Главная страница


Программа «Школа 2100»



Скачать 371.76 Kb.
НазваниеПрограмма «Школа 2100»
Дата10.02.2016
Размер371.76 Kb.
ТипПрограмма

Аннотация к Рабочей программе по математике

2 класс, программа «Школа 2100»

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по математике Л. Г. Петерсон (2010 г.), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс: учебник: в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.

  2. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс: метод.рекомендации / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.

  3. Петерсон Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Вып. 2. Вариант 1 (2) / Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова. – М.: Ювента, 2014.

  4. Петерсон Л. Г. Устные упражнения на уроках математики: 2 класс: метод.рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. – М.: Школа 2000, 2010.

Основными целями курса математики для 1–4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

− формирование у учащихся основ умения учиться;

− развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

− создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата

как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика курса

Содержание курса математикистроится на основе:

системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

дидактической системы деятельностного метода «Школа 2100.» (Л.Г. Петерсон).

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2100». Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2100» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения с 1-го по 4-й класс.

При преподавании используются:

  • классно-урочная система;

  • практические работы;

  • работа в группах (в микрогруппах, в парах);

  • применение мультимедийного материала.

Виды контроля:

  • текущий: в ходе проверки домашнего задания, в ходе устного и письменного опроса в начале урока (карточки, математический диктант, тестовые задания), итогового опроса в конце урока, в ходе дополнительных заданий к упражнениям;

  • для проведения тематического и итогового контроля работа проводится в специальных тетрадях на печатной основе «Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы», 2 кл., варианты 1 и 2 (автор Л. Г. Петерсон, Э. . Барзунова, А. А. Невретдинова);

  • входная контрольная работа (начало учебного года – сентябрь)

  • итоговая комплексная работа (в начале года и в конце учебного года).


Технология деятельностного метода «Школа 2100» (ТДМ)

Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2100» имеются уроки других типов:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;

  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;

  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Аннотация к Рабочей программе по русскому языку

2 класс,программа «Школа 2100»
Программасоставленав соответствиистребованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщего образованияиобеспеченаУМКдля 1–4кл.,авторовР.Н.Бунеева,Е.В. Бунеевой,О.В.Прониной,О.В.Чиндиловойидр.: учебник«Русский язык» для 2 кл.; тетрадь«Проверочные и контрольные работыпорусскомуязыку»;«Дидактическийматериалпорусскомуязыку».

Курс русского языка вначальной школе – часть единогонепрерывногокурсаобучения,поэтомуонориентированнапредметицели обучениярусскомуязыкувосновнойшколе. Предметомобученияв основнойшколеявляетсясовременныйрусскийлитературныйязык вегореальномфункционировании.Целиобучениярусскомуязыкув основнойшколе:

1)развитиеисовершенствованиевсехвидовречевойдеятельности:

чтения,письма,слушания,говорения;

2)формированиеэлементарнойлингвистическойкомпетенции.

Исходяизэтого,назначениепредмета«Русскийязык» вначальной школе состоит в том, чтобы заложитьоснову формирования функциональнограмотнойличности,обеспечитьязыковоеиречевое развитиеребёнка,помочьемуосознатьсебяносителемязыка.

Цель определяетсякак развитиеличностиребёнкасредствами предмета«Русскийязык»:

  • формированиеуучащихсяпредставленияоязыкекак составляющей целостнойнаучнойкартинымира;знаково-символическогои логическогомышлениянабазе основныхположенийнаукиоязыке (познавательнаяцель);

  • формированиекоммуникативной компетенции(социокультурная цель).

