|
Рабочая программа
по математике
в 11 классе
на 2013- 2014 учебный год
Даниленкова Людмила Анатольевна
учитель математики,
высшая квалификационная категория
2013год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(базовое изучение математики 11 класса)
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии , А. Г. Мордковича (алгебра) и авторской программы под редакцией А. В. Погорелова (геометрия) и составляет 170 учебных часов. Контрольных работ в течении года 13.
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования по математике (второго поколения).
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра.7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы/ авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. –3-е изд., Москва. Мнемозина, 2011.
Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений.2-е изд.-М.:Просвещение,2010.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10— 11 классы (базовый уровень): методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — М.: 2010. — 202 с.
Саакян С. М. Изучение геометрии в 10—11 классах: кн. Для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.— 4-е изд., дораб.— М. : Просвещение, 2010.— 248 с.
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 170 часа, 5 часов в неделю.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
• развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессионал. деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания.
Развитие универсальных учебных действий(У У Д).
1) в личностном направлении:• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об ее развитии, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
• способность к восприятию математических объектов, задач, решений.
2) в метапредметном направлении:• представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме.
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений.
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• осуществлять деятельность исследовательского характера;
3) в предметном направлении:• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований , умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, умение применять уравнения для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
• овладение геометрическим языком, развитие пространственных представлений и приобретение навыков геометрических построений ,применение этих знаний для решения задач.
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Учебно-тематический план.
Алгебра. (102ч) Геометрия.(68ч)
Г.6. Степени и корни. Степенные функции Г.5. Многогранники (18ч).
(18ч). Г.6. Тела вращения (12ч).
Г.7. Показательная и логарифмическая Г.7. Объемы многогранников (10ч).
функции (29ч) Г.8. Объемы и поверхности тел
вращения(11ч).
Г.8. Первообразная и интеграл(8ч). Г.9. Избранные вопросы планиметрии
(17ч).
Г.9. Элементы математической статистики,
комбинаторики и теории вероятностей(15ч).
Г.10. Уравнения и неравенства. Системы
Уравнений и неравенств(20ч).
Повторение (12ч).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Алгебра и начала анализа(102ч).
Степени и корни. Степенные функции (18 ч)
Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции у = , их свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенные функции, их свойства и графики
Показательная и логарифмическая функции (29 ч)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства.
Понятие логарифма. Функция у = log a x, ее свойства и график. Свойства логарифмов. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени. Переход к новому основанию логарифма. Десятичный и натуральный логарифмы, число e. Преобразование простейших выражений, включающие арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл (8 ч)
Первообразная и неопределенный интеграл. Правила отыскания первообразных. Таблица основных неопределенных интегралов.
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона — Лейбница. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла.
Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (15 ч)
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Случайные события и их вероятности. Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20ч)
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений: замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными.
Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями. Системы уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов при решении содержательных задач из различных областей науки и практики Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Уравнения и неравенства с параметрами.
Повторение (12ч).
Геометрия.(68ч).
Многогранники (18ч). Двугранные и многогранные углы. Призма. Пирамида. Построение сечений.
Тела вращения (12ч). Цилиндр. Конус. Шар. Сфера. Построение их сечений
Объемы многогранников (10ч). Объемы призм и пирамид. Равновеликие тела. Усеченная пирамида..
Объемы и поверхности тел вращения (11ч). Объем цилиндра. Объем конуса. Объем шара (сферы). Шаровый сегмент и шаровый сектор. Площади поверхностей этих фигур.
Избранные вопросы планиметрии (17ч). Решение треугольников. Площади треугольников и четырехугольников. Теорема Чевы. Теорема Минелая. Метрические соотношения в окружности.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;применение математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
АЛГЕБРА - уметь:
1 выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифмы;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
применять знания для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ - уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать знания для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - уметь:
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций;
вычислять площади фигур с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для решения прикладных задач,
в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие
и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА - уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ -уметь:
1. решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
2. вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
3. анализировать числовые данные, представленные в виде диаграмм;
4. обрабатывать информацию. статистического характера;
Геометрия - знать:
1.основные понятия и определения геометрических фигур ;
2.формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и следствий;
3.возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
Уметь: 1. соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
2.изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
3.решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
4.проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
5.вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
6. применять координатно – векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
7.Строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
Календарно- тематическое планирование
по математике (алгебра, геометрия) в 11 классе
№
п/п
| Алгебра
| Геометрия
| Дата
по плану
| Дата
факт
|
| Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (18 ч).
| Глава5. Многогранники(18 ч)
|
|
| 1.
| п.33. Понятие корня п-ой степени из действительного числа.
|
|
|
| 2.
|
| п39,40.Двугранный угол. Трехгранный и многогранный углы.
|
|
| 3.
| п.33. Понятие корня п-ой степени из действительного числа.
|
|
|
| 4.
| п.34. Функции у= , их свойства и графики.
|
|
|
| 5.
|
| п.41.Многогранники.
|
|
| 6.
| п.34. Функции у= , их свойства и графики.
|
|
|
| 7.
|
| п.42,43.Призма. Изображение призмы.
|
|
| 8.
| п.35. Свойства корня п-ой степени.
|
|
|
| 9.
| п.35. Свойства корня п-ой степени.
|
|
|
| 10.
|
| п.43.Построение сечений призмы.
|
|
| 11.
| п.35. Свойства корня п-ой степени.
|
|
|
| 12.
|
| п.44.Прямая призма.
