|
Программа курса по выбору «Подготовка к егэ по математике. Систематизация материала по разделам математики»
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Подготовка к ЕГЭ по математике. Систематизация материала по разделам математики»
для обучающихся 11 класса Составлена:
Ивановой Марией Анатольевной,
учителем математики
Волгоград, 2014 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике. Систематизация материала по разделам математики» предлагается для изучения в 11 классе и рассчитана на 68 часов.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач.
Структура курса представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме
Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития математического мышления тестируемого
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к ЕГЭ по математике. Систематизация материала по разделам математики» для 11 класса (68 часов)
Рассматриваемый материал курса разбит на блоки, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля. В начале каждой темы блока приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач, уравнений, систем уравнений и неравенств. В конце блока предлагаются задания на отработку приведённых способов решения. Для проверки усвоения материала проводятся тесты с задачами различной трудности.
Задания 1 блока (14 ч.): 1) общие подходы к решению текстовых задач 2) логика текстовых задач: задачи на движение, на проценты и на сложные проценты, на десятичную форму записи числа, на смеси и сплавы, практикоориентированные задачи
Задания 2 блока (2 ч.): Работа с графиками, схемами, таблицами
Задания 3 блока (12 ч.): 1) геометрические конфигурации, наиболее часто встречающиеся в задачах школьного курса: касающиеся окружности, пересекающиеся окружности, вписанные и описанные окружности 2) способы нахождения различных элементов геометрических фигур – медиан, высот, биссектрис треугольника, радиусов вписанных и описанных окружностей 3) методы решения геометрических задач – метод площадей, метод вспомогательной окружности, удвоение медианы
Задания 4 блока (4 ч.): 1) виды числовых и алгебраических выражений 2) значение числового и алгебраического выражения 3) способы упрощения числовых и алгебраических выражений
Задания 5 блока (13 ч.): 1) линейные и квадратные уравнения 2) дробно-рациональные уравнения 3) иррациональные уравнения 4) тригонометрические уравнения 5) показательные уравнения 6) логарифмические уравнения 7) уравнения с модулем
Задания 6 блока (4 ч.): 1) рациональные неравенства 2) иррациональные неравенства 3) тригонометрические неравенства 4) показательные неравенства 5) логарифмические неравенства 6) комбинированные неравенства 7) неравенства с модулем
Задания 7 блока (3 ч.): 1) Простейшие уравнения и неравенства с параметром 2) Простейшие задачи с модулем
Задания 8 блока (5 ч.): 1) Область определения и множество значений функции 2) Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции 3) Наибольшее (наименьшее) значение функции 4) Ограниченность, сохранение знака функции 5) Связь между свойствами функции и её графиком 6) Значения функции
Задания 9 блока (11 ч.): 1) Расстояние от точки до прямой; от точки до плоскости; между прямыми; между прямой и плоскостью; между плоскостями 2) Сечение многогранников 3) Тела и поверхности вращения УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Тема занятия
| Всего часов
| Форма
контроля
| лекция
| практика
| контроль
|
| Решение текстовых задач
| 14
|
|
|
| 1
| Общие подходы к решению текстовых задач
|
| 0,5
| 0,5
|
| 2
| Логика текстовых задач
|
| 0,5
| 0,5
|
| 3
| Решение текстовых задач на движение
|
|
| 1
|
| 4
| Решение текстовых задач на движение. Закрепление
|
|
| 1
|
| 5
| Решение задач на проценты
|
|
| 1
|
| 6
| Решение задач на проценты. Закрепление
|
|
| 1
|
| 7
| Решение задач на сложные проценты
|
|
| 1
|
| 8
| Решение задач на сложные проценты. Закрепление
|
|
| 1
|
| 9
| Решение задач на десятичную форму записи числа
|
|
| 1
|
| 10
| Решение задач на десятичную форму записи числа. Закрепление
|
|
| 1
|
| 11
| Решение задач на смеси и сплавы
|
|
| 1
|
| 12
| Решение задач на смеси и сплавы. Закрепление
|
|
| 1
|
| 13
| Практикоориентированные задачи
|
|
| 1
|
| 14
| Решение текстовых задач. Закрепление
|
|
|
| тест
|
