Главная страница

Программа по русскому языку «Виды чтения и работа с текстом»



Скачать 90.07 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку «Виды чтения и работа с текстом»
Дата27.08.2016
Размер90.07 Kb.
ТипПрограмма

МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»

Программа по русскому языку

«Виды чтения и работа с текстом» (6 класс)


  1. Пояснительная записка.


Программа разработана на основе

примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М., Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения),

программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «ОБСШ» (срок реализации Программы – 5 лет (5 – 9 класс),

междисциплинарной программы «Смысловые стратегии и работа с текстом» МБОУ «ОБСШ».

Актуальность программы

Учащиеся пятых и шестых классов, обучающиеся по ФГОСу, как показывает опыт, испытывают большие трудности в освоении материала учебников, особенно гуманитарных и естественных наук (в отличие от образования до введения стандарта, уже с пятого класса эти дети осваивают обществознание, географию и биологию). У многих детей выявляются следующие проблемы: неумение воспринимать текст параграфа как единое целое, отсутствие навыка поиска в научном тексте ответа на вопрос, отсутствие навыка осмысленного чтения разных типов текстов. Разумеется, и дальнейшее освоение школьной программы предполагается с этими же проблемами. Именно поэтому был разработан спецкурс, направленный на решение конкретной проблемы.
Цель программы.
Программа имеет следующую цель: обучить школьников различным видам работы с текстом ,научить продуктивно использовать эти приемы.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Место предмета в учебном курсе.
Учебным планом нашей школы выделено 0,5 часа в неделю(17 часов в год) на работу со смысловыми стратегиями.


Формируемые в ходе реализации программы универсальные учебные действия
Реализация программы предполагается через овладение школьниками в ходе внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:

Регулятивные:

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Познавательные:

  • формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • сформировать основы рефлексивного чтения;




Планируемые результаты освоения обучающимисястратегии смыслового чтения.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты):

В результате работы с данной программой ученики

приобретут навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов;

научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

овладеют такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,

сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

Ученики научатся:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- находить в тексте требуемую информацию;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

Ученики научатся:

- структурировать текст, используя оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте изображения;

-  интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации:

Ученики научатся:

- откликаться на содержание текста:

 - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;
Содержание обучения.

Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность).

Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов.

Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного).

Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста».

Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного),

Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста»

Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного).

Практическая работа «Как работать с параграфом учебника»

Обучение приемам сжатия текста.

Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста»

Итоговая работа «Смысловой анализ текста»

Календарно-тематическое планирование.




Тема

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

1

Понятие текста, основные признаки текста.

1

Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность).

-вспомнить, что такое текст, его основные признаки и структуру.

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

2

Типы текстов.


2

Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов.

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- научить воспроизводить и интерпретировать тексты разных типов;

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

3

Ознакомительное чтение

2

Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного)

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

4

Практическая работа

1

Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста».




5

Изучающее чтение

2

Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного)

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

6

Практическая работа

1

Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста»




7

Просмотровое (поисковое) чтение

2

Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного).

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;


8

Практическая работа

1

Практическая работа «Как работать с параграфом учебника»




9

Приемы сжатия текста

1

Обучение приемам сжатия текста.

- находить в тексте требуемую информацию;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

10

Практическая работа

1

Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста»




11

Практическая работа

2

Смысловой анализ текста.





Список литературы.

1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. :Баласс, 2011.

Занятие 1.