этом процессе Объяснять и доказывать, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России
Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре
Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них Определять пеший туристский поход как форму активного отдыха, характеризовать основы его организации и проведения
| Физическая культура (основные понятия)
| В процессе урока
| Физическое развитие человека
Физическая подготовка и ее связь с укреп-лением здоровья, развитием физичес-ких качеств
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств Техническая под-готовка. Техника движений и ее основные показатели
Всестороннее и гармоничное физическое развитие
Адаптивная физическая культура
Спортивная подготовка
Здоровье и здоровый образ жизни Профессионально-прикладная физическая подготовка
| Понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека, основные ее характеристики и параметры. Харак-теристика основных средств формиро-вания и профилактики нарушений осанки. Правила составления комплексов упражнений Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физи-ческих качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств
Структура самостоятельных занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий систематической подготовки
Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности новых движений. Профилактика появления ошибок и способы их устранения Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом
Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упраж-нениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и телос-ложения, профилактика утомления Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата, как средство всестороннего и гармоничного физического совершенствования Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формиро-вании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек Прикладно-ориентированная физичес-кая подготовка как система трени-ровочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всес-тороннего и гармоничного физического совершенствования
| Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием основных физических качеств и основных систем организма. Регу-лировать физическую нагрузку и опре-делять степень утомления по внешним признакам
Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объем времени для каждой из частей занятий
Раскрывать понятие техники двигательного действия и исполь-зовать основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях
Раскрывать понятие всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его отличительные признаки у разных народов и в разные исторические времена Обосновывать целесообразность развития адаптивной физической культуры в обществе, раскрывать содержание и направленность занятий
Раскрывать понятие спортивной подготовки, характеризовать ее отличия от физической и технической подготовки
Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека
Определять задачи и содержание профессионально-прикладной физии-ческой подготовки, раскрывать ее специфическую связь с трудовой деятельностью человека
| Физическая культура человека
| В процессе урока
| Режим дня, его основное содержание и правила планирования
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения Восстановительный массаж
Проведение банных процедур
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом
| Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека. Физкультминутки (физкульт-паузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности Закаливание организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья чело-века. Техника выполнения простейших приемов массажа на отдельных участках тела (поглаживание, растирание, размина-ние). Правила проведения сеансов масс-сажа и гигиенические требования к ним Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека. Правила поведения в бане и гигие-нические требования к банным процедурам Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм
| Определять назначение физкуль-турно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.
Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий Определять дозировку температур-ных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться прави-лами безопасности при их проведении
Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой
Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий
Характеризовать основные приемы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеансы Характеризовать оздоровительную силу бани, руководствоваться прави-лами проведения банных процедур
Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах
|
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
| Организация
и проведение самостоятельных занятий физи-ческой культурой
|
| Подготовка к занятиям физической культурой Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен) Планирование занятий физической культурой Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой Организация досуга средствами физической культуры
| Требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки) Составление (по образцу) индиви-дуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания.
Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготов-ленности (самостоятельное тестирование физических качеств) Составление (совместно с учителем) плана занятий. Спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здо-ровья и физического развития, двигатель-ной (технической) и физической подготовленности
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, последовательное выполнение основных частей занятия, определение их содер-жания по направленности физических упражнений и режиму нагрузки Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительным бегом и оздоровительной ходьбой, оздоровитель-ными прогулками
| Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровительных заня-тий, определять последовательность их выполнения и дозировку
Составлять планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать физические упражнения и определять их дозировку в соответст-вии с развиваемым физическим ка-чеством, индивидуальными особен-ностями развития организма и уровнем его тренированности Классифицировать физические упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовкой
Проводить занятия оздоровитель-ной ходьбой и оздоровительным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направленности
| Оценка эффективности занятий физической культурой
|
| Самонаблюдение и самоконтроль
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью
Оценка техники движений, способы выявления и устра-нения ошибок в технике выполне-ния (технических ошибок) Измерение резервов организма и состояния здо-ровья с помощью функциональных проб
| Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки). Самонаблюдение за инди-видуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тес-тирование физических качеств). Само-контроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям дина-мики показателей физического развития и физической подготовленности; содержа-ние еженедельно обновляемых комплек-сов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблю-дения за динамикой показателей физичес-кой подготовленности с помощью тесто-вых упражнений Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу слияния его с эталонным образцом. Профилактика появления ошибок и способы их устранения
Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функцио-нальных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки
| Выявлять особенности в приросте показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами.