Всоответствиисэтойцельюставятсязадачи:

1)развитие удетей патриотическогочувствапоотношениюкродному языку:любви иинтересакнему,осознанияегокрасотыиэстетическойценности,гордостииуважениякязыкукакчастирусской национальнойкультуры;

2)осознаниесебяносителемязыка,языковойличностью,котораянаходитсявпостоянномдиалоге(черезязык исозданныенанёмтексты)смиромиссамимсобой;

3)формирование удетей чувстваязыка;

4)воспитаниепотребностипользоватьсявсем языковымбогатством(азначит,ипознаватьего), совершенствовать своюустнуюиписьменнуюречь,делатьеёправильной,точной,богатой;

5)сообщениенеобходимыхзнанийиформирование учебно-языковых,речевыхиправописныхуменийинавыков, необходимыхдля того, чтобыправильно,точноивыразительноговорить, читатьиписатьнародномязыке.

Общая характеристика учебного курса

Вкурсе русского языка вначальнойшколеведущимнаправлением учебной деятельностидетей являетсяовладениеписьменной речью, культурой письменногообщения(естественно, наряду с развитиемуменийчтения,говоренияислушания).Поэтомувряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы«Предложение»и«Текст».

Во2-м классе дети закрепляютпризнакипредложения,знакомятся сповествовательной,вопросительнойи восклицательнойинтонацией;совершенствуютумениеправильноорфографическиипунктуационнооформлятьпредложения на письме, читатьипроизноситьихсправильной интонацией;конструироватьпредложенияизслов.Углубляетсяпонятиеотексте.Детиучатся отличатьтекстотнаборапредложений,анализировать заглавие,соотноситьегоссодержаниемиглавноймыслью,самостоятельноозаглавливатьтекстиего части.

Третьимважнейшим разделомвкурсерусскогоязыканачальнойшколыявляетсяраздел«Слово».

Словорассматриваетсясчетырёхточекзрения:

  1. звуковогосоставаиобозначениязвуковбуквами;

  2. морфемногосоставаисловообразования;

  3. грамматическогозначения;

  4. лексическогозначения, лексическойсочетаемости и словоупотребления.

Второйаспект в рассмотрении слова в курсе русскогоязыка начальнойшколы– это его морфемный состав.

Во 2-м классе даётсяопределениекорня, однокоренныхслов, суффикса, приставки. Систематическипроводитсянаблюдениенад однокореннымисловами,подбор групподнокоренныхслов и выявлениепризнаков,покТретийаспектрассмотренияслова – лексический.Онсвязан с называниемпредметовиявленийокружающегомира.Лексическая работапронизывает весь курс: регулярноведётсянаблюдение над значениемслов,в том числеоднокоренных; объясняютсяи уточняютсязначенияслов.

Четвёртыйаспектрассмотренияслова –морфологический.

Детизнакомятся с группами слов, которые отвечают наопределённыевопросы(1)кто? что?2)какой?какая?какое?какие?3)чтоделает?что делал?что сделал?),учатсяставитьвопросыксловам, отслова кслову,узнают,что слова,которыеотвечаютна вопросы«кто?– что?»,могут называтьодин предмети много предметов;частичноусваиваютопределениячастейречи.Крометого, выделяетсягруппаслов,ккоторымнельзязадать вопрос (предлоги,союзы,атакжеслова,которые выражаютчувства,но не называютих – без введениятермина«междометие»). Так постепенноудетей складываетсяпредставлениеотрёх группах слов в русскомязыке– самостоятельных(знаменательных), служебных,междометиях–иобихфункцияхвречи.Помиморазделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входятразделы«Развитиеречи»и«Совершенствование навыков каллиграфии».Два последнихне выделенывкачествеспециальныхразделовдля изучения,ноявляются ведущиминаправлениямиработыпорусскомуязыкувкурсе начальнойшколы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерным программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-ый класс.

При преподавании используются:

  • классно-урочная система;

  • применение мультимедийного материала.

Виды контроля:

  • текущий: в ходе проверки домашнего задания, в ходе устного и письменного опроса в начале урока, итогового опроса в конце урока, в ходе дополнительных заданий к упражнениям;

  • для проведения тематического и итогового контроля работа проводится в специальных тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2 кл., варианты 1 и 2 (автор Е. В. Бунеева);

  • формы итогового контроля – проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.

