«Листопад»
Цель: углублять знания детей о цвете предметов; познакомить с элементарными математическими представлениями.
Задачи:
Образовательная: расширять и углублять знания детей о цвете предметов: красный, жёлтый, зелёный; учить группировать предметы по цвету; знакомить детей с понятиями «один», «много». Учить использовать в речи слова: «большой», «маленький».
Развивающая: развивать внимание, память, мышление, глазомер, обогащать словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Материал: комплекты кленовых листьев красного, жёлтого и зелёного цветов, вырезанные из картона, по количеству детей; большой и маленький подносы, большая карточка с изображением дорожки из листьев.
Предшествующая работа: сбор и рассматривание листьев на участке осенью, рассматривание иллюстраций о природе, рассматривание кленовых листьев, чтение стихов и рассказов о природе.
Организация занятия: дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними стол с двумя подносами, мольберт. Центр группы свободный.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какие красивые у меня листочки! Они большие и маленькие, красного, жёлтого и зелёного цветов. Мы с вами собирали их на нашем участке осенью, а потом положили в большую книгу и засушили. А сейчас с ними поиграем! (Воспитатель подбрасывает листочки вверх, и они падают на палас). Вот как много листочков! Сколько листочков? (Ответы детей. Воспитатель напоминает детям, что на вопросы надо отвечать полным предложением, а не одним словом). Какого цвета листочки? (дети называют цвет листочков). А еще, какие листочки? Правильно, большие и маленькие! У меня есть два подноса. Один большой, а другой маленький. (Показывает подносы). Какие подносы? (ответы детей), Это какой поднос? А этот какой? (ответы детей хоровые и индивидуальные.) Сейчас вы будете собирать листочки с паласа по одному. Жёлтые листочки вы положите на маленький поднос, зелёные – на большой, а красные – отдадите мне. Я буду вам помогать.
Воспитатель ещё раз проговаривает задание, показывает, как надо делать и предлагает детям собрать листочки. Дети поднимают листочки по одному и раскладывают по своим местам. Воспитатель помогает, напоминает, какой листок, куда надо положить. Спрашивает каждого ребёнка, какого цвета взял он листок и куда его положить. Когда все листочки собрали, воспитатель хвалит детей. Дети правильно выполнили задание: жёлтые листочки положили на маленький поднос, зелёные – на большой, а красные листочки отдали воспитателю.
Далее воспитатель предлагает детям взять по одному жёлтому листочку. На каком подносе лежат жёлтые листочки? (ответы детей). Сколько у вас стало листочков? (ответы: один, по одному). Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, сколько у него листочков.
В другую руку воспитатель предлагает взять по одному зелёному листочку. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, сколько у него листочков. (Много). Если дети ответят, что у них по два листочка – похвалить детей.
Воспитатель предлагает детям показать, как качаются листочки на деревьях, потанцевать с листочками.
Ветер тихо клён качает медленно поднять
Вправо, влево наклоняет руки вверх;
Раз наклон наклоны вправо,
И два наклон влево;
Зашумел листвою клён! поднять руки вверх и покачать
листочками.
Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть на стульчики, держа листочки в руках. Обращает внимание детей на мольберт:
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая дорожка из листочков на этой карточке. (Воспитатель показывает указкой на листочки, стараясь подчеркнуть ритм чередования листочков голосом и указкой). Жёлтый листок, зелёный листок, жёлтый, зелёный и т.д. Теперь давайте вместе повторим, из каких листочков состоит дорожка. Я буду показывать, а вы называйте, какого цвета данный листок. (Дети проговаривают хором последовательность листочков).
Воспитатель предлагает детям выложить на паласе такую же дорожку. Воспитатель первая кладёт жёлтый листок, ребёнок кладёт следующий листок – зелёный и т.д. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, какой листок он положил, какой следующий листок.
Воспитатель помогает детям выложить дорожку из листьев, следит за ответами детей, чтобы отвечали полными предложениями.
Воспитатель: Вот ребятки молодцы, какую красивую дорожку из листочков выложили! Давайте похлопаем себе: какие мы молодцы! |