Характеризовать величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее разными способами Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой.
Оформлять дневник самонаб-людения по основным разделам физкультурно - оздоровительной деятельности Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе ее освоения Измерять резервные возможности организма и оценивать результаты измерений
|
Физическое совершенствование
| Физкультурно-оздоровительная деятельность
|
| Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры
| Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения
Индивидуальные комплексы адаптив-ной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с меди-цинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, цент-ральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения)
| Самостоятельно осваивать упраж-нения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы, под-бирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функ-ционального состояния.
Выполнять упражнения и комплек-сы с различной оздоровительной нап-равленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий
С учетом имеющихся индиви-дуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической куль-туры, включая их в занятия физи-ческой культурой, осуществлять конт-роль за физической нагрузкой во время этих занятий
|
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
| Гимнастика
с элементами акробатики
| 18
| Организующие команды и приемы Акробатические упражнения и комбинации
Ритмическая гимнастика (девочки)
Опорные прыжки
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упраж-нения на парал-лельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки)
| Организующие команды и приемы: построение и перестроение на месте и в движении; передвижение строевым ша-гом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага Акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперед в упор присев; из упора лежа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках груп-пировка и переворот назад через голову в упор присев; длинный кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках
Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упраж-нения; танцевальные шаги (мягкий шаг, высокий шаг, приставной шаг, шаг галопа, шаг польки); упражнения ритмической и аэробной гимнастики. Зачетные комбинации
Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь; опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком; наклоны вперед и назад, вправо и влево в основной и широкой стойке с изменяющимся положением рук; стойка на коленях с опорой на руки; полушпагат и равновесие на одной ноге (ласточка); танцевальные шаги; спрыгивание и сос-коки (вперед, прогнувшись, с поворотом в сторону, с опорой о гимнастическое бревно); зачетные комбинации Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) вперед; из упора правая (левая) вперед, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) назад; из упора махом назад переход в вис на согнутых ногах; вис согнувшись; размахивание в висе; из размахивания в висе подъем разгибом; из виса махом назад соскок, махом вперед соскок; зачетная комбинация Упражнения на параллельных брусьях (мальчики): наскок в упор; передвижение вперед на руках; передвижение на руках прыжками; из упора в сед, ноги в стороны; из седа ноги в стороны переход в упор на прямых руках; размахивание в упоре на прямых руках; из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь; соскоки махом вперед и махом назад с опорой на жердь.
Упражнения на разновысоких брусьях (девочки): наскок на нижнюю жердь; из упора на нижнюю жердь махом назад, соскок (в правую, левую сторону); наскок на верхнюю жердь в вис; в висе на верхней жерди размахивание изгибами; из виса на верхней жерди перейти в сед на правом (левом) бедре с отведением руки в сторону; махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь; из упора на нижней жерди вис прогнувшись с опорой ног о верхнюю жердь; из виса прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь переход в упор на нижнюю жердь; соскальзывание вниз с нижней жерди; зачетные упражнения
| Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы
Описывать технику акробатичес-ких упражнений и составлять акро-батические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать технику акробатических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять.
Оказывать помощь сверстникам при освоении ими новых акроба-тических упражнений, уметь анали-зировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и активно помогать их исправлению Самостоятельно осваивать упражнения ритмической гимнастики, составлять из них комбинации и выполнять их под музыкальное сопровождение
Использовать (планировать) упраж-нения ритмической гимнастики в раз-личных формах занятий физической культурой Описывать технику опорных прыжков и осваивать ее, избегая появления ошибок, соблюдая правила безопасности, и демонстрировать вариативное выполнение упражнений.
Анализировать технику опорных прыжков своих сверстников, выявлять типовые ошибки и активно помогать их исправлению Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне и сос-тавлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать технику гимнасти-ческих упражнений на бревне, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявляя ошибки и активно помогать в их исправлении Описывать технику упражнений на гимнастической перекладине и составлять гимнастические комбина-ции из числа разученных упражнений.
Осваивать технику гимнастичес-ких упражнений на перекладине, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении Описывать технику упражнений на гимнастических брусьях, состав-лять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.
Осваивать технику гимнастичес-ких упражнений на брусьях, предуп-реждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.
Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении
| |
|
|