| Элементарные графики и статистическая обработка информации
| 2
|
|
|
| 15
| Работа с графиками
|
|
| 1
|
| 16
| Работа со схемами и таблицами
|
|
| 1
| тест
|
| Геометрия. Планиметрия
| 12
|
|
|
| 17
| Касающиеся окружности
|
|
|
1
|
| 18
| Пересекающиеся окружности
|
|
|
1
|
| 19
| Вписанные окружности
|
|
|
1
|
| 20
| Описанные окружности
|
|
| 1
|
| 21
| Способы нахождения медиан геометрических фигур
|
|
| 1
|
| 22
| Способы нахождения высот геометрических фигур
|
|
| 1
|
| 23
| Способы нахождения биссектрис треугольника
|
|
| 1
|
| 24
| Способы нахождения радиусов вписанных окружностей
|
|
| 1
|
| 25
| Способы нахождения радиусов описанных окружностей
|
|
| 1
|
| 26
| Методы решения геометрических задач. Метод площадей
|
|
| 1
|
| 27
| Методы решения геометрических задач. Метод вспомогательной окружности
|
|
| 1
|
| 28
| Методы решения геометрических задач. Метод удвоения медианы
|
|
|
| тест
|
| Числовые и алгебраические выражения
| 4
|
|
|
| 29
| Виды числовых и алгебраических выражений
|
|
| 1
|
| 30
| Значение числового и алгебраического выражения
|
|
| 1
|
| 31
| Способы упрощения числовых выражений
|
|
| 1
|
| 32
| Способы упрощения алгебраических выражений
|
|
| 1
| тест
|
| Уравнения и системы уравнений
| 13
|
|
|
| 33
| Линейные и квадратные уравнения
|
|
| 1
|
| 34
| Линейные и квадратные уравнения. Решение систем
|
|
| 1
|
| 35
| Дробно-рациональные уравнения
|
|
| 1
|
| 36
| Дробно-рациональные уравнения. Решение систем
|
|
| 1
|
| 37
| Иррациональные уравнения
|
|
| 1
|
| 38
| Иррациональные уравнения и системы
|
|
| 1
|
| 39
| Тригонометрические уравнения
|
|
| 1
|
| 40
| Тригонометрические уравнения. Решение систем
|
|
| 1
|
| 41
| Показательные уравнения
|
|
| 1
|
| 42
| Показательные уравнения и системы
|
|
| 1
|
| 43
| Логарифмические уравнения
|
|
| 1
|
| 44
| Логарифмические уравнения и системы
|
|
| 1
|
| 45
| Уравнения с модулем
|
|
| 1
| тест
|
| Неравенства
| 4
|
|
|
| 46
| Рациональные и иррациональные неравенства
|
|
|
|
| 47
| Тригонометрические неравенства
|
|
|
|
| 48
| Показательные и логарифмические неравенства. Комбинированные неравенств
|
|
|
|
| 49
| Неравенства с модулем
|
|
|
|
|
| Задачи с параметром
| 3
|
|
|
| 50
| Простейшие уравнения с параметром
|
|
| 1
|
| 51
| Простейшие неравенства с параметром
|
|
| 1
|
| 52
| Простейшие задачи с модулем
|
|
| 1
| тест
|
| Математический анализ
| 5
|
|
|
| 53
| Область определения и множество значений функции
|
|
|
|
| 54
| Периодичность, возрастание (убывание), экстремумы функции
|
|
|
|
| 55
| Наибольшее (наименьшее) значение функции. Ограниченность, сохранение знака функции
|
|
|
|
| 56
| Связь между свойствами функции и её графиком
|
|
|
|
| 57
| Значения функции
|
|
|
|
|
| Геометрия. Стереометрия
| 11
|
|
|
| 58
| Расстояние от точки до прямой
|
|
| 1
|
| 59
| Расстояние от точки до плоскости
|
|
| 1
|
| 60
| Расстояние между прямыми
|
|
| 1
|
| 61
| Расстояние между прямой и плоскостью
|
|
| 1
|
| 62
| Расстояние между плоскостями
|
|
| 1
|
| 63
| Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью
|
|
| 1
|
| 64
| Решение задач на нахождение расстояний между плоскостями
|
|
| 1
|
| 65
| Сечение многогранников
|
|
| 1
|
| 66
| Тела вращения
|
|
| 1
|
| 67
| Поверхности вращения
|
|
| 1
| тест
| 68
| Итоговый урок. Обобщение знаний
|
|
| 1
|
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.П. Карп
«Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс» .Москва: «Просвещение» 2009 год.
2. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С1/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
4. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
5. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
6. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
7. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2014. – 120с
8. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63,с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
9. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания»)
10. ЕГЭ 2011. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания).
11. ЕГЭ – 2011. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2014. – 240 с. – (ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе)
12. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 |
|
|