Типы проблемно-диалогических уроков:

Аннотация к Рабочей программе по литературному чтению

2 класс, программа «Школа 2100»
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.)ИспользуетсяУМКполитературномучтению:учебники«Литературноечтение»2-йкласс–«Маленькая дверь в большой мир»,в2-хч.;атакжеметодическиерекомендациидля учителя и «Тетради по литературному чтению»для учащихся.

Цель уроков литературного чтения–формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1)формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста–правильного типа читательской деятельности ;одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3)развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря),овладение речевой и коммуникативной куль-турой; развитие творческих способностей детей;

4)приобщение детей к литературекакискусствуслова,кпониманию того, что делаетлитературухудожественной,–через введение элементованализатекстов(втомчислесредстввыразительности)и практическоеознакомлениесотдельнымитеоретико-литературными понятиями.

Вначальнойшколенеобходимо заложитьосновыформированияграмотногочитателя.Грамотный читатель–эточеловек,укоторогоестьстойкаяпривычкакчтению, сформированадушевнаяидуховнаяпотребностьвнем каксредстве познаниямираисамопознания.Эточеловек,владеющийтехникой чтения,приёмамипонимания прочитанного,знающийкнигииумеющийих самостоятельно выбирать.

Общая характеристика учебного предмета.

Впрограммезаоснову взяттрадиционныйтематическийпринцип группировкиматериала,однаковреализацииэтого принципа есть свои особенности.Всеучебникиобъединенывнутреннейлогикой.

Во2-мклассемир,которыйоткрываютдля себядети,расширяется. ЧитаяпроизведенияфольклоранародовРоссииимира(сказки, былины, загадки, песенки, пословицыи поговорки)и авторские сказки,второклассникикакбы выходятв «единоедуховноепространство»иузнают,чтомир велик имногообразенивтоже время един.Когдабыигдебынижилилюди,впроизведенияхфольклора разныхнародовотчётливовидно,чтовчеловекевсегда ценилисьтрудолюбиеипатриотизм, умидоброта,храбростьидостоинство,сила чувстви верность,а неприятиевызывалиленость,скупость,глупость,трусость,зло...Для этого вучебникспециальновключены, например, сказки разных народов, имеющиесходныеназвания, сюжет, главнуюмысль.

Принципидейнохудожественнойзначимости. «Сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знатоки любителькниг,они сСашейпутешествуютвсказки;Саша задаёт Афанасиювопросы,итототвечаетили помогаетнайтиответ,рассказывает,читаетвесёлыестихи,песенкиисчиталки,загадывает загадки.Такимобразом,системауроков литературногочтенияво2-мклассе–этоигра-путешествие.

Программа предусматриваетиорганизацию самостоятельного домашнегочтениядетей, и уроки внеклассногочтения,главное отличиекоторыхсостоитвтом, чтонаэтих уроках дети работаютнес учебником-хрестоматией, а с детскойкнигой. Главная особенность системывнеклассного чтениязаключаетсявтом, что дети читают«в рамкахучебников»,тоестьдругиерассказыилистихи авторовданного раздела,остальныеглавыизповести,которыеневключенывданный раздел,ит.д.Такреализуетсяпринципцелостноговосприятияхудожественногопроизведения. Урокивнеклассногочтенияпроводятся после окончанияработынадкаждымразделом.

Для заучивания наизусть рекомендуютсявсе стихотворения, включённыевучебники,атакженебольшие(от3–4 до7–8 предложений)отрывкипрозыповыборуучителя.Вслучаеесликоличество иобъёмстихотворенийдлязаучиваниянаизустьпокажутсяучителю слишкомбольшими,детимогут учитьодноиз2–3 стихотворенийпо собственномувыбору.

На урокахлитературногочтенияведущейявляется технология формированиятипаправильнойчитательскойдеятельности(технологияпродуктивногочтения),обеспечивающаяформированиечитательскойкомпетенциимладшихшкольников.

Всоответствиисфедеральнымбазиснымучебным планомипримерными программами начального общего образования предмет«Литературноечтение»изучается с1-й по4-й класс.