|
|
| 13.
| п.36. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
|
|
|
| 14.
| п.36. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
|
|
|
| 15.
|
| п.45.Параллелепипед. Центральная симметрия параллелепипеда.
|
|
| 16.
| п.36. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
|
|
|
| 17.
|
| п.46 Прямоугольный параллелепипед. Симметрия прямоугольного параллелепипеда.
|
|
| 18.
| Контрольная работа №1 ( А1) «Степени и корни».
|
|
|
| 19.
| п.37. Обобщение понятия о показателе степени.
|
|
|
| 20.
|
| Многогранники. Решение задач.
|
|
| 21.
| п.37. Обобщение понятия о показателе степени.
|
|
|
| 22.
|
| Контрольная работа №2 (Г1) «Многогранники».
|
|
| 23.
| п.37. Обобщение понятия о показателе степени.
|
|
|
| 24.
| п.38. Степенные функции, их свойства, графики.
|
|
|
| 25.
|
| п.47.Пирамида.
|
|
| 26.
| п.38. Степенные функции, их свойства, графики.
|
|
|
| 27.
|
| п.48.Построение пирамиды и её плоских сечений.
|
|
| 28.
| п.38. Степенные функции, их свойства, графики.
|
|
|
| 29.
| Зачетный урок по теме «Степень».
|
|
|
| 30.
|
| п.48.Построение пирамиды и её плоских сечений.
|
|
|
| Глава 7. Показательная и логарифмическая функции(29ч).
|
|
|
| 31.
| п.39. Показательная функция, её свойства и график.
|
|
|
| 32.
|
| п.49.Усеченная пирамида.
|
|
| 33.
| п.39. Показательная функция, её свойства и график.
|
|
|
| 34.
| п.39. Показательная функция, её свойства и график.
|
|
|
| 35.
|
| п.50.Правильная пирамида.
|
|
| 36.
| п.40. Показательные уравнения и неравенства.
|
|
|
| 37.
|
| п.51.Правильные многогранники.
|
|
| 38.
| п.40. Показательные уравнения и неравенства.
|
|
|
| 39.
| п.40. Показательные уравнения и неравенства.
|
|
|
| 40.
|
| п.51.Правильные многогранники.
|
|
| 41.
| п.40. Показательные уравнения и неравенства.
|
|
|
| 42.
|
| Зачет по теме «Многогранники»
|
|
| 43.
| Контрольная работа № 3 (А2) «Показательная функция».
|
|
|
| 44.
| п.41. Понятие логарифма.
|
|
|
| 45.
|
| Контрольная работа №4 (Г2) «Многогранники».
|
|
| 46.
| п.41. Понятие логарифма.
|
|
|
|
|
| . Глава 6. Тела вращения (12 ч)
|
|
| 47.
|
| п.52,53..Цилиндр . Сечения цилиндра плоскостями.
|
|
| 48.
| П.42. Логарифмическая функция, её свойства и график.
|
|
|
| 49.
| П.42. Логарифмическая функция, её свойства и график.
|
|
|
| 50.
|
| п.54.Вписанная и описанная призмы.
|
|
| 51.
| П.42. Логарифмическая функция, её свойства и график.
|
|
|
| 52.
|
| п.55,56.Конус. Сечения конуса.
|
|
| 53.
| п.43.Свойства логарифмов.
|
|
|
| 54.
| п.43.Свойства логарифмов.
|
|
|
| 55.
|
| п.57.Вписанная и описанная пирамиды.
|
|
| 56.
| п.43.Свойства логарифмов.
|
|
|
| 57.
|
| п.58,59,60..Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара.
|
|
| 58.
| п.44. Логарифмические уравнения.
|
|
|
| 59.
| п.44. Логарифмические уравнения.
|
|
|
| 60.
|
| п.61.Касательная плоскость. Решение задач.
|
|
| 61.
| п.44. Логарифмические уравнения.
|
|
|
| 62.
|
| п.62. Пересечение двух сфер.
|
|
| 63.
| Контрольная работа № 5 (А3) . «Логарифмическая функция».
|
|
|
| 64.
| п.45. Логарифмические неравенства.
|
|
|
| 65.
|
| п.63. Вписанные и описанные многогранники.
|
|
| 66.
| п.45. Логарифмические неравенства.
|
|
|
| 67.
|
| п.63. Вписанные и описанные многогранники.
|
|
| 68.
| п.45. Логарифмические неравенства.
|
|
|
| 69.
| п.46. Переход к новому основанию логарифма.
|
|
|
| 70.
|
| П.64. О понятии тела и его поверхности в геометрии. Решение задач.
|
|
| 71.
| п.46. Переход к новому основанию логарифма.
|
|
|
| 72.
|
| Зачет по теме «Тела вращения»
|
|
| 73.
| п.47. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
|
|
|
| 74.
| п.47. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
|
|
|
| 75.
|
| Контрольная работа № 6 (Г3) «Тела вращения»
|
|
| 76.
| п.47. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
|
|
|
|
|
| Глава 7. Обьемы многогранников. (10 ч).
|
|
| 77.
|
| п.65,66. Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
|
|
| 78.
| Контрольная работа № 7 (А4) «Логарифмическая и показательная функции»
|
|
|
|
| Глава 8. Первообразная и интеграл (8ч).
|
|
|
| 79.
| п.48. Первообразная.
|
|
|
| 80.
|
| п.67.Объем наклонного параллелепипеда.
|
|
| 81.
| п.48. Первообразная.
|
|
|
| |
|
|