|
Программа по русскому языку «Виды чтения и работа с текстом» МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Программа по русскому языку
«Виды чтения и работа с текстом» (6 класс)
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе
примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М., Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения),
программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «ОБСШ» (срок реализации Программы – 5 лет (5 – 9 класс),
междисциплинарной программы «Смысловые стратегии и работа с текстом» МБОУ «ОБСШ».
Актуальность программы
Учащиеся пятых и шестых классов, обучающиеся по ФГОСу, как показывает опыт, испытывают большие трудности в освоении материала учебников, особенно гуманитарных и естественных наук (в отличие от образования до введения стандарта, уже с пятого класса эти дети осваивают обществознание, географию и биологию). У многих детей выявляются следующие проблемы: неумение воспринимать текст параграфа как единое целое, отсутствие навыка поиска в научном тексте ответа на вопрос, отсутствие навыка осмысленного чтения разных типов текстов. Разумеется, и дальнейшее освоение школьной программы предполагается с этими же проблемами. Именно поэтому был разработан спецкурс, направленный на решение конкретной проблемы. Цель программы. Программа имеет следующую цель: обучить школьников различным видам работы с текстом ,научить продуктивно использовать эти приемы.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Место предмета в учебном курсе. Учебным планом нашей школы выделено 0,5 часа в неделю(17 часов в год) на работу со смысловыми стратегиями.
Формируемые в ходе реализации программы универсальные учебные действия Реализация программы предполагается через овладение школьниками в ходе внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные:
формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
сформировать основы рефлексивного чтения;
Планируемые результаты освоения обучающимисястратегии смыслового чтения.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты):
В результате работы с данной программой ученики
приобретут навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов;
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
овладеют такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
Ученики научатся:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- находить в тексте требуемую информацию;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию; Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
Ученики научатся:
- структурировать текст, используя оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте изображения;
- интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Работа с текстом: оценка информации:
Ученики научатся:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения; Содержание обучения.
Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность).
Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов.
Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного).
Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста».
Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного),
Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста»
Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного).
Практическая работа «Как работать с параграфом учебника»
Обучение приемам сжатия текста.
Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста»
Итоговая работа «Смысловой анализ текста»
Календарно-тематическое планирование.
№
| Тема
| Кол-во часов
| Содержание
| Планируемые результаты
| 1
| Понятие текста, основные признаки текста.
| 1
| Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность).
| -вспомнить, что такое текст, его основные признаки и структуру.
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
| 2
| Типы текстов.
| 2
| Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов.
| - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- научить воспроизводить и интерпретировать тексты разных типов;
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
| 3
| Ознакомительное чтение
| 2
| Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного)
| — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
| 4
| Практическая работа
| 1
| Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста».
|
| 5
| Изучающее чтение
| 2
| Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного)
| — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
| 6
| Практическая работа
| 1
| Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста»
|
| 7
| Просмотровое (поисковое) чтение
| 2
| Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного).
| - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
| 8
| Практическая работа
| 1
| Практическая работа «Как работать с параграфом учебника»
|
| 9
| Приемы сжатия текста
| 1
| Обучение приемам сжатия текста.
| - находить в тексте требуемую информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
| 10
| Практическая работа
| 1
| Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста»
|
| 11
| Практическая работа
| 2
| Смысловой анализ текста.
|
|
Список литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. :Баласс, 2011.
Занятие 1. |
|
|