При преподавании используются:

  • классно-урочная система;

  • применение мультимедийного материала;

  • занятия в районной библиотеке;

  • внеклассные занятия в школьной библиотеке;

  • технология оценивания образовательных достижений;

  • групповая работа;

  • проектные задания на предметном материале.

Виды контроля:

  • входная диагностика (начало учебного года);

  • текущая диагностика (в ходе изучения программного материала);

  • промежуточная диагностика (в конце года обучения);

  • проверочные работы («Тетрадь по литературному чтению». 2-й класс, Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.);

  • проверка техники чтения.

Типы уроков:

  • урок-путешествие;

  • урок-экскурсия;

  • урок-контроль знаний.


Аннотация к Рабочей программе по окружающему миру

2 класс, программа «Школа 2100»
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Вахрушева А. А., Бурского О. В., Раутиан А. С. «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.) УМК по курсу «Окружающий мир» для 2 класса включает несколько учебно-методических пособий:

  1. Учебник «Наша планета Земля» в двух частях (авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутина);

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета Земля»(авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутина);

  3. Методические рекомендации для учителя (авторы А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова);

  4. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс (авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретёнными знаниями.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений.

Общая характеристика учебного предмета.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

При преподавании используются:

  • классно-урочная система;

  • практические занятия;

  • технология проблемного диалога;

  • технология продуктивного чтения;

  • технология оценивания;

  • групповая работа;

  • задания по проектам (на предметном материале);

  • применение мультимедийного материала)

Виды контроля

  • Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).

  • Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

  • Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ (1-2 кл.) и тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах.

  • Метапредметные диагностические работы проводятся 1 раз в год (апрель – май).

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль играеттаблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.

Типы уроков:

  • комбинированный урок с изучением нового материала и его закреплением;

  • урок-экскурсия;

  • урок открытия нового;

  • урок контроля.



Аннотация к Рабочей программе по изобразительному искусству

2 класс, программа «Школа 2100»
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011, на основе Примерных программ по учебным предметам «Начальная школа» в 2 частях, Москва «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения), авторской программы О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) и обеспечена УМК для 1 – 4 классов, является продолжением непрерывного курса развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами

Общая характеристика учебного курса, предмета

Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года и интересов учащихся.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками.

Рисование на темы - это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождаются выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приёмы народной росписи.

В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

В содержание этого раздела входит составление цветных аппликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, животных, фигуру человека, а также составление сюжетных композиций и декоративные работы.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 – 4 классах проводится в начале и в конце урока в течение 8 – 10 минут. В одной беседе показывают, как правило, два-три станковых произведения (или три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства).В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч. в неделю с 1-го по 4-й касс.

При преподавании используются:

  • классно-урочная система;

  • применение мультимедийного материала.

Типы уроков:

  • урок-сказка;

  • урок-экскурсия;

  • урок-путешествие;

  • практические работы.


Аннотация к Рабочей программе по технологии

2 класс, программа «Школа 2100»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Москва «Просвещение» 2011, на основе Примерных программ по учебным предметам «Начальная школа» в 2 частях, Москва «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения) и обеспечена УМК для 1 – 4 классов.Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций к ним для каждого класса.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

изобразительный. В нёмВторой блок эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

технико-технологический.Третий блок Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающее в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ изучение технологии в начально школе проходит с 1-го по 4-й класс.

Занятия могут проводиться учителем начальных классов, специалистами-предметниками (учитель по технологии, изобразительному искусству).

Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время, особенно театрализованные виды деятельности в рамках раздела «Давным-давно».

При преподавании используется:

  • классно-урочная система;

  • технология продуктивной художественно-творческой деятельности;

  • технология оценивания;

  • задания для групповой работы;

  • проектные задания;

  • применение мультимедийного материала.

Типы уроков:

  • урок-исследование;

  • практические работы;

  • урок-экскурсия;

  • урок-проект;

  • интегрированные уроки.


Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.