|
Программа по математике 6 класс Ф. И. О. учителя: Баринова Елена Валерьевна Пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
6 класс
Ф. И.О. учителя:
Баринова Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. - 64 с. – (Стандарты второго поколения)
Программа основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 - 6 классы. / [авт. - сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 33 с.).
Отличительные особенности данной рабочей программы от авторской программы В.И. Жохова в изменении количества часов на изучение разделов «Умножение и деление обыкновенных дробей» (больше на 1 час), «Отношения и пропорции» (больше на 1 час), «Решение уравнений» (больше на 2 часа), за счет чего итоговое повторение сокращено на 4 часа. Такое изменение целесообразно в связи с важностью более подробного изучения перечисленных тем, а итоговое повторение в объеме 13 часов вместо 17 достаточно.
В состав учебно-методического комплекта «Математика-6» (авт. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд) входят следующие книги:
Программа «Математика» 5-6 классы. Авт. - сост. В.И. Жохов.
Учебник «Математика» 6 класс. Авт.: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 классах. Автор В.И. Жохов.
Рабочая тетрадь «Математика» 6 класс (в двух частях). Автор В.Н. Рудницкая.
Контрольные работы «Математика» 6 класс. Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева.
Математический тренажер, 6 класс. Авт.: В.И. Жохов, В.Н. Погодин.
Преподавание ведется 5 часов в неделю, всего за год 170 часов.
В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ:
«Делимость чисел»
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
«Умножение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа»
«Деление обыкновенных дробей»
«Дробные выражения. Нахождение числа по его дроби»
«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
«Отношения и пропорции»
«Координаты на прямой. Модуль числа»
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
«Коэффициент. Подобные слагаемые»
«Решение уравнений»
«Координаты на плоскости»
«Итоговая контрольная работа»
Виды контроля, используемого при изучении материала: вводный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный.
Классы, для которых написана данная рабочая программа, общеобразовательные, поэтому каких-либо особенностей, на которые стоит обратить внимание при обучении, нет.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- развитие представления о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
В результате изучения математики в 6 классе ученик должен:
знать (предметно-информационная составляющая образования):
- существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширить понятие числа;
- примеры геометрических объектов;
уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образования):
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ценностно-ориентационная составляющая образования) для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- выполнения расчетов по формулам, для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц, графиков. Содержание учебного предмета
Делимость чисел (20 часов)
Делители и кратные. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа)
Основное свойства дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение комбинаторных задач перебором возможных вариантов.
Умножение и деление обыкновенных дробей с разными знаменателями (32 часа)
Умножение дробей. Нахождение части от целого и целого по его части. Изображение пространственных фигур и описание их свойств. Моделирование, изготовление разверток пространственных фигур.
Отношения и пропорции (19 часов)
Отношение. Пропорция, основные свойства пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Масштаб. Длина окружности. Моделирование пространственных фигур изготовление пространственных фигур из разверток.
Положительные и отрицательные числа (13 часов)
Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой, множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов)
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение положительных и отрицательных чисел. Вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Свойства арифметических действий.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов)
Умножение положительных и отрицательных чисел. Свойства умножения. Деление положительных и отрицательных чисел. Периодическая дробь. Свойства действий с положительными и отрицательными числами.
Решение уравнений (15 часов)
Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Координаты на плоскости (13 часов)
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости. Графики. Диаграммы.
Повторение. Решение задач (13 часов)
Систематизация и обобщение курса математики 5-6 класса. Тематическое планирование
№ урока
(+дата карандашом)
| Тема урока
| Основные виды учебной деятельности
| Примечание
| Метапредметные УУД
| Предметные УУД
| Личностные УУД
| Раздел 1. Делимость чисел (20 уроков)
| 1
| Делители и кратные
| Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперимен-ты (в том числе с ис-пользованием калькулятора, компьютера).
Понимание сущности алгоритмиче-ских предпи-саний и уме-ние действо-вать в соот-ветствии с предложен-ным алгорит-мом.
| Формулировать определе-ния делителя и кратного, простого чис-ла и состав-ного числа, свойства и признаки делимости.
Доказывать и опровер-гать с по-мощью контрприме-ров утверж-дения о дели-мости чисел. Классифици-ровать нату-ральные чис-ла (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.)
| Умение ясно, точно, гра-мотно изла-гать свои мысли в уст-ной и пись-менной речи, понимать смысл по-ставленной задачи, вы-страивать аргумента-цию, приво-дить приме-ры.
|
| 2
| Делители и кратные
|
| 3
| Делители и кратные
|
| 4
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
|
| 5
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
|
| 6
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
|
| 7
| Признаки делимости на 9 и на 3
|
| 8
| Признаки делимости на 9 и на 3
|
| 9
| Простые и составные числа
|
| 10
| Простые и составные числа
|
| 11
| Разложение на простые множители
|
| 12
| Разложение на простые множители
|
| 13
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
| 14
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
| 15
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
| 16
| Наименьшее общее кратное
|
| 17
| Наименьшее общее кратное
|
| 18
| Наименьшее общее кратное
|
| 19
| Наименьшее общее кратное
|
| 20
| Контрольная работа №1 «Делимость чисел»
| Умение конт-ролировать процесс и ре-зультат учеб-ной матема-тической деятельности.
|
| Раздел 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 урока)
| 21
| Основное свойство дроби
| Анализиро-вать и ос-мысливать текст задачи, переформулировать усло-вие, извле-кать необхо-димую ин-формацию, моделировать условие с помощью схем, рисун-ков, реаль-ных предме-тов.
Моделиро-вать в графи-ческой, пред-метной фор-ме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновен-ной дроби.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.
| Формулиро-вать, записы-вать с помо-щью букв основное свойство дро-би, правила действий с обыкновен-ными дробя-ми.
Преобразо-вывать обыкновен-ные дроби, сравнивать и упорядочи-вать их.
Выполнять вычисления с обыкновенными дробями.
| Умение ясно, точно, гра-мотно изла-гать свои мысли в уст-ной и пись-менной речи, понимать смысл по-ставленной задачи, вы-страивать аргумента-цию, приво-дить приме-ры.
Строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуще-ствлять самоконтроль, проверяя от-вет на соот-ветствие ус-ловию.
|
| 22
| Основное свойство дроби
|
| 23
| Сокращение дробей
|
| 24
| Сокращение дробей
|
| 25
| Сокращение дробей
|
| 26
| Приведение дробей к общему знаменателю
|
| 27
| Приведение дробей к общему знаменателю
|
| 28
| Приведение дробей к общему знаменателю
|
| 29
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| 30
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| 31
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| 32
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| 34
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| 35
| Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
|
| 36
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 37
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 38
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 39
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 40
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 41
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| 42
| Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел»
|
| Раздел 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 урока)
| 43
| Умножение обыкновенных дробей
| Анализиро-вать и ос-мысливать текст задачи, переформулировать усло-вие, извле-кать необхо-димую ин-формацию, моделировать условие с помощью схем, рисун-ков, реаль-ных предме-тов.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.
| Преобразо-вывать обыкновен-ные дроби, сравнивать и упорядочи-вать их.
Формулиро-вать, запи-сывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями.
Объяснять, что такое процент. Представ-лять процен-ты в виде дробей и дро-би в виде процентов.
Выполнять вычисления с обыкновенными дробями
Решать задачи на проценты и дроби..
| Умение ясно, точно, гра-мотно изла-гать свои мысли в уст-ной и пись-менной речи, понимать смысл по-ставленной задачи, вы-страивать аргумента-цию, приво-дить приме-ры.
Строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуще-ствлять самоконтроль, проверяя от-вет на соот-ветствие ус-ловию.
|
| 44
| Умножение обыкновенных дробей
|
| 45
| Умножение обыкновенных дробей
|
| 46
| Умножение обыкновенных дробей
|
| 47
| Умножение обыкновенных дробей
|
| 48
| Нахождение дроби от числа
|
| 49
| Нахождение дроби от числа
|
| 50
| Нахождение дроби от числа
|
| 51
| Нахождение дроби от числа
|
| 52
| Применение распределительного свойства умножения
|
| 53
|
|
| 54
| Применение распределительного свойства умножения
|
| 55
| Применение распределительного свойства умножения
|
| 56
| Применение распределительного свойства умножения
|
| 57
| Контрольная работа №4 «Умножение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа»
|
| 58
| Взаимно обратные числа
|
| 59
| Взаимно обратные числа
|
| 60
| Деление обыкновенных дробей
|
| 61
| Деление обыкновенных дробей
|
| 62
| Деление обыкновенных дробей
|
| 63
| Деление обыкновенных дробей
|
| 64
| Деление обыкновенных дробей
|
| 65
| Контрольная работа №5 «Деление обыкновенных дробей»
|
| 66
| Нахождение числа по его дроби
|
| 67
| Нахождение числа по его дроби
|
| 68
| Нахождение числа по его дроби
|
| 69
| Нахождение числа по его дроби
|
| 70
| Нахождение числа по его дроби
|
| 71
| Дробные выражения
|
| 72
| Дробные выражения
|
| 73
| Дробные выражения
|
| 74
| Контрольная работа №6 «Дробные выражения. Нахождение числа по его дроби»
|
| Раздел 4. Отношения и пропорции (19 уроков)
| 75
| Отношения
|
|
|
|
| 76
| Отношения
|
|
|
|
| 77
| Отношения
|
|
|
|
| 78
| Отношения
|
|
|
|
| 79
| Пропорции
|
|
|
|
| 80
| Пропорции
|
|
|
|
| 81
| Пропорции
|
|
|
|
| 82
| Пропорции
|
|
|
|
| 83
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
|
|
|
|
| 84
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
|
|
|
|
| 85
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
|
|
|
|
| 86
| Контрольная работа №7 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
|
|
|
|
| 87
| Масштаб
|
|
|
|
| 88
| Масштаб
|
|
|
|
| |
|
|