|
Урока математики в 7 классе по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» Конспект урока математики в 7 классе по теме
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» Цели урока.
Образовательные:
обеспечить овладение учащимися графическим приемом решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Развивающие: формировать интеллектуальные способности, в том числе:
умение сравнивать, строить аналоги, выделять главное;
умение обобщать и систематизировать пройденный материал;
развивать логическое мышление, память, воображение, математическую речь;
развивать активную познавательную деятельность.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, заинтересованность учащихся на всех этапах урока;
формировать такие качества характера, как усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
1) Придумайте задание к следующей задаче:
-
| (6; 2)
(0; 20)
(4; 8)
(6; 5)
| В ходе обсуждения на доске появляется запись:
-
| (6; 2)
Является (0; 20) Не является
решением (4; 8) решением
уравнения (6; 5) уравнения
|
2) Придумайте задание к следующей задаче:
-
III. Актуализация знаний учащихся
Исаак Ньютон сказал: «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам
или к отвлеченным отношениям величин,
нужно лишь перевести задачу с родного языка
на язык алгебраический» Предлагаю вам задачу из «Всеобщей арифметики» Ньютона:
Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего же ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, то твоя поклажа стала бы одинакова с моей”. Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько мул? Заполним две таблицы:
1 случай
| Было
| Стало
|
| Поклажа лошади
|
|
|
| Поклажа мула
|
|
| В 2 раза тяжелее, чем поклажа лошади
| Результат: уравнение . 1 случай
| Было
| Стало
|
| Поклажа лошади
|
|
| Поровну
| Поклажа мула
|
|
| Результат: уравнение . Получаем систему уравнений:
Моделью данной ситуации стали два уравнения, имеющих одно и то же решение, такую модель называют системой линейных уравнений с двумя переменными. Решением системы линейных уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство. Для решения системы линейных уравнений с двумя переменными существует несколько способов, один из них графический. Рассмотрим его. Учащиеся работают группами, учитель консультирует. Затем в виде контроля используется презентация задачи. IV. Составить математическую модель одной или нескольких следующих задач: 1) Задача иранского ученого XVI века Бехаэддина: Разделить число 10 на 2 части, разность которых 5.
2) Задача Бхаскары: Некто сказал другу: «Дай мне 100 рупий и я буду богаче тебя вдвое». Друг ответил: «Дай мне только 10 и я стану в 6 раз богаче тебя». Сколько рупий было у каждого? 3) Задача из книги «Математика в девяти книгах»: Сообща покупают курицу. Если каждый внесет по 9 (денежных единиц), то останется 11, если же каждый внесет по 6, то не хватит 16. Найти количество людей и стоимость курицы. 4) Задача из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля? 5) Задача Ал-Хорезми: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4. V. Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание. |
|
|