Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
Знать/понимать
Существо понятия математического доказательства, приводить примеры доказательств.
Существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов.
Как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач.
Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры таких описаний
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, примеры статистических закономерностей и выводов.
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Смысл формализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при формализации.
Арифметика
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
составлять формулу по условию задачи; осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления в формулах, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую;
применять свойства арифметических корней для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих корни;
решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений, линейные и несложные нелинейные;
решать линейные и квадратные неравенства и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа на координатной прямой и точки с заданной координатой на координатной плоскости; изображать множество решений неравенства на координатной прямой;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значение функции по ее аргументу, значение аргумента по значению функции;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; находить нужные формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами
Геометрия
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин, в том числе тригонометрических функций; находить стороны, углы и площади треугольников, правильных многоугольников, некоторых четырехугольников, длины ломаных и дуг окружности; находить площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждения;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятность случайного события в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности;
решения учебных и практических задач, требующих системного перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений. IV.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Литература
Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 271 с.: ил.
А.Н. Рурукин, С.А. Полякова, поурочные разработки по алгебре: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Е.В. Степенкова, А.Б. Уединов и др. Алгебра. 9 класс. Тесты – М.: «Издат – школа 2000»
Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005 г. – 384 с.: ил.
Н.Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО
Календарно – тематический план по математике в 9 классе на 2012- 2013 учебный год
№ урока
| № урока темы
| пункт
|
Содержание учебного материала
|
Компьютерное обеспечение
|
Вид контроля
| Дата проведения урока
| план
| факт
|
|
|
| 1 четверть
|
|
|
|
|
|
|
| Квадратичная функция (24 часа)
|
|
|
|
| 1
| 1
| 1
| Функция. Область определения и область значений функции.
|
|
|
|
| 2
| 2
|
| Функция. Область определения и область значений функции.
|
|
|
|
| 3
| 3
| 2
| Свойства функций.
| +
|
|
|
| 4
| 4
|
| Свойства функций.
|
| Самостоятельная работа по теме «Функции и их свойства»
|
|
| 5
| 5
| 3
| Квадратный трёхчлен и его корни.
|
|
|
|
| 6
| 6
|
| Квадратный трёхчлен и его корни.
|
| Математический диктант
|
|
| 7
| 7
| 4
| Разложение квадратного трёхчлена на множители.
|
|
|
|
| 8
| 8
|
| Разложение квадратного трёхчлена на множители.
|
|
|
|
| 9
| 9
|
| Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства».
|
| Контрольная работа
|
|
| 10
| 1
| 5
| Функция Y=аx2, её график и свойства.
| +
|
|
|
| 11
| 2
|
| Функция Y=аx2, её график и свойства.
|
|
|
|
| 12
| 3
| 6
| Графики функций Y=аx2+ n u Y= a(x-m)2
| +
| Математический диктант
|
|
| 13
| 4
|
| Графики функций Y=аx2+ n u Y= a(x-m)2
|
|
|
|
| 14
| 5
| 7
| Построение графика квадратичной функции.
|
|
|
|
| 15
| 6
|
| Построение графика квадратичной функции.
|
| Самостоятельная работа
|
|
| 16
| 7
|
| Построение графика квадратичной функции.
|
|
|
|
| 17
| 8
|
| Построение графика квадратичной функции.
|
| Практическая работа
|
|
| 18
| 9
| 8
| Функция Y=xn
| +
|
|
|
| 19
| 10
|
| Функция Y=xn
|
|
|
|
| 20
| 11
| 9
| Корень n-й степени.
|
|
|
|
| 21
| 12
|
| Корень n-й степени.
|
| Самостоятельная работа
|
|
| 22
| 13
| 10
| Дробно – линейная функция и её график.
|
|
|
|
| 23
| 14
| 11
| Степень с рациональным показателем.
|
|
|
|
| 24
| 15
|
| Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции».
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| Векторы (10 часов)
|
|
|
|
| 25
| 1
| 76-78
| Понятие вектора.
| +
|
|
|
| 26
| 2
|
| Понятие вектора.
|
|
|
|
| 27
| 3
| 79-82
| Сложение и вычитание векторов.
| +
|
|
|
| 28
| 4
|
| Сложение и вычитание векторов.
|
|
|
|
| 29
| 5
|
| Сложение и вычитание векторов.
|
|
|
|
| 30
| 6
|
| Сложение и вычитание векторов.
|
| Практическая работа по теме «Сложение и вычитание векторов».
|
|
| 31
| 7
| 83-85
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
| +
|
|
|
| 32
| 8
|
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
|
|
|
|
| 33
| 9
|
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
|
| Практическая работа по теме «Умножение вектора на число».
|
|
| 34
| 10
|
| Контрольная работа №3 по теме «Векторы».
|
|
|
|
|
|
|
|
Метод координат (8 часов)
|
|
|
|
| 35
| 1
| 86-87
| Координаты вектора.
|
|
|
|
| 36
| 2
|
| Координаты вектора.
|
|
|
|
| 37
| 3
| 88-89
| Простейшие задачи в координатах.
|
|
|
|
| 38
| 4
|
| Простейшие задачи в координатах.
|
| Математический диктант.
|
|
| 39
| 5
| 90-92
| Уравнения окружности и прямой.
| +
|
|
|
| 40
| 6
|
| Уравнения окружности и прямой.
|
| Самостоятельная работа.
|
|
| 41
| 7
|
| Решение задач.
|
|
|
|
| 42
| 8
|
| Контрольная работа № 4 по теме « Метод координат».
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| Уравнения и неравенства с одной переменной (15 часов)
|
|
|
|
| 43
| 1
| 12
| Целое уравнение и его корни.
|
|
|
|
| 44
| 2
|
| Целое уравнение и его корни.
|
|
|
|
| 45
| 3
|
| Целое уравнение и его корни.
|
| Самостоятельная работа.
|
|
|
|
|
| 2 четверть
|
|
|
|
| 46
| 4
| 13
| Дробные рациональные уравнения.
|
|
|
|
| 47
| 5
|
| Дробные рациональные уравнения.
|
|
|
|
| 48
| 6
|
| Дробные рациональные уравнения.
|
|
|
|
| 49
| 7
|
| Дробные рациональные уравнения.
|
|
|
|
| 50
| 8
| 14
| Решение неравенств второй степени с одной переменной.
|
|
|
|
| 51
| 9
|
| Решение неравенств второй степени с одной переменной.
|
|
|
|
| 52
| 10
|
| Решение неравенств второй степени с одной переменной.
|
| Самостоятельная работа.
|
|
| 53
| 11
| 15
| Решение неравенств методом интервалов.
| +
|
|
|
| 54
| 12
|
| Решение неравенств методом интервалов.
|
|
|
|
| 55
| 13
|
| Решение неравенств методом интервалов.
|
| Самостоятельная работа.
|
|
| 56
| 14
| 16
| Некоторые приёмы решения целых уравнений.
|
|
|
